Применение мобильных технологий для развития лексических навыков школьников при изучении английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 09.06.2019

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Смоленцева А. С. Применение мобильных технологий для развития лексических навыков школьников при изучении английского языка // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 388-390. — URL https://moluch.ru/archive/261/60349/ (дата обращения: 16.12.2019).



Использование новых технологий в образовании становится возможным благодаря их постоянному развитию. Уже сейчас технологии изменили способ преподавания и обучения, например, мы можем использовать карманные персональные компьютеры (КПК), ноутбуки, смартфоны и планшеты для достижения учебных целей. Словарный запас является одним из важнейших и фундаментальных компонентов языка: благодаря ему ученики способны понимать устную и письменную речь. Было проведено множество исследований, направленных на повышение способностей учащихся к изучению лексики посредством мобильных технологий. Они мотивируют учащихся на самостоятельное обучение и позволяют выбирать тот подход, который нравится им. В статье описаны особенности использования мобильных технологий при изучении английского языка, их влияние на лексические навыки школьников.

Ключевые слова: мобильные приложения; лексика; словарный запас; английский язык.

Известно, что мобильные телефоны предоставляют лёгкий доступ к материалам и возможность практиковаться в любое время и в любом месте. Ещё одним преимуществом является ограниченный размер экрана, что позволяет управлять количеством контента, в отличие от других учебных материалов [2, с.20]. Мобильные технологии предоставляет школьникам возможность задействовать четыре навыка: чтение, аудирование, говорение и письмо на английском языке. Помимо этого, учащиеся становятся мотивированными к изучению языка и более вовлечёнными в учебный процесс. В свою очередь, учителя должны мотивировать школьников применять технологии в обучении и предоставить возможность использовать их на уроках в классе. Учащиеся могут использовать мобильные технологии в различных типах обучения [5, с.4].

Новые слова можно прорабатывать в контексте и отдельно. Знакомство с новой лексикой должно осуществляться с помощью речи, произносимой учителем на иностранном языке, а также с использованием различных видов визуального сопровождения. Для формирования лексических навыков применяются упражнения для разминки и речевые упражнения, которые затем необходимо использовать при общении для развития у учащихся навыков восприятия, таких как аудирование и чтение. Упражнения для развития лексических навыков активизируют умственную деятельность учащихся и направлены на уменьшение количества лексических ошибок при выполнении коммуникативных заданий.

Для развития лексических навыков на уроках английского языка ученикам необходимо знание ситуационных, социальных и контекстных правил, которые широко используются носителями языка. Существует много техник, позволяющих учащимся запомнить новые слова и правильно использовать их в своей речи:

− выделение слов в коллокации;

− поиск новых слов и фраз в тексте;

− группирование слов на разные темы;

− поиск синонимов, антонимов и др.

В то же время на занятиях целесообразно проводить учебные упражнения на основе работы с текстом [1].

Современная методология предлагает различные методы и приёмы для представления словарного запаса и его активизации в речи учащихся. Выбирая конкретный метод обучения, учитель должен учитывать несколько факторов: возраст учащихся, их знание языка, цели и задачи урока, а также тип изучаемой лексики. В старших классах развитие учениками навыков самостоятельно выбирать наиболее эффективные методы организации изучения словарного запаса становится обязательным. Школьники также должны иметь возможность свободно применять изученную лексику в ситуациях из реальной жизни.

После ознакомления с новой лексикой необходимо провести серию тренировочных упражнений для первичного закрепления введенного словарного запаса. Задачи этого типа носят традиционный характер:

− сопоставление;

− заполнение пропусков;

− multiple choice;

− завершение предложений;

− замена.

Работа по дальнейшему закреплению полученной лексики обычно проводится на следующем уроке. На этом этапе учитель должен организовать деятельность учащихся, направленную на обучение навыкам использования новой лексики как в восприимчивых типах речевой деятельности (чтение и аудирование), так и в продуктивных типах (письмо и говорение). Важно следовать логической последовательности при выборе задач для представления, первичного и дальнейшего закрепления словарного запаса.

