Определение понятия рынка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 09.06.2019

Статья просмотрена: 3014 раз

Библиографическое описание:

Беседин, А. В. Определение понятия рынка / А. В. Беседин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 234-235. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60297/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: рынок, ресурсы, производство, товар.

Рынок развивался достаточно долго. Длительность развития составляет около 30 веков. Человеческий опыт указывает на то, что рыночный механизм — культурное изобретение, сравнимое с такими явлениями как применение металла, покорение огня, изобретение электричества и т. д. Рынок в отличие от других открытий придумывали всем человечеством. Изначально рынок определяли, как какое-либо место, где покупали и продавали блага. Также были попытки дополнить определение рынка фактором ценообразования. А. Маршалл называл рынок местом, во всех точках которого одновременно за идентичные товары платили идентичную цену.

Позже в определение рынка добавили покупателя и производителя, и их взаимоотношения, и спрос с предложением. Из-за этого стали появляться новые определения, такие как: рынок — это взаимоотношения между покупателем и производителем; это система взаимодействий спроса и предложения друг с другом; это комплекс отношений товарообмена;

Есть множество определений рынка. Рынок можно понимать двояко — узко и широко. В узком значении рынок есть комплекс взаимоотношений между производителями и потребителями, или предложением и спросом. Есть суждение, что в узком значении рынка есть что-то грубое, незатейливое. Отметим, что бесполезно отрицать сделки между производителями и потребителями, которые совершают каждый день. Эти взаимоотношения вполне существуют, значит, и определение рынка в узком значении должно существовать. Не нужно определять рынок только одним понятием. У него ключевое место во всем общественном производстве, которое охватывает макро- и микроуровни, распределение, потребление и обмен. В широком же значении рынок представляют, как движение благ в виде услуг, товаров и денег во всем общественном воспроизводстве экономической системы страны.

Основными чертами рынка можно назвать наличие товарной массы (развитость рынка определяется количеством товаров); развитую и устойчивую товарно-денежную систему (Товары-Деньги-Товары-Деньги…); свободу хозяйствующих субъектов, сделок и договоров (но она не абсолютна, т. к. на рынке есть определенные правила игры); также в рыночной экономике присутствуют законы, такие как закон конкуренции, закон цены и закон предложения и спроса; действия производителей и потребителей стимулирует экономический интерес; риск участников рынка в своей деятельности; создание современной рыночной экономики путем ее развития. Также, рыночная экономика раскрывает возможности на мировом хозяйстве. Региональный рынок — есть доля национального рынка, а национальный — доля мирового. Рыночная экономика помогает человеку добавить в свои нормы морали несколько новых (рыночную мораль и этику).

К причинам и условиям возникновения рынка можно отнести:

1) Безграничные людские потребности (из-за которых производят блага и развивают рынок);

2) Нехватка ресурсов и поиск более эффективного их распределения;

3) Разделение труда, повышающее результативность производства.

4) Экономическая обособленность товаропроизводителя рамками собственности.

5) Полная независимость производителя

Частная собственность, система ценообразования, конкуренция — три основных составляющих рыночной экономики. Частная собственность — главная составляющая. Система ценообразования отвечает на три главных экономических вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить? Конкуренция — опора рынка, которая нужна для стимуляции товаропроизводства и повышения его эффективности. Рыночным конкурентным ценообразованием можно назвать открытие новых, более эффективных и недорогих методов производства и предложения благ. Рынки можно поделить на:

1) Рынок товаров и услуг (потребительский);

2) Рынок факторов производства;

3) Финансовый рынок.

