Анализ подходов к определению сущности понятия «педагогическое обеспечение» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 09.06.2019

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Близнецова Ю. С. Анализ подходов к определению сущности понятия «педагогическое обеспечение» // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 332-334. — URL https://moluch.ru/archive/261/60306/ (дата обращения: 19.07.2019).



Ключевые слова: педагогическое обеспечение, педагогическая система, функциональный подход, образовательный процесс

Разработка понятия педагогического обеспечения образовательной деятельности ведется исследователями со второй половины XX века. Е. В. Балганова обусловливает появление этого понятия «как усложнением системы обучения, так и усилением роли рассмотрения технологии построения высшего образования» [1, 26]. На формирование данного понятия оказали влияние концепции педагогической поддержки (Е. А. Александрова, О. С. Газман, Н. Н. Михайлова, С. М. Юфсин), педагогического и социально-педагогического сопровождения (И. А. Алехина, Н. Е. Бекетова, Л. М. Бочкова. М. И. Рожкова, А. Л. Уманский).

Рассматривать понятие педагогического обеспечения необходимо с осмысления трактовок термина «обеспечение». Н. М. Филиппова понимает обеспечение как «деятельность, осуществляемую субъектом по отношению к объекту и направленную на то, чтобы объект полноценно функционировал» [9, 44].

Несколько иначе характеризует понятие обеспечения А. И. Тимонин. «Обеспечение представляет собой процесс осуществления чего-либо через создание комплекса специальных мер, средств и способов, помогающих в реализации реальных возможностей социальной системы и нацеленных на ее регулирование, функционирование и дальнейшее развитие» [8. с. 121].

Интерес представляет утверждение В. А. Сластенина, в котором присутствует термин «обеспечение»: «педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса» [7, 102]. Педагогическая система определена исследователем как множество структурных компонентов, которые находятся во взаимосвязи между собой, объединены единой образовательной целью и функционируют в целостном педагогическом процессе. Компоненты педагогической системы представлены исследователем в четырех группах: «педагоги, воспитанники, содержание образования и материальная база» [7, 102].

На наш взгляд, вышеуказанные компоненты педагогической системы могут являться объектами обеспечения и применительно к ним действует положение Я. А. Глазовой: «С развитием интереса к педагогическому обеспечению и накоплением опыта исследований к концу двадцатого века выделяются несколько его видов: информационное, методическое, кадровое, материально-техническое, правовое, педагогическое, социально-педагогическое и организационное» [3, стр.194].

Следует отметить, что определение сущности понятия «педагогическое обеспечение» имеет в психолого-педагогических исследованиях различные подходы.

Я. А. Глазова анализирует три подхода к определению педагогического обеспечения применительно к проблеме формирования личности. С точки зрения исследователя это:

− совокупность определенных мер (средств, форм, методов);

− совокупность условий и специфических средств;

− специфический вид педагогической деятельности [3, с.194].

Охарактеризуем каждый из подходов, дополнив его

Как совокупность определенных мер педагогическое обеспечение анализируется Я. А. Глазовой в исследованиях А. В. Коптяевой, Ч. Куписевича, В. С. Торохтия. При этом подходе педагогическое обеспечение ориентировано на повышение эффективности учебного процесса с помощью создания дидактических материалов, использования специализированных методов, организации мероприятий.

«Сущность понятия педагогического обеспечения в рамках второго подхода состоит в управлении функционированием и развитием совокупности ресурсов и условий, необходимых для осуществления конкретного процесса» [3, с.195]. Данный подход анализируется Я. Глазовой н в исследованиях Т. Г. Пташко, Е. В. Сечкаревой, Н. Ю. Шепелевой. Подобный анализ применительно к исследованиям И. А. Гусевой, Т. Е. Коровкиной, Н. Ю. Шепелевой встречаем в работе В. В. Измайловой: «содержание обеспечивающей деятельности предполагает разрешение противоречия между наличием ресурса как такового и актуализацией его потенциальных и реальных возможностей в определенных организационных формах» [5, стр.12].

В рамках третьего подхода, который Я. А. Глазовой выделяет как наиболее перспективный, педагогическое обеспечение понимается как особый вид педагогической деятельности и анализируется в исследованиях М. А. Райкиной и А. И. Тимонина.

На наш взгляд, третий подход к определению сущности понятия «педагогическое обеспечение» больше раскрывает его управленческую природу по сравнению с другими подходами. Приведем положения исследователей, основанные на идеях деятельностного подхода.

И. В. Протасова применительно к проблеме накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии характеризует педагогическое обеспечение «как специфический вид профессиональной деятельности, важнейшими составляющими которой являются две группы целей: непосредственные и опосредованные. Первые цели ориентированы на создание условий для формирования определенного опыта, повышения потенциала формирующего воздействия на личность ученика, его способности к позитивной социализации. Другие — предполагают восстановление, поддержание, стимулирование того, что формируется в жизненном опыте человека» [6 с.11].