С развитием технологий, на место компьютеров, когда-то доминирующих учебных технологий в классах, приходят планшеты и приложения. Поскольку интерес овладеть той или иной лексикой растёт, становятся доступны различные виды вспомогательных средств, среди которых мобильные приложения являются одним из самых эффективных и популярных. Невозможно отрицать значимость исследований концепций и учебных вопросов, связанных с мобильным обучением. Основываясь на отзывах о мобильных приложениях и их эффективности, а также анкетировании, разработчики приложений могут увидеть, как их приложения влияют на успеваемость учащихся в реальной жизни, выявить их слабые стороны. Приложения могут стать частью новых методов обучения, которые подразумевают использование приложений в качестве домашней работы или выполнение последующего тестирования для оценки результатов. Мультимедийные средства полезны в различных аспектах образования, особенно в овладении языком. Они снижают стресс и беспокойство учеников, мотивируют учеников, предоставляя интересную платформу для представления контента, а также повышения коммуникативной компетентности [3].

Стратегии расширения словарного запаса, применимые к мобильным приложениям: [4, с.133].

− группировка слов;

− формирование образов;

− стратегия повторений.

Группировка слов — это важный аспект запоминания слов, который включает в себя организацию слов в соответствии с группами, эти группы слов обычно связаны общей темой или какой-либо другой характеристикой. Этот метод полезен для расширения словарного запаса, т. к. уменьшает количество отдельных элементов и связывает новое слово с понятием из родного языка.

Образы: они делятся на визуальные и слуховые; визуальные образы основаны на связи между картинкой и словом, которое необходимо запомнить. Ученики связывают понятия в памяти посредством значимых визуальных образов, которые делают процесс изучения слова более эффективным. Люди обычно легко устанавливают связь между словесными и визуальными символами. Ученики могут связывать слова не только с изображением, но и со звуками, создавая слуховые образы. Они делают вербальное обучение более эффективным, связывая новые звуки с теми, которые ученики уже знают. Например, учащиеся могут установить связь между немецким словом «катце» и английским словом «кот».

Стратегия повторений. Повторения важны для учеников, изучающих второй язык, особенно для тех, которые испытывают трудности с запоминанием.

В традиционной системе обучения среда обучения состоит из учебных пособий, досок и книг, самих учащихся и учителя, с помощью которого происходит приобретение знаний. Учителя могут расширить знания иноязычной лексики школьников, используя мобильные приложения. Проанализировав результаты нескольких исследований, было подтверждено, что применение мобильных приложений помогает в закреплении лексики. В частности, можно сделать вывод о том, что данный способ является эффективным за счёт представления содержания в компактном виде с помощью графики и звукового сопровождения при демонстрации значений слов и помогает ученикам при их запоминании. При этом учащиеся проявляют большую мотивацию к изучению, благодаря использованию приложений в качестве средства визуализации материала.

Литература:

  1. Herrel, A. L. Fifty strategies for teaching English language learners / A. L. Herrel // An ESL teacher‘s tool kit. 2nd ed. Winnipeg. — Canada. Penguin Publishers, 2004;
  2. Reinders, H., Twenty Ideas for Mobile Phones in the Language Classroom. Teaching English Forum, 2010;
  3. Rezaei, Azadeh & Neo, Mai & Pesaranghader, Ahmad, The Effect of Mobile Applications on English Vocabulary Acquisition, 2014;
  4. Schmitt, Vocabulary in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2000;
  5. Schofield, et al., Going Mobile in Executive Education. How mobile technologies are changing the executive learning landscape, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): словарный запас, английский язык, приложение, ученик, слово, дальнейшее закрепление, реальная жизнь, группировка слов, использование приложений, метод обучения.


Похожие статьи

Использование компьютерной игры «The Sims...»

В статье говорится о способах повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по иностранному языку (на примере английского языка) с помощью компьютерной игры «The Sims 3», даётся объяснение, почему именно эта игра наиболее эффективна при обучении ИЯ...

