В настоящее время вряд ли кто-то сможет подвергнуть сомнению суждение о том, что задержанные и заключенные под стражу находятся в крайне зависимом положении по отношению к сотрудникам администраций мест их содержания. Несмотря на ориентацию деятельности должностных лиц на соблюдение принципов и норм международного права, конституционных основ и положений уголовно-процессуального законодательства, никто из них не может гарантировать отсутствие злоупотреблений.
В результате длительного периода использования применительно к отношениям администрация-задержанный/заключенный под стражу различных систем сдержек и противовесов интересов всех участвующих лиц, в процессе произошли кардинальные изменения, породившие возникновение новой фигуры — прокурора. Именно на него была возложена обязанность по обеспечению соблюдения законности и поддержанию правопорядка. При этом, деятельность прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу должна подробно регламентироваться нормативно-правовыми актами различной юридической силы с целью соблюдения баланса интересов всех участников.
Степень значимости деятельности прокурора в рассматриваемой сфере можно уяснить из положений первой статьи Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации». Именно в ней непосредственно указывается на необходимость обеспечения надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, осуществляющих деятельность по содержанию задержанных и заключенных под стражу. В четвертую главу вынесен предмет соответствующего надзора, полномочия прокурора и обязанность исполнениями субъектами актов прокурорского реагирования.
Конкретизация полномочий прокурора происходит путем создания соответствующих приказов, указаний и положений, утвержденных Генеральным прокурором Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 2.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 27.11.2007 N 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» прокурорам предписывается обязанность по осуществлению контроля состояния соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Например, не реже раза в полугодие, прокурорские работники должны анализировать состояние прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав лиц в уголовном судопроизводстве, сопоставляя для этого все полученные в указанный период данные органов прокуратуры. Результаты работы необходимы для совершенствования организации надзора и контроля соблюдения администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу требований законодательства на всей территории Российской Федерации без учета территориального признака.
Утвержденное 15.03.2010 Генеральным прокурором Российской Федерации положение «Об управлении по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью» (далее — «Положение») стало основанием для создания отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью в МВД России и соблюдением законов в изоляторах временного содержания органов внутренних дел. Третий пункт Положения включает в себя основные задачи и функции управления, из которых к отделу относятся: обеспечение гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законов интересов общества и государства при осуществлении надзора за изоляторами временного содержания органов внутренних дел России; оказание практической помощи нижестоящим органам прокуратуры в организации надзора, обеспечение реализации Генеральным прокурором РФ и его заместителями надзорных полномочий в сфере исполнения законов в изоляторах временного содержания и другие. По нашему мнению, создание Положения стало революционным шагом в реализации идеи по систематизации всех полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями изоляторов временного содержания.
В целях расширения положений об осуществлении прокурором надзорной деятельности в изоляторах временного содержания был принят Приказ Генерального прокурора РФ от 8.08.2011 N 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)». Второй пункт ранее названного акта ввел обязанность прокуроров районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур ежедневно проверять в изоляторах временного содержания органов внутренних дел условия содержания лиц, содержащихся под стражей, а при получении сведений (жалоб) о нарушении их прав проверку проводить безотлагательно. Регламентированный период проведения проверки позволяет максимально снизить возможность нарушения правопорядка и обеспечить соблюдение всех конституционных прав человека и гражданина.
На основании п. 1.12 указания Генерального прокурора РФ от 09.11.2011 N 392/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей», в случае поступления информации и жалоб об ухудшении состояния здоровья лиц, содержащихся под стражей, надзирающему прокурору надлежит провести проверку в целях выявления нарушений закона в деятельности администраций соответствующих учреждений, а также фактов применения недозволенных мер воздействия. Данное положение является действительно значимым, ведь с точки зрения современного права, построенного на основе идеи гуманизма, насилие над личностью является совершенно недопустимой практикой и государственные органы обязаны использовать все возможные превентивные меры в целях его предотвращения.
В силу первого пункта приказа Генерального прокурора РФ от 16.01.2014 N 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, а также военные прокуроры на гауптвахтах обязаны ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Увеличенный, по отношению к надзору за изоляторами временного содержания, период проверки не является актом пренебрежения обязанностью по надзору за соблюдением законности, а объясняется наличием судебного решения о заключении под стражу.
Наличие стройной системы нормативно-правовых актов, регламентирующих осуществление прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу стало результатом многовекового развития исследуемой системы путем проб, ошибок, невероятных достижений законотворческой мысли и открытых конфликтов. Как результат, в настоящее время мы наблюдаем существование четкой иерархии субъектов, осуществляющих прокурорский надзор, а также подобную регламентацию их деятельности в нормативно-правовых актах различного уровня.
Литература:
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 // СПС «КонсультантПлюс»
- Приказ Генерального прокурора РФ от 27.11.2007 N 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // СПС «КонсультантПлюс»
- Указание Генерального прокурора РФ от 09.11.2011 N 392/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей» // СПС «КонсультантПлюс»
- Приказ Генерального прокурора РФ от 16.01.2014 N 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ Генерального прокурора РФ от 8.08.2011 N 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов) // СПС «КонсультантПлюс».
- Положение «Об управлении по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью». Утвержденно Генеральным прокурором РФ 15.03.2010 // СПС «КонсультантПлюс»
- Звягинцев А. Г. Прокуратура России. От истоков до наших дней. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. — 726 с.
- Лаверычева С. А. Следственные изоляторы в системе пенитенциарных учреждений: история вопроса // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 35–1. С. 54–56.