А. А. Дробот определяет «педагогическое обеспечение как сознательную, целенаправленную, систематическую деятельность школы, направленную на личностное самоопределение» [4 с.15].

Сущность педагогического обеспечения с точки зрения деятельностного подхода наиболее точно отражена А. И. Тимониным. Исследователь рассматривает педагогическое обеспечение как «специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и профессиональных ресурсов, необходимых для реализации того или иного процесса» [8, с.134].

Иную классификацию подходов к определению сущности понятия «педагогическое обеспечение» предлагает Е. В. Балганова применительно к образовательному процессу: ресурсный (М. М. Тарасов, А. И. Тимонин), комплексный (Н. П. Пучков), результативный (Н. В. Чекалева), технологический (Н. П. Клушина), деятельностный (Н. М. Филлипова, Шепелева Н. В.), синтетический (Г. А. Шабанов), системный, процессуальный [1, 26]. Е. В. Балганова предлагает понимание педагогического обеспечения в рамках системного подхода, которое отражает совокупный характер компонентов образовательной деятельности, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой [1, с.26].

С точки зрения процессуального подхода педагогическое обеспечение направлено на поэтапное формирование профессиональных компетенций

Применительно к образовательному процессу Е. В. Балганова предлагает следующее понимание: «Как процесс педагогическое обеспечение предполагает отбор способов последовательного формирования необходимых профессиональных компетенций будущего профессионала посредством организации теоретической и практической составляющих процесса обучения, с учетом развития профессиональной деятельности, ее специфики, достижений науки и практики» [1, с. 27].

Исследователь определяет понятие педагогического обеспечения образовательного процесса с точки зрения функционального подхода как «многогранное интегративное образование, актуализирующее институциональные ресурсы (условия, способы и деятельность) в виде системы и процесса, необходимые для повышения результативности профессиональной подготовки профессионала» [1, 27].

С нашей точки зрения, интересен подход Н. Е. Бекетовой, которая рассматривает данное понятие как «целенаправленный процесс, интегрирующий усилия администрации школы, учителей, родителей, общественности и самих школьников на выявление и раскрытие возможностей для получения образования и самореализации всех детей, а также на предупреждение и устранение экстремально-стрессовых ситуаций из школьной жизни учащегося» [2, с.9].

Можно сделать вывод о том, что педагогическое обеспечение анализируется в психолого-педагогической литературе с различных подходов, но в целом они отражают в сущности исследуемого понятия «помогающую» функцию по повышению качества образовательного процесса.

Основываясь на утверждении Н. М. Филипповой «управленческая природа данного явления (педагогического обеспечения) определяется функциями и целями, ресурсами (средствами) и предусматривает взаимосвязь трех базовых структурных элементов (личностного, организации, внешней среды)» [9, с.52], мы считаем возможным уточнить понятие педагогического обеспечения как вспомогательного процесса управления взаимосвязью компонентов педагогической системы, которые определены А. В. Сластениным как «субъекты, средства обучения и материальная база» [7, 102]. Таким образом, педагогическое обеспечение может быть применено как к педагогической системе в целом, так и к ее отдельным компонентам. Преимущество функционального подхода, на наш взгляд, состоит в исследовании компонентов образовательной системы во взаимодействии друг с другом, что поддерживает целостность самой системы.

Литература:

  1. Балганова Е. В. Понятие педагогического обеспечения образовательного процесса / Е. В. Балганова // Меридиан. 2018. № 3(14). С. 26–28 — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32879922 (дата обращения: 05.06.2019).
  2. Бекетова Н. А. Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты учащихся в общеобразовательной школе: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Бекетова, — Ярославль, 1996. — 16 с.
  3. Глазова Я. А. К вопросу понимания сущности категории «Педагогическое обеспечение формирования личности» / Я. А. Глазова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 2. С.194–196 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ponimaniya-suschnosti-kategorii-pedagogicheskoe-obespechenie-formirovaniya-lichnosti (дата обращения: 05.06.2019).
  4. Дробот А. А. Педагогическое обеспечение личностного самоопределения подростков средствами дополнительного образования в школе: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 /А. А. Дробот, — Карачаевск, 2004. — 24 с.
  5. Измайлова В. В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия / В. В. Измайлова // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. С. 11–14 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obespechenie-suschnost-i-struktura-ponyatiya (дата обращения: 05.06.2019).
  6. Протасова И. В. Педагогическое обеспечение процесса накопения учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Протасова. — Кострома, 2001. — 20 с.
  7. Сластенин В. А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 576 с.
  8. Тимонин А. И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: дис. … д-ра пед. наук. А. И. Тимонин. — Кострома, 2008. — 412 с.
  9. Филиппова Н. М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. М. Филлипова. — Кострома, 2007. — 213 с.


Задать вопрос