Влияние социальных сетей на психическое здоровье человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 08.06.2019

Статья просмотрена: 6945 раз

Библиографическое описание:

Облаухова, А. В. Влияние социальных сетей на психическое здоровье человека / А. В. Облаухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60301/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: сеть, виртуальная жизнь, виртуальный мир, социальная сеть, интернет зависимость, психические расстройства.

Виртуальное пространство и социальные сети на сегодняшний день находятся на пике популярности, все более широкие слои населения вовлекаются в их пространство. Сегодня, наверно, уже нет человека, который бы не был зарегистрирован в социальных сетях. Каждый может испытать на себе колоссальное влияние этой новой сетевой культуры. Практикующие психологи заговорили, например, о возможности развития ряда патологических изменений личности, о возникновении стойкой Интернет зависимости и ее последствиях.

Понятие «социальная сеть» ввел социолог Джеймс Барнс в 1954 году и толковал он это явление как это социальную структуру, состоящую из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений) [1]. По сути это группа людей, между которыми есть определенные взаимоотношения, двусторонние или односторонние связи. Позже с развитием интернета этот термин обрел популярность в мировой сети.

Социологи Дж. Тернер, К. Кук и Дж. Уитмейнер среди типов ресурсных потоков в социальных сетях выделяют материальные, символические и эмоциональные. Под символическим обменом имеется в виду информация, идеи, сообщения; под материальными ресурсами обмен деньгами или продуктами. Также довольно важной психоэмоциональной функцией социальных сетей является трансляция эмоций. [3, р. 550, 4, р. 110].

Первой социальной сетью с использованием компьютерной техники стала технология электронной почты в далеком 1971 году, которая использовалась военными в сети ARPA Net. Далее, в 1988 году, финским студентом Ярко Ойкариненом была изобретена технология «IRC» (англ. Internet Relay Chat – ретранслируемый интернет-чат), который позволял общаться в реальном времени. Знаковым событием стало изобретение Интернета, который стал публичным в 1991 году, благодаря британскому ученому Тиму Бернерс-Ли. В 1995 году Рэнди Конрадом была создана Classmates.com — первая социальная сеть в современном понимании. Концепция оказалась очень востребованной, и с этого года начинается бурное развитие социальных сетей в Интернете. Сегодня эта сеть до сих пор остается одной из самых популярных в мире и насчитывает более 50 млн. пользователей. [2]

Самые крупные соцсети в мире:

– Vine — сайт созданный для просмотра и обмена короткими видеороликами. Ежемесячно его посещают свыше 42 миллионов зрителей.

– Flickr — этот сервис создан для просмотра фото, создания тематических групп и обсуждений, наподобие Instagram. Сейчас на нем зарегистрировано около 87 миллионов человек.

– Instagram — приложение, в котором люди могу обмениваться фото и видео. Количество пользователь уже перевалило за 500 миллионов.

– Tumblr — сайт, на котором собраны различные микроблоги с возможностью публикации мультимедийных фалов. На данный момент имеет 220 миллионов подписчиков.

В России к популярным социальным сетям, аналогичным иностранным Facebook и Twitter, относятся: Вконтакте – более 400 миллионов пользователей и Одноклассники приблизительно 300 миллионов.

Безусловно, в появлении и таком широком распространении социальных сетей есть ряд положительных эффектов. Одним из очевидных плюсов является то, что фактически можно поддерживать уже имеющиеся или заводить новые знакомства физически находясь даже на другом континенте. Глобализация сокращает расстояния между людьми по всему миру за счет электронных коммуникаций. В виртуальной среде все взаимодействие происходит в реальном времени здесь и сейчас. Также немаловажно иметь возможность избирательной коммуникации. В виртуальном мире это легкодостижимо. Можно в любой момент ограничить нежелательное общение, тем самым минимизировать конфликтные ситуации, пропадает эффект ожидания отчуждения. К сожалению, наряду с очевидными плюсами появляется множество неоспоримых минусов. В виртуальном мире создается своя культура, свои модные тенденции со своими ценностями и, стараясь этому соответствовать, человек создает онлайн-личность, которая впоследствии способна подменить Я-реальное. Это происходит по причинам того, что человек считает свою виртуальную жизнь более успешной, наполненной и в связи с этим находит себя полноценным в виртуальной среде, чем в реальной жизни. Благодаря социальным сетям человек получил возможность себя выразить различными способами посредством текста, фотографии, аудио и видео для огромной аудитории по всему земному шару, но вмести с этим, выросло количество людей с теми или иными психическими расстройствами. Американский психолог Роберт Краут впервые обнаружил взаимосвязь между депрессивными состояниями и временем, проведенным в интернете в 1998 году.