К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе

Ключевые слова: игра, обучение, иностранный язык, мотивация, коммуникативный процесс, умения. Изучение иностранного языка в

Таким образом, использование игровой формы обучения на занятиях по иностранному языку, помогает преподавателю снять усталость и...

Использование интернет-ресурсов при изучении иностранного...

Ключевые слова: иностранный язык, Интернет-ресурсы, образовательный процесс, мотивация, видеоматериалы, коммуникативный метод. Английский язык является важнейшим языком международного общения: около миллиарда человек владеет им как средством коммуникации.

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка

В методике преподавании иностранного языка игровые методы рассматриваются как особая система обучения, отличающаяся от традиционных

реальная жизнь, интерактивная форма урока, игра, ресторан, иностранный язык, профессиональная деятельность, речевая...

О методике совершенствования работы со словарем

Совокупность слов, какого – либо языка составляет лексику. Лексика как ведущий компонент речевого общения выступает в речи во

Цель этой работы является систематическое пополнение словарного запаса учащихся. Задача каждого учителя английского языка...

Формирование и развитие лексических навыков в процессе...

В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка. Обучение иностранным языкам является многокомпонентным процессом...

Игровые технологии как эффективное средство активизации...

Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и

Использование игры как одного из приёмов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его...

Мультимедиапрограммы в обучении лексике английского языка...

Обучение иностранным языкам в средней общеобразовательной школе предполагает овладение тремя

Ученикам-кинестетикам понравится такой тип урока, фрагментом которого является

Также в программу включена функция записи сказки своим голосом и дальнейшее...

Работа со словарными словами на уроках русского языка

Слова с непроверяемым написанием изучаются во всем курсе русского языка.

Работа над лексическим значением слова. Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и

Упражнения, направленные на закрепление правописания слова и введение его в активный...

Похожие статьи

Использование компьютерной игры «The Sims...»

В статье говорится о способах повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по иностранному языку (на примере английского языка) с помощью компьютерной игры «The Sims 3», даётся объяснение, почему именно эта игра наиболее эффективна при обучении ИЯ...

К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе

Ключевые слова: игра, обучение, иностранный язык, мотивация, коммуникативный процесс, умения. Изучение иностранного языка в

Таким образом, использование игровой формы обучения на занятиях по иностранному языку, помогает преподавателю снять усталость и...

Использование интернет-ресурсов при изучении иностранного...

Ключевые слова: иностранный язык, Интернет-ресурсы, образовательный процесс, мотивация, видеоматериалы, коммуникативный метод. Английский язык является важнейшим языком международного общения: около миллиарда человек владеет им как средством коммуникации.

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка

В методике преподавании иностранного языка игровые методы рассматриваются как особая система обучения, отличающаяся от традиционных

реальная жизнь, интерактивная форма урока, игра, ресторан, иностранный язык, профессиональная деятельность, речевая...

О методике совершенствования работы со словарем

Совокупность слов, какого – либо языка составляет лексику. Лексика как ведущий компонент речевого общения выступает в речи во

Цель этой работы является систематическое пополнение словарного запаса учащихся. Задача каждого учителя английского языка...

Формирование и развитие лексических навыков в процессе...

В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка. Обучение иностранным языкам является многокомпонентным процессом...

Игровые технологии как эффективное средство активизации...

Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и

Использование игры как одного из приёмов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его...

Мультимедиапрограммы в обучении лексике английского языка...

Обучение иностранным языкам в средней общеобразовательной школе предполагает овладение тремя

Ученикам-кинестетикам понравится такой тип урока, фрагментом которого является

Также в программу включена функция записи сказки своим голосом и дальнейшее...

Работа со словарными словами на уроках русского языка

Слова с непроверяемым написанием изучаются во всем курсе русского языка.

Работа над лексическим значением слова. Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и

Упражнения, направленные на закрепление правописания слова и введение его в активный...

Задать вопрос