Особенности формирования ассортимента товаров сельского магазина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Некрасова И. С. Особенности формирования ассортимента товаров сельского магазина // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 278-281. — URL https://moluch.ru/archive/261/60316/ (дата обращения: 23.07.2019).



Статья посвящена особенностям формирования ассортимента товаров сельского магазина. Рассмотрены вопросы зависимости ассортимента от формата магазина и необходимости совершенствования товарного ассортимента для безубыточной работы в условиях рынка.

Ключевые слова:ассортимент, ассортиментная стратегия, спрос, АВС-анализ, целевой сегмент.

Формирование ассортимента товаров в малых (сельских) магазинах по сравнению с крупными городскими магазинами, имеет свои особенности, которые обусловлены необходимостью комплексного удовлетворения спроса в одной торговой точке по разным товарным группам:

1) Размер сельского магазина не позволяет размещать огромное количество товаров, а значит, его преимуществом должна стать не широта ассортимента, а наличие самых необходимых товаров 2–3 разных торговых марок. Не стоит стремиться разнообразить его, заказывая например, десять разных видов молока — это вряд ли целесообразно.

2) Ассортимент сельского магазина чаще всего разделен на следующие группы: продукты; бытовая химия и средства гигиены; хозяйственные товары. Также сезонные варианты товаров: комбикорма, саженцы, семена и др.; приспособление для сада и огорода; строительные материалы.

3) Составляя ассортиментный ряд, владельцу сельского магазина, прежде всего, необходимо помнить о том, что в такой магазин приходят главным образом для того, чтобы сэкономить время на поездке в город или купить все необходимое в одном месте.

4) На рынке поселковой торговли продуктами питания следует учитывать ограниченность возможностей развития, например, вряд ли будет целесообразно применение стратегии расширения сегмента или обращение к группам товаров, отличительных от товаров и услуг конкурентов, с обеспечением по ним отдельных ниш спроса, так же как и расширение сфер деятельности. При этом важным фактором всегда будет цена и качество [2].

Таким образом, формирование ассортиментной стратегии для сельского магазина предполагает варианты совмещения нескольких товарных групп. Это может быть такой себе супермаркет в миниатюре, чтобы покупатели смогли приобрести товары различной направленности, и наиболее удачным будет сочетание продовольственной группы товаров и бытовой химии [3].

Рассмотрим формирование ассортимента магазина на примере магазина «Сахалин» расположенного в сельской местности.

Профиль магазина «Сахалин» — продовольственный, ассортиментный перечень формируется группами товаров повседневного спроса, товаров первой необходимости и сезонных товаров. Сокращение числа жителей поселка, преобладание доли населения пенсионного возраста, отсутствие стабильного производства, невысокий уровень доходов населения не позволяют строить перспективные планы по расширению или развитию предприятий торговли.

По результатам ABC- и XYZ-анализа, весь ассортимент магазина «Сахалин» разделен на девять сегментов на основании двух критериев — доля товарной группы в товарообороте магазина и доля товарной группы в прибыли магазина. Результаты совмещенного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

ABC- иXYZ-анализ ассортимента магазина «Сахалин»

АХ

Мясо, колбасы

Алкогольная продукция

AY

Молочная продукция

Хлебобулочные изделия

AZ

Мука, крупы, макароны

ВХ

Чай, кофе, конфеты

BY

Бытовая химия

BZ

Консервированная продукция

СХ

воды

CY

Соки

CZ

Фрукты овощи

Данные, приведенные в таблице 1, позволили выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для магазина группы товаров.

Так, наиболее выгодными для магазина товарными группами, обеспечивающими наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли магазина, являются АХ, ВХ, AY — группы. К числу групп, нуждающихся в специальных мероприятиях по повышению их эффективности, относятся BY и CY. Наконец, к наименее прибыльным и плохо оборачиваемым товарам относятся сегменты BZ, CZ. Данные товарные группы требуют особого внимания со стороны руководства магазина.

Главной целью исследуемого предприятия на данном этапе является обеспечение устойчивых темпов роста посредством увеличения объемов продаж и прибыли при эффективном использовании всех ресурсов.

