Место и роль государственных органов по защите прав человека в период международных вооруженных конфликтов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Насуханов А. И. Место и роль государственных органов по защите прав человека в период международных вооруженных конфликтов // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 502-504. — URL https://moluch.ru/archive/261/60339/ (дата обращения: 16.07.2019).



В статье раскрываются место и роль органов государственной власти по защите прав человека в период международных вооружённых конфликтов. Отдельно анализируются положения законодательства относительно полномочий Президента Российской Федерации в период международных вооружённых конфликтов, а также рассматривается механизм по защите прав человека в период международных вооружённых конфликтов.

Ключевые слова: права человека, механизм обеспечения прав человека, национальное законодательство, международное законодательство, Президент Российской Федерации.

Потенциальная возможность возникновения международных вооруженных конфликтов, в том числе, немеждународного характера, а также иных вооруженных столкновений представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена нестабильностью современных международных отношений, постоянным нарушением основных принципов международного права со стороны международного сообщества, попытками некоторых государств повлиять на развитие экономики нашей страны. Вышеуказанные факторы порождают необходимость создания и обеспечения эффективной деятельности государственных органов по соблюдению и обеспечению прав человека в случае угрозы безопасности РФ.

Законодательством РФ предусмотрен специальный режим в период международного вооруженного конфликта, в соответствии с которым для государственных органов установлена военная форма управления, т. е. особый правовой режим их деятельности. В соответствии с данным режимом допускается ограничение прав граждан. Нередко это приводит к злоупотреблениям со стороны государственных органов. Кроме этого, к введению военного положения могут быть не готовы как население, так и органы государственной власти. Необходимо время для создания новой системы управления. Поэтому, в первую очередь, важно создать нормативную базу, которая демонстрировала бы мобилизационную готовность российского права к условиям вооруженного конфликта.

Конституция РФ устанавливает особый правовой режим прав и свобод человека и гражданина в российском государстве, провозглашая их наивысшей ценностью. Конституционное закрепление особого места прав и свобод в государстве возлагает на последнее необходимость в их признании, соблюдении и создании механизма в случае их нарушения. Однако, законодатель устанавливает возможность ограничения со стороны органов государственной прав и свобод человека и гражданина в случае, если это видится необходимым в целях защиты основ конституционного строя государства, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следует отметить, что прав человека являются более широкой по смыслу категории, так как помимо этого существуют права гражданина, которые представляют собой совокупность прав, свобод и обязанностей для граждан того или иного государство. Гражданство является связующей категории между человеком и государством. Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Государство обязуется обеспечивать права человека и гражданина, однако оно имеет право требования на соблюдения тех законов и того поведения, которое существует в нём, устанавливая за их нарушение меры юридической ответственности и применяя необходимые санкции. Обязанности, устанавливаемые государство, не влияют на те принципы, которые являются основополагающими в правах человека и гражданина, так как взаимоотношения между обществом и государством представляют собой своего рода договор, который необходимо соблюдать обеим сторонам- гражданам выполнять свои обязанности по уплате налогов и сборов, защите своего государства в случае военных действий и т. д., а государство обязуется исполнять права и свободы человека и гражданина, гарантировать их соблюдение и реализацию.

Правовое регулирование защиты прав и свобод человека, а также правовое положение, полномочия государственных органов в период вооруженных конфликтов обеспечивается следующими нормативными правовыми актами: Закон РФ «О безопасности» [1]; ФЗ «О статусе военнослужащих» [2], ФЗ «Об обороне» [3], воинские уставы и ведомственные акты.

А. С. Алихаджиева указывает на то, что федеральные органы исполнительной власти должны заботиться наряду с социальными, экономическими и иными проблемами об экологических интересах граждан [4].

Следует отметить, что нормативное закрепление основных прав и свобод не влечёт за собой возможность их практической реализации. Основным препятствующим фактором в рассматриваемом вопросе выступает несовершенство национального законодательства, а также низкий уровень правового воспитания и правовой культуры населения. Действия, принимаемые со стороны органов власти, направленные на решение существующих проблем, не отличаются своей эффективностью.

Относительно вопросов правового регулирования международных вооружённых конфликтов превалирующее значение имеют нормы международного права.

Так, основные положения защиты прав и свобод человека содержатся в таких международных документах, как: Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. [5]; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [6] и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

Система органов государственной власти в сфере государственного управления обороной представлена рядом органов власти, характеризующихся взаимоподчинённостью. Главенствующее место в данной системе, естественно занимает Президент Российской Федерации. Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, относящихся к исполнительным органам власти в соответствии с Военной доктриной, выполняют ряд функций и задач по обеспечению безопасности и защиты прав человека.

Кроме этого, ФКЗ «О военном положении» определяет полномочия главы государства в режиме военного положения, закрепляя за ним обширный перечень полномочий, которые выражают его роль, как Верховного Главнокомандующего. Полномочия Президента Российской Федерации в режиме военного положения разделяются на несколько составляющих. Так, например, организационные полномочия образует осуществление Президентом Российской Федерации руководства организацией режима военного положения, а также мероприятия по координации взаимодействия органов государственной власти в целях реализации режима военного положения.

Анализ законодательных положений даёт основание полагать, что сфера влияния главы государства весьма обширна и распространяется почти на все общественные отношения, а также происходит урегулирование и определение деятельности ряда приоритетных органов государственной власти, которые посредством административно-правового механизма реализуют политику государства как на внутреннем, так и на внешнем уровне. Роль Главы государства в области обеспечения национальной безопасности определяется его компетенцией. Однако, необходимо осознавать, что Президент Российской Федерации осуществляет свою деятельность хоть и самостоятельно, но должен руководствоваться во всем тем, что он в первую очередь является гарантом Конституции Российское Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Анализ положений ФКЗ позволяет сделать вывод о том, что глава, посвященная полномочиям органов государственной власти, не содержит в себе порядок взаимодействия таких органов с органами военного управления, также не распределены полномочия и ответственность между указанными органами. Это означает, что такие вопросы должны решаться на уровне подзаконных актов. К тому же, принимая решение о введении военного положения, необходимо обеспечить сочетание целесообразности и разумности мер государственного ограничения прав и свобод человека при соблюдении положений Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах.

Литература:

  1. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // Российская газета. 2010. № 295; Собрание законодательства РФ. 2015. № 41 (часть II). Ст. 5639.
  2. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; Российская газета. 2018. № 171.
  3. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении» // Парламентская газета. 2002. № 24; Российская газета. 2017. № 144.
  4. Алихаджиева А. С. Чрезвычайные экологические ситуации и население современной России // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире: Материалы III–й Международ. научно-практ. Интернет-конференции. — Тамбов. 2006. — С.193–195.
  5. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67; РГ. 1998.
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44; Сборнике «Действующее международное право» Т. 2.


Задать вопрос