Тенденция такова, что люди стремятся выкладывать в сеть информацию о себе в более выгодном свете, лучшие фотографии, интересные новости, и результатом этого становится то, что у пользователей создается впечатление, что у других жизнь разнообразней и насыщенней чем у них самих. В таком случае формируется благотворная почва для ряда комплексов и для актуального в наше время заболевания как «Facebook-депрессия». Из статьи, опубликованной ирландскими исследователями, следует, что такого рода депрессии подвержено около 25 % пользователей социальных сетей [4]. Не получая социального одобрения в виде поощрения своим фотографиям или новостям, пользователь начинает сомневаться, нравится ли он своим друзьям «подписчикам» и начинает сравнивать себя с другими пользователями. Большинство пользователей социальных сетей негативно оценивают свою жизнь по отношению к информации, выкладываемой на станицах друзей. Постоянное сравнение себя с другими расшатывает и занижает самооценку и заставляет пользователей чувствовать себя «неудачниками» на фоне остальных. По словам кандидата психологических наук Е. Б. Станковской расшатать самоуважение может дефицит трех важных компонентов:

Внимание окружающих.

Об этой величине в социальных сетях можно судить по количествам «лайков» и комментариев. Но, как правило, оценка не всегда бывает объективна.

– Успех.

В социальных сетях очень легко создать видимость. Создавая страницу с информацией и фотографиями, с более респектабельными и выгодными для себя, легко получить ту жизнь, которая может быть и далека от реальной, а отклик на эти онлайн-публикации становится главным источником положительных эмоций.

– Яркость жизни во всех ее проявлениях.

Зависимость от социальных сетей толкает людей не наслаждаться моментом, а находиться в постоянном стремлении сделать удачное фото и выложить в сеть, чтобы доказать как насыщенна их жизнь. Только это стремление лишает наслаждения самой жизнью. [5]

Большинству пользователей социальных сетей не хватает ни внимания, ни успеха, ни яркости жизни, а нехватка чего-либо пробуждает зависть тому, у кого это есть.

Помимо депрессии у пользователей социальных сетей могут возникнуть ряд трудностей с продолжительностью концентрации внимания и вследствие развитие синдрома дефицита внимания и гиперреактивности. Это происходит из-за возможности выполнять несколько задач одновременно и быстро находить нужную информацию, общаясь с друзьями, и скажем, прослушивать музыку и все это единовременно. Мозг привыкает мыслить таким образом, т. е. к многозадачности, и в последствии уже трудно удержать внимание на каком-то одном объекте. Вследствие приобретенной привычки наш ум начинает переключаться с одного предмета на другой, теряя возможность сконцентрироваться на одном действии.

Информация поступает быстро и непрерывно мозг не успевает ее обработать, обдумать, а соответственно эмоции не получают развития в ответ на поступающие впечатления, так как нет времен сформировать необходимый эмоциональный отклик. Заинтересованность, эмпатия и увлеченность пропадают, так и не успевая оформиться в психике. Это в свою очередь может привести к отчуждению и снижению интеллекта.

Социальные сети обладают значительным риском возникновения зависимости, а она способна привести к серьезным последствиям и развитию некоторых психических расстройств.

– Виртуальный синдром Аспергера.

В реальной жизни люди с синдромом Аспергера страдают «социальной слепотой» — они не понимают границ дозволенного во взаимодействии с другими людьми. Они не понимают намеков, интонационных вариаций, «язык тела» и другие невербальные способы общения. Они постоянно оскорбляют окружающих, даже этого не замечая, просто у них повреждена часть мозга, отвечающая за это. А в виртуальной жизни это синдром может развиться из-за того, что человек чувствует себя защищенным экраном монитора, и поэтому безнаказанно оскорбляет других. [6]

– «синдром мазохиста»

В реальной жизни этот синдром перекликается с синдромом привлечения внимания. Даже если взаимодействие носит негативный окрас, все равно оно доставляет удовлетворение. А если оскорбление зафиксировано в социальных сети и носит публичный характер – даже лучше, тем самым приобретается внимание миллионов пользователей всемирной сети.

– «лингвистический нацизм»

Основой этого синдрома может лежать обессивно-компульсивное расстройство личности. Человеку кажется, что строгое следование правилам поможет внести порядок в этот бессмысленный, грязный и неорганизованный мир, сделать его лучше, чище и более пригодным для жизни. Из-за этого появляется неудержимое желание исправлять ошибки и пунктуацию в интернет-пространстве.

– «синдром фанатичного обновления страницы»

Люди настолько стремятся удовлетворить свою сиюминутную потребность в интернет-зависимости, что все остальное теряет значение. Желание обновить ленту для восстановления психологического комфорта замещает все прочие интересы.

Социальные сети – не всемирное зло. С их развитием появилось много возможностей и преимуществ. Они могут помочь найти друга, следить за новостями в жизни наших друзей, узнать о новой книге или музыкальном альбоме, просматривать фото или организовать встречу и мероприятие. Функциональные возможности социальных сетей несомненно приносят много пользы для человека, но злоупотребление общественными сетями, как в принципе и любое злоупотребление, может привести к зависимости, потере внимания, трате времени, отчуждению или более серьезным психологическим расстройством. Необходимо соблюдать умеренность и тогда негативные последствия могут быть существенно снижены. Вполне достаточным будет ограничить время пребывания в сети, чаще бывать на свежем воздухе, общаться с людьми в реальном мире, заводить знакомства, найти хобби.