Выделим особенности, характерные для магазина «Сахалин» и приведем факторы влияния на формирование ассортимента товаров в таблице 2.

Таблица 2

Особенности рыночных позиций магазина «Сахалин»

Фактор

Описание воздействия

Особенности целевой аудитории

Пенсионеры 70 %

Позиции с конкурирующими магазинами

Одинаковые

Доля рынка предприятия

22–24 %

Конкурентная позиция, степень доминирования предприятия на рынке,

Не доминирующая

Основные методы конкурентной борьбы

Сохранение существующей доли рынка, реинвестиции на уровне достаточного минимума для получения краткосрочных прибылей

Потенциал предприятия

прочные взаимосвязи с поставщиками;

достаточность финансовых ресурсов

Для прогнозирования спроса выделим преобладающий сегмент в целевой категории. Таким сегментом являются пенсионеры, их удельный вес в структуре потребителей магазина «Сахалин» составляет 60 % (по оценкам возраста контингента, проживающего в районе обслуживания магазина). Ассортимент составляет набор продуктов, со средним чеком 1740 руб. в неделю. Объем продаж по данной целевой аудитории спрогнозирован и приведен в таблице 3.

Таблица 3

Прогнозируемый объем продаж по целевой аудитории

Наименование

Ед. изм.

Значение

Объем целевой аудитории

чел.

54

Количество посещений в месяц

Раз

4

Средний чек

руб.

1740

Сумма в месяц

тыс. руб.

375,84

Прогнозируемый объем выручки в год

тыс. руб.

4510

Прогноз показателей рентабельности приведен в таблице 4.

Таблица 4

Прогноз показателей рентабельности магазин «Сахалин»,%

Наименование

Базовый период

прогноз

Отклонения

Рентабельность продаж

5,2

6,32

1,12

Рентабельность текущей деятельности

5,58

6,87

1,29

Рентабельность продаж по данным таблицы 4, увеличится на 1,12 процентных пункта, а рентабельность текущей деятельности на 1,29 процентных пункта.

Для того чтобы магазин приносил прибыль, ассортимент должен формироваться в соответствии с известным правилом АВС. Согласно ему, группу товаров А составляют наиболее популярные и востребованные продукты. На них приходится 20 % ассортиментного ряда, но они приносят до 80 % прибыли. Именно они должны гарантированно присутствовать в магазине в нужном объеме. Товары из групп В и С необходимы в ассортименте, в первую очередь, для поддержания оптимальной ширины [1].

Обобщим результаты исследования:

  1. Благодаря формированию ассортимента, ориентированного на целевую аудиторию, будет обеспечена стабильность объема выручки и прибыли по категории основного ассортимента.
  2. Для управления ассортиментом важен анализ продаж, умение вычленить главные товарные группы, структурировать их.
  3. Регулировать уровень прибыли, заполняемость склада, себестоимость продукции поможет объединение номенклатуры в товарные группы по роли в структуре продаж: — базовые, второстепенные, сезонные.

Таким образом, формирование ассортимента товаров в сельском магазине, основывается на тех же принципах, как и в любом другом формате магазина: прогнозирование и планирование с отличием в потребностях целевой аудитории, их покупательной способности, ориентацией на низкий и средний ценовой сегмент, с умеренной глубиной ассортимента и широтой ассортиментных позиций, представленных в одной торговой точке, которая чаще всего, ориентирована на смешанную торговлю продуктами питания и товарами первой необходимости.

Литература:

  1. Рымкевич, А. В. Эволюция научных подходов к содержанию управления товарной политикой на предприятии/ А. В. Рымкевич, Т. А. Шемякина// Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. — 2017. — № 5. — С. 189–191.
  2. Сандракова, И. В. Практический подход к оценке ассортимента розничной торговой сети // Практический маркетинг. — 2018. — № 3. — С. 31.
  3. Юрова, Н. А. Управление ассортиментом как функциональный аспект коммерческой деятельности/Н. А. Юрова // Экономика и менеджмент. — 2018. — № 8 (141). — С. 83–89.


Задать вопрос