Нормативно-правовые акты, регулирующие негативное воздействие авиационного транспорта на воздух и почву в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 09.06.2019

Статья просмотрена: 501 раз

Библиографическое описание:

Караваева, О. В. Нормативно-правовые акты, регулирующие негативное воздействие авиационного транспорта на воздух и почву в РФ / О. В. Караваева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 464-466. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60295/ (дата обращения: 17.12.2024).



В Российской Федерации регулирование негативного воздействия на окружающую среду осуществляет Конституция РФ. Провозглашая, осуществляя и защищая экологические права на благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, которые обеспечивают сохранение благоприятной окружающей среды, биологическое разнообразия природных ресурсов, укрепление правопорядка охраны окружающей среды, ее развития, обеспечение экологической безопасности.

Объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия, загрязнения, истощения, деградации, порчи хозяйственной или иной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы [1].

Меры государственного регулирования применяются в отношении загрязняющих веществ с учетом их токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, которые могут накапливаться и преобразовываться в окружающей среде. Также меры государственного регулирования применяются с учетом государственного экологического мониторинга.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативно воздействие на охрану окружающей среды в зависимости от уровня такого воздействия, делятся на четыре категории.

Присвоение объекту, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановлении на государственный учет, объектов оказывающий негативного воздействие на окружающую среду.

Основные загрязняющие вещества, которые образуются из-за негативного воздействия воздушного транспорта, относят к объектам первой категории, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду.

В целях государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности, устанавливается нормирование в области охраны окружающей среды, которое гарантирует сохранение благоприятной окружающей среды, устанавливает пределы выбросов, которые не позволяют воздействовать на (воздух и почву) сверх установленной нормы, что обеспечивают экологическую безопасность. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в целях сохранения естественных экологических систем.

Чтобы предотвратить негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной юридической или физической деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

– нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ;

– нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Если соблюдение установленных нормативов не представляется возможным для выбросов и сбросов устанавливаются лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, которые устанавливаются только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющих управление в области охраны окружающей среды.

Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ и их нейтрализации.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Для того, чтобы определить степень безопасности воздействия химических факторов на атмосферный воздух, устанавливаются гигиенические и экологические нормативы атмосферного воздуха [2].

В целях наиболее полного государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают негативное воздействие на атмосферный воздух, подлежат постоянной проверке, на соответствие техническим нормативам. Также обеспечивается проведения мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые загрязняют окружающую среду.

Для того, чтобы следить за состоянием и изменением атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха. Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, устранению выявленных нарушений. Также регулярное наблюдение за исполнением и соблюдением законодательства, связанного с охраной атмосферного воздуха.

При выявлении нарушений в области охраны атмосферного воздуха, виновные лица несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации, целями охраны земли являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв [3].

Охрану земель осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, деятельность которых направлена на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Лица, действия которых привели к ухудшению почвы обязаны обеспечить рекультивацию. Порядок проведения рекультивации устанавливается Правительством Российской Федерации. Если негативное воздействие на землю привело к ее деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, чтобы устранить последствия допускается консервация земель.

Земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами. На таких землях запрещается производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

СанПиНом 2.1.7.1287–03 установлены Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы.

Это государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых может нанести вред почве, привести к ее заражению, деградации и нанести в целом вред окружающей среде [4].

Соблюдение санитарных правил обязательно как для граждан, так и для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. За нарушение санитарного законодательства предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

СанПиН предъявляет требования к качеству почвы различных территорий. В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных химических веществ в почвах не должны превышать предельно допустимых концентраций (ПДК). В почвах на территории жилой застройки не допускаются превышение ПДК химических загрязнений. Требования к почвам сельскохозяйственного назначения основывается также на ПДК химических веществ в почве.

Оценка качества почв проводится с целью определения ее качества и снижению химических загрязнений. Мероприятия по рекультивации почвы, загрязненной химическими веществами проводится по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с Федеральным закон «Об охране окружающей среды» распоряжением Правительства утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

В данный перечень загрязняющих веществ входят вещества, которые образуются из выхлопных газов авиационного двигателя, наносящие вред атмосферному воздуху и окружающей среде в целом.

Также в данном перечне регулируются загрязняющие вещества, которые оказывают негативное воздействие на почву, которые образуются в результате выбросов из самолета [5].

Несмотря на наличие вышеперечисленных нормативно-правовых актов в сфере регулирования воздействия авиационного транспорта на окружающую среду, законодательство не охватывает все области регулирования и усовершенствования воздушного авиационного транспорта, который наносит вред экологической системе выхлопными газами. В связи с этим в законодательстве образуются пробелы, которые должны быть урегулированы нормами права.

В законодательстве отсутствует взимание платы за выбросы в атмосферный воздух и их превышение от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отсутствует конкретизация правил исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) //Российская газет. 2002. 12 января.
  2. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.07.2018) //Российская газет 1999. 13 мая.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018// Российская газета. 2001. 30 января.
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 № 53 (ред. от 25.04.2007) «О введении в действие СанПиН 2.1.7.1287–03» (вместе с «СанПиН 2.1.7.1287–03. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.04.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.05.2003 № 4500).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р. Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. № 29 (часть II) ст. 4524.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, атмосферный воздух, негативное воздействие, область охраны, вещество, Российская Федерация, государственное регулирование, благоприятная окружающая среда, орган, почва.


Похожие статьи

Нормативно-правовые акты, регулирующие трудовую деятельность научных работников в РФ

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу межнациональных отношений в России с 1991 г.

Международно-правовое регулирование и действующее административное законодательство РФ в области противодействия незаконному обороту наркотических средств

Характеристика и особенности правовых документов, регламентирующих процессы ценообразования в РФ

Понятие, сущность и содержание прокурорского надзора в сфере защиты прав граждан

Международно-правовые стандарты регулирования юридической ответственности судей при отправлении правосудия и их реализация в действующем законодательстве Российской Федерации

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Законодательные акты Российской Федерации, касающиеся вопросов кадрового делопроизводства

Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности недропользования на северных территориях Российской Федерации

Нормативно-правовое регулирование антропогенной нагрузки на окружающую среду в Карачаево-Черкесии

Похожие статьи

Нормативно-правовые акты, регулирующие трудовую деятельность научных работников в РФ

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу межнациональных отношений в России с 1991 г.

Международно-правовое регулирование и действующее административное законодательство РФ в области противодействия незаконному обороту наркотических средств

Характеристика и особенности правовых документов, регламентирующих процессы ценообразования в РФ

Понятие, сущность и содержание прокурорского надзора в сфере защиты прав граждан

Международно-правовые стандарты регулирования юридической ответственности судей при отправлении правосудия и их реализация в действующем законодательстве Российской Федерации

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Законодательные акты Российской Федерации, касающиеся вопросов кадрового делопроизводства

Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности недропользования на северных территориях Российской Федерации

Нормативно-правовое регулирование антропогенной нагрузки на окружающую среду в Карачаево-Черкесии

Задать вопрос