Логоритмика как средство развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Гурякова Е. Р. Логоритмика как средство развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 347-349. — URL https://moluch.ru/archive/261/60318/ (дата обращения: 19.07.2019).



Актуальность настоящей работы заключается в том, что результаты нашего исследования помогут подобрать логоритмические игры, которые будут полезны педагогам в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением опорно — двигательного аппарата.

Ключевые слова:просодическая сторона речи, просодика, дети старшего дошкольного возраста, нарушение опорно-двигательного аппарата, логоритмика..

В логопедии развитию просодической стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем, особенности развития просодии при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.

Проблема изучения просодической стороны речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В. А. Артемов, В. И. Бельтюков, Л. П. Бондаренко, Е. А. Брызгунова, Т. Н. Иванова — Лукьянова, Н. Д. Светозарова, Н В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е. Ф. Архипова, И. И. Ермакова, Е. В. Лаврова, Л. В. Лопатина, О. С. Орлова, Н. В. Серебрякова, А. Ф. Чернопольская, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.).

Просодия, по мнению Н. И. Жинкина [2], является наивысшим уровнем развития языка.

В рамках констатирующего эксперимента использовались методики Е. Ф. Архиповой с целью исследования основных особенностей просодической стороны речи:

  1. Исследование воспроизведения интонации
  2. Исследование темпо-ритмической организации речи
  3. Исследование ритма [1].

Сравнительный анализ результатов обследования детей на данном этапе позволил выявить существенные различия между контрольной и экспериментальной группой в данном аспекте. Было выделено, что интервал баллов у здоровых детей намного выше, чем у детей экспериментальной группы — нормальный показатель развития просодической стороны речи. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата находится намного ниже (см. рисунок 1), это является свидетельством наличия нарушений просодических компонентов речи.

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов исследования просодической стороны речи у ЭГ и КГ детей

Следующий этап нашей работы предполагал мероприятия, направленные на устранение нарушений просодической стороны речи у дошкольников с нарушением опорно — двигательного аппарата. С детьми экспериментальной группы проводились различные упражнения логоритмической направленности. С детьми же контрольной группы таких занятий не проводилось.

На протяжении всего эксперимента с детьми экспериментальной группы мы проводили одно занятие в неделю, подключая к этому процессу воспитателей данной группы. По длительности занятие занимало 15–20 минут. Все задания в рамках одного занятия строились с учетом равномерного распределения психофизических и речевых нагрузок и объединялись одной лексической темой. С учетом возрастной категории мы подобрали художественно-изобразительные, а также дидактические и двигательные упражнения музыкального характера. Воспитателем в это время осуществлялся контроль за поддержкой детьми осанки, качеством выполняемых ими движений, соблюдением дисциплины и правил игры. За пределами логоритмической работы воспитателем велась отработка с детьми тех упражнений, в которых у них возникали затруднения во время занятия. Также совместно с данным специалистом дети разучивали текстовку песен и словесный материал к логоритмическим играм. Подобная организация логоритмических занятий позволила обеспечить преемственную работу всех специалистов, участвовавших в формирующем этапе исследования.

Контрольное обследование и анализ полученных данных подтвердил эффективность проведения коррекционной работы по развитию просодической стороны речи с применением средств логопедической ритмики, проявившейся в положительной динамике изменений уровня сформированности всех компонентов просодики у детей экспериментальной группы, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. По результатам контрольного этапа было выделено, что экспериментальная группа (после эксперимента) показала уровень просодической стороны речи на 10 % выше, чем у детей экспериментальной группы (до обследования) это можно увидеть на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов исследования просодической стороны речи у детей на констатирующем и контрольном этапах

Следовательно, по наличию определенных сдвигов, выявленных вторичным обследованием, можно судить об успешности проведенной нами работы. У детей наблюдаются улучшения как интонационной, так и в темпо-ритмической организации речи.

Таким образом, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы цель педагогического исследования достигнута, все поставленные задачи решены. Была доказана гипотеза о том, что использование логоритмики в развитии просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата будет эффективным при следующих педагогических условиях, если:

– разработаны дидактические игры, сопровождающиеся словом и музыкой;

– дидактические игры будут проводится во время занятий и свободной деятельности.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Исследование просодической стороны речи / Под рдакцией О. В. Елецкой.- М.: ФОРУМ: ИНФРА — М, 2016. — с. 400.
  2. Жинкин Н. И. Механизм регулирования сегментных и просодических компонентов языка. / Н. И. Жинкин — Варшава, 1961. — с.79.
  3. Логопедия / Под редакцией Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 2002. — с. 270.
  4. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб: Союз, 2004. — с.10–47.
  5. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду — СПб.; Детство-пресс, 2014г.
  6. Ушакова О. С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема. // Журнал: Педагогическое образование и наука, 2011 г., № 12
  7. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений Г. Р. Шашкина. — М.: Академия, 2005. — 192 с.


Задать вопрос