  1. На рынке товаров и услуг взаимодействуют и производители, и потребители. Сначала происходит производство товара, затем его сбыт. Главным признаком этого вида рынка, это формирование цен после товаропроизводства. Также он может подвергаться кризисам, из-за несовпадения гипотетического и фактического спросов на товары. Производитель рискует на этом рынке. Существенная масса покупок происходит на контрактном рынке, где оформляются заказы на производство благ и услуг. Здесь еще до начала производства предусматриваются и оговариваются пункты заказа (цены, количество, поставка). Этот вид рынка устойчивее других. Рискуют на нем и производитель и правительство.
  2. Рынок факторов производства (труд, земля, капитал). Рынок труда, земли и капитала. Главное отличие рынка факторов производства от других, это то, что предлагаемый товар не всегда переходит в собственность его покупателя. В основном товар арендуют. Рынок факторов производства делится на рынки электроэнергетики, недвижимости, орудий труда, сырья и полезных ископаемых

Рынок ресурсов труда — экономическая форма движения рабочей силы, мигрирующей из-за законов рынка.

  1. Финансовый рынок — рынок, на котором отражается спрос и предложение денежных средств (деньги, акции, денежные бумаги). На этом рынке функционируют фондовые и валютные биржи. Финансовый рынок подразделяют на инвестиционный рынок (рынок капиталов), кредитный рынок, рынок ценных бумаг и валютно-денежный рынок.

Сейчас придают большое значение рынку интеллектуальных товаров — инноваций, изобретений, информационных услуг, произведений литературы и искусства.

Литература:

  1. Маркова, А. Н. Экономическая история России / А. Н. Маркова, А. В. Сметанин, Ю. К. Федулов; под ред. Ю. К. Федулова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 319 с.
  2. Алехин, Э. В. Управление региональной экономикой. Учебное пособие/ Э. В. Алехин; Пенза: Изд-во ПГУ 2011 г. — 255 с.
  3. Максимова, В. Ф. Микроэкономика: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2008 г. — 204 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рынок, рыночная экономика, финансовый рынок, вид рынка, производитель, производство, рынок товаров, система ценообразования, узкое значение, частная собственность.


Похожие статьи

Участники рыночного хозяйства. Структура и классификация рынка

Правовая сторона маркетинговой политики

К вопросу о сущности монополии

В статье авторы рассматривают, как монополия влияет на экономические отношения и экономику рынка в целом. Приводят основные понятия, плюсы и минусы монополизации рынка в экономике, и приводят способы решения данной проблемы.

Понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики

В статье автор анализирует понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Понятие и признаки потребителя

В статье автор анализирует понятие и признаки потребителя, а также рассматривает их влияние на законодательство о защите прав потребителей и судебную практику.

Инвестиционный рынок и его конъюнктура

Данная статья посвящена изучению структуры и конъюнктуры инвестиционного рынка.

Сущность и признаки права

Реклама как инструмент конкурентной борьбы

В статье рассмотрена сущность таких понятий, как «реклама» и «конкуренция». Реклама представлена одним из инструментов конкурентной борьбы. Выявлены пути повышения эффективности рекламы.

О роли информации в поведении потребителя

В статье автор описывает влияние информации на выбор потребителя.

Понятие и виды маркетинговых коммуникаций

В статье автор пытается определить понятие маркетинговых коммуникаций.

Похожие статьи

Участники рыночного хозяйства. Структура и классификация рынка

Правовая сторона маркетинговой политики

К вопросу о сущности монополии

В статье авторы рассматривают, как монополия влияет на экономические отношения и экономику рынка в целом. Приводят основные понятия, плюсы и минусы монополизации рынка в экономике, и приводят способы решения данной проблемы.

Понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики

В статье автор анализирует понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Понятие и признаки потребителя

В статье автор анализирует понятие и признаки потребителя, а также рассматривает их влияние на законодательство о защите прав потребителей и судебную практику.

Инвестиционный рынок и его конъюнктура

Данная статья посвящена изучению структуры и конъюнктуры инвестиционного рынка.

Сущность и признаки права

Реклама как инструмент конкурентной борьбы

В статье рассмотрена сущность таких понятий, как «реклама» и «конкуренция». Реклама представлена одним из инструментов конкурентной борьбы. Выявлены пути повышения эффективности рекламы.

О роли информации в поведении потребителя

В статье автор описывает влияние информации на выбор потребителя.

Понятие и виды маркетинговых коммуникаций

В статье автор пытается определить понятие маркетинговых коммуникаций.

Задать вопрос