Логоритмика как средство развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Гурякова Е. Р. Логоритмика как средство развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 347-349. — URL https://moluch.ru/archive/261/60318/ (дата обращения: 14.12.2019).



Актуальность настоящей работы заключается в том, что результаты нашего исследования помогут подобрать логоритмические игры, которые будут полезны педагогам в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением опорно — двигательного аппарата.

Ключевые слова:просодическая сторона речи, просодика, дети старшего дошкольного возраста, нарушение опорно-двигательного аппарата, логоритмика..

В логопедии развитию просодической стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем, особенности развития просодии при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.

Проблема изучения просодической стороны речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В. А. Артемов, В. И. Бельтюков, Л. П. Бондаренко, Е. А. Брызгунова, Т. Н. Иванова — Лукьянова, Н. Д. Светозарова, Н В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е. Ф. Архипова, И. И. Ермакова, Е. В. Лаврова, Л. В. Лопатина, О. С. Орлова, Н. В. Серебрякова, А. Ф. Чернопольская, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.).

Просодия, по мнению Н. И. Жинкина [2], является наивысшим уровнем развития языка.

В рамках констатирующего эксперимента использовались методики Е. Ф. Архиповой с целью исследования основных особенностей просодической стороны речи:

  1. Исследование воспроизведения интонации
  2. Исследование темпо-ритмической организации речи
  3. Исследование ритма [1].

Сравнительный анализ результатов обследования детей на данном этапе позволил выявить существенные различия между контрольной и экспериментальной группой в данном аспекте. Было выделено, что интервал баллов у здоровых детей намного выше, чем у детей экспериментальной группы — нормальный показатель развития просодической стороны речи. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата находится намного ниже (см. рисунок 1), это является свидетельством наличия нарушений просодических компонентов речи.

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов исследования просодической стороны речи у ЭГ и КГ детей

Следующий этап нашей работы предполагал мероприятия, направленные на устранение нарушений просодической стороны речи у дошкольников с нарушением опорно — двигательного аппарата. С детьми экспериментальной группы проводились различные упражнения логоритмической направленности. С детьми же контрольной группы таких занятий не проводилось.

На протяжении всего эксперимента с детьми экспериментальной группы мы проводили одно занятие в неделю, подключая к этому процессу воспитателей данной группы. По длительности занятие занимало 15–20 минут. Все задания в рамках одного занятия строились с учетом равномерного распределения психофизических и речевых нагрузок и объединялись одной лексической темой. С учетом возрастной категории мы подобрали художественно-изобразительные, а также дидактические и двигательные упражнения музыкального характера. Воспитателем в это время осуществлялся контроль за поддержкой детьми осанки, качеством выполняемых ими движений, соблюдением дисциплины и правил игры. За пределами логоритмической работы воспитателем велась отработка с детьми тех упражнений, в которых у них возникали затруднения во время занятия. Также совместно с данным специалистом дети разучивали текстовку песен и словесный материал к логоритмическим играм. Подобная организация логоритмических занятий позволила обеспечить преемственную работу всех специалистов, участвовавших в формирующем этапе исследования.

Контрольное обследование и анализ полученных данных подтвердил эффективность проведения коррекционной работы по развитию просодической стороны речи с применением средств логопедической ритмики, проявившейся в положительной динамике изменений уровня сформированности всех компонентов просодики у детей экспериментальной группы, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. По результатам контрольного этапа было выделено, что экспериментальная группа (после эксперимента) показала уровень просодической стороны речи на 10 % выше, чем у детей экспериментальной группы (до обследования) это можно увидеть на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов исследования просодической стороны речи у детей на констатирующем и контрольном этапах

Следовательно, по наличию определенных сдвигов, выявленных вторичным обследованием, можно судить об успешности проведенной нами работы. У детей наблюдаются улучшения как интонационной, так и в темпо-ритмической организации речи.