Литература:

  1. J. A. Barnes. Class and committees in a Norwegian Island parish. «Human Relations», 1954, 58.
  2. Развитие социальных сетей // wikipedia. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/socialnie _seti (дата обращения: 05.06.2019).
  3. Современная западная социология: Словарь / [сост. Ю. Н. Давыдов и др.]. -М.: Политиздат, 1990. — 432 с.
  4. Too_Many_'Friends'_Too_Few_'Likes'_Evolutionary_Psychology_and_'Facebook_Depression // researchgate.net. URL: https://www.researchgate.net/publication/277580726_Too_Many_'Friends'_Too_Few_'Likes'_Evolutionary_Psychology_and_'Facebook_Depression' (дата обращения: 05.06.2019).
  5. Станковская Е. Б. структура и типы отношения женщины к себе в аспекте телесности: дис.... канд. психол. наук. московский гор. психолого- пед. ун-т, Москва, 2011.
  6. Франческа Аппе. Введение в психологическую теорию аутизма. — М.: Теревинф, 2006. — 126 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сеть, виртуальная жизнь, виртуальный мир, пользователь, реальная жизнь, социальная сеть, ARPA, большинство пользователей, виртуальная среда, реальное время.


Похожие статьи

Интернет и проблемы воспитания подростков

Задача данной статьи проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на мировоззрение подростков. В статье исследуются пути вовлечения и зависимости молодежи влиянию различных интернет-сайтов, а также изучаются возможные пути избав...

Влияние интернета и видеоигр на детей и взрослых

Основная цель данной статьи — рассказать о негативном влиянии социальных сетей и компьютерных игр.

Эмпатия подростков с разными типами активности в интернете

Цифровая зависимость — проблема XXI века

Современные дети и гаджеты

Статья посвящена проблеме влияния различных устройств для выхода в интернет и коммуникаций на психофизиологию подростков и детей. Когнитивные изменения рассматриваются в комплексе с физическим здоровьем и влиянием цифровых сервисов и платформ на мир ...

Влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей

В статье автор пытается определить влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей, а также разобрать конкретные примеры игр и смягчение влияния на детей от них.

Компьютерные игры. Влияние на развитие сознания

В статье развивается тема влияния компьютерных игр и компьютерной индустрии в целом на развитие мировоззрения. Также приведен анализ опроса среди людей всех возрастов, в котором респонденты высказали свою точку зрения и свое отношение к компьютерным ...

Воздействие игрового компьютерного контента на студентов-пользователей

В статье рассматривается компьютерная игра как понятие, ее история, компоненты. Также в статье освещены психологические особенности студентов и воздействие на них компьютерных игр, как негативное, так и позитивное.

Современные тенденции развития кибербуллинга

Всемирная погруженность подростков в социальные сети и отсутствие у них понимания интернет этики общения делают проблему кибербуллинга особенно обсуждаемой в современной науке.

Компьютерная зависимость как основная проблема современных подростков

В статье автор рассматривает основные причины развития компьютерной зависимости, ее особенности в подростковом возрасте, меры защиты подростков от негативного влияния компьютерных технологий на психику детей.

Похожие статьи

Интернет и проблемы воспитания подростков

Задача данной статьи проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на мировоззрение подростков. В статье исследуются пути вовлечения и зависимости молодежи влиянию различных интернет-сайтов, а также изучаются возможные пути избав...

Влияние интернета и видеоигр на детей и взрослых

Основная цель данной статьи — рассказать о негативном влиянии социальных сетей и компьютерных игр.

Эмпатия подростков с разными типами активности в интернете

Цифровая зависимость — проблема XXI века

Современные дети и гаджеты

Статья посвящена проблеме влияния различных устройств для выхода в интернет и коммуникаций на психофизиологию подростков и детей. Когнитивные изменения рассматриваются в комплексе с физическим здоровьем и влиянием цифровых сервисов и платформ на мир ...

Влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей

В статье автор пытается определить влияние компьютерных игр на психическое здоровье детей, а также разобрать конкретные примеры игр и смягчение влияния на детей от них.

Компьютерные игры. Влияние на развитие сознания

В статье развивается тема влияния компьютерных игр и компьютерной индустрии в целом на развитие мировоззрения. Также приведен анализ опроса среди людей всех возрастов, в котором респонденты высказали свою точку зрения и свое отношение к компьютерным ...

Воздействие игрового компьютерного контента на студентов-пользователей

В статье рассматривается компьютерная игра как понятие, ее история, компоненты. Также в статье освещены психологические особенности студентов и воздействие на них компьютерных игр, как негативное, так и позитивное.

Современные тенденции развития кибербуллинга

Всемирная погруженность подростков в социальные сети и отсутствие у них понимания интернет этики общения делают проблему кибербуллинга особенно обсуждаемой в современной науке.

Компьютерная зависимость как основная проблема современных подростков

В статье автор рассматривает основные причины развития компьютерной зависимости, ее особенности в подростковом возрасте, меры защиты подростков от негативного влияния компьютерных технологий на психику детей.

Задать вопрос