Таким образом, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы цель педагогического исследования достигнута, все поставленные задачи решены. Была доказана гипотеза о том, что использование логоритмики в развитии просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата будет эффективным при следующих педагогических условиях, если:

– разработаны дидактические игры, сопровождающиеся словом и музыкой;

– дидактические игры будут проводится во время занятий и свободной деятельности.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Исследование просодической стороны речи / Под рдакцией О. В. Елецкой.- М.: ФОРУМ: ИНФРА — М, 2016. — с. 400.
  2. Жинкин Н. И. Механизм регулирования сегментных и просодических компонентов языка. / Н. И. Жинкин — Варшава, 1961. — с.79.
  3. Логопедия / Под редакцией Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 2002. — с. 270.
  4. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб: Союз, 2004. — с.10–47.
  5. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду — СПб.; Детство-пресс, 2014г.
  6. Ушакова О. С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема. // Журнал: Педагогическое образование и наука, 2011 г., № 12
  7. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений Г. Р. Шашкина. — М.: Академия, 2005. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): просодическая сторона речи, экспериментальная группа, ребенок, опорно-двигательный аппарат, старший дошкольный возраст, контрольный этап, занятие, сравнительный анализ результатов, темпо-ритмическая организация речи, двигательный аппарат.


Похожие статьи

Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи...

Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурообразование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. У детей наблюдается ускоренный...

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития...

Отмечается недостаток двигательной активности на занятиях по физической культуре и в

Проблемa развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста нуждается

Анализ литературы. Вопросом развития координационных способностей у детей...

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Музыкально-ритмическое развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие дошкольника: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается опорно-двигательный аппарат.

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе...

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения.

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

произносительная сторона речи, ребенок, коррекционная работа, формирование, просодическая сторона речи, дошкольный возраст, логическое ударение, речевой аппарат, фонационное дыхание, логопедический пункт. К вопросу о диагностике процесса усвоения...

Формирование мелодико-интонационной стороны речи как...

Нарушение мелодико-интонационной стороны речи при ДЦП в основном связью с общими двигательными расстройствами. Например, у детей гиперкинетической формой ДЦП нормальное произношение нарушено из-за гиперкинезов языка, губ и т. д. Меняющийся...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи...

Рече двигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Занятия с использованием речедвигательной ритмики укрепляют костно-мышечный аппарат детей, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку...

Необходимость логоритмических занятий при коррекционной...

Главной особенностью речи этих детей является выраженный дефицит экспрессивного

 развивать артикуляционный аппарат;  развивать силу голоса и выразительность речи

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей с нарушением речи...

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка...

Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «В мире

В контрольной же группе, результаты диагностики, полученные на констатирующем и

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития...

Похожие статьи

Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи...

Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурообразование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. У детей наблюдается ускоренный...

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития...

Отмечается недостаток двигательной активности на занятиях по физической культуре и в

Проблемa развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста нуждается

Анализ литературы. Вопросом развития координационных способностей у детей...

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Музыкально-ритмическое развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие дошкольника: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается опорно-двигательный аппарат.

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе...

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения.

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

произносительная сторона речи, ребенок, коррекционная работа, формирование, просодическая сторона речи, дошкольный возраст, логическое ударение, речевой аппарат, фонационное дыхание, логопедический пункт. К вопросу о диагностике процесса усвоения...

Формирование мелодико-интонационной стороны речи как...

Нарушение мелодико-интонационной стороны речи при ДЦП в основном связью с общими двигательными расстройствами. Например, у детей гиперкинетической формой ДЦП нормальное произношение нарушено из-за гиперкинезов языка, губ и т. д. Меняющийся...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи...

Рече двигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Занятия с использованием речедвигательной ритмики укрепляют костно-мышечный аппарат детей, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку...

Необходимость логоритмических занятий при коррекционной...

Главной особенностью речи этих детей является выраженный дефицит экспрессивного

 развивать артикуляционный аппарат;  развивать силу голоса и выразительность речи

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей с нарушением речи...

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка...

Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «В мире

В контрольной же группе, результаты диагностики, полученные на констатирующем и

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития...

Задать вопрос