Черный консерватизм в Соединенных Штатах как политическое движение получил распространение в сообществах африканского происхождения. При этом единой доктрины «черного консерватизма» не существует. Сами черные консерваторы указывают на выдающегося активиста-аболициониста Фредерика Дугласа (1818–1895) как на основателя черной консервативной идеи. Современные черные интеллектуалы вместе с белыми американцами сосредоточены над разрешением расовых, культурных и других социально значимых проблем.
Чернокожий консерватор Томас Соуэлл известен как выдающийся экономист, но его монографии по истории или политической философии не менее популярны. Слишком часто, отмечает Соуэлл, социальная политика строится на основе абстрактных статистических данных. Так, уровни дохода и образования различных этнических групп американцев зависят от множества факторов, а не объясняются универсальными доводами о расизме или сексизме. Разницу в оплате труда между мужчинами и женщинами, Соуэлл проанализировал в книге «Гражданские права: риторика или реальность?» [1]. Он уверен, что причиной такого разрыва является семейное положение, а не дискриминация.
В трилогии «Раса и культура», «Миграции и культуры» и «Завоевания и культуры» Соуэлл проводит историко-социальный анализ путём сравнения нескольких государств, а также иммигрантских групп в отдельных странах. В обществах, где исторически сосуществует несколько культур, доказывает он, уровень экономического процветания всегда зависел от влияния пришедших народов-завоевателей или иммигрантов [2, p.70]. Например, в последние десятилетия американцы азиатского происхождения стали опережать по большинству социально-экономических показателей белое население Америки. Соуэлл предлагает всем мигрантским меньшинствам и неграм отбросить ложный комфорт мультикультурализма, так как он приводит к консервации культурной идентичности и неспособности улучшить свою жизнь с опорой на опыт и ценности белых.
Для Соуэлла Америка — это великая страна, в которой каждый может реализовать себя в любой сфере. Но, чернокожий консерватор считает, что произойти это может только в том случае, если будут преодолены все этнические и расовые дискриминации.
Дайнеш Д'Соуза — известный американский консерватор, родившийся в Индии. В круг его исследований попадают христианская религия, проблемы иммиграции в США, критика расовых квот в системе образования, афроцентризм.
Культурный релятивизм, возникший как направление этнографии, отрицал этноцентризм — европейско-американскую систему оценок, и признавал все культуры равными. В XX веке под влиянием данной идеологии стал возможен отказ от расовой сегрегации и дискриминации, а позднее и переход к мультикультурализму. Одними из первых к последствиям культурного релятивизма обратились консерваторы-традиционалисты. Работа Д'Соузы «Нелиберальное образование» (1991) стала второй после книги А. Блума «Конец американского разума», подвергшей критике американскую систему образования, построенную на мультикультуралистской концепции. Оба консерватора рассматривают культурный релятивизм в контексте кризиса западной цивилизации, который заключается в забывании многих нравственных и интеллектуальных ценностей, и как следствие возникновении целого ряда социальных проблем. Одной из таких проблем является форма и способ преподавания в учебных заведениях западной истории [3]. Сторонники мультикультурализма стараются усилить самоуважение студентов этнорасовых меньшинств, представляя незападные культуры в более выгодном свете. Это влечет за собой появление радикальных этноцентристких и националистических доктрин вроде афроцентризма. Д'Соуза считает, что учебный план все же должен признавать гибридность американской культуры. При этом основы политических институтов этой страны являются продуктом европейской культуры [4].
Проблемы иммиграции достаточно тесно связаны с мультикультурализмом и расизмом. США Д'Соуза определяет как нацию мигрантов: «Белые люди, заселившие Америку, — пишет черный консерватор, — явились не как завоеватели, а прибыли как поселенцы. Английские поселенцы, оставив все что у них было, приехали как иммигранты. Точно так же, как и индейцы тоже на самом деле когда-то были иммигрантами» [5, p.46]. Поскольку либеральные подходы привели к наплыву нелегальных иммигрантов, то консерваторы в 1990-е гг. выступали с многочисленными программами и предложениями корректировки миграционной политики США.
В своей недавней книге «Америка: Каким бы мир был без нее», затрагивающей историю расизма в США, Д'Соуза исследует индейские и афроамериканские группы. Отношения между коренными американцами и поселенцами резко ухудшились в период войны за независимость Северной Америки. Обманным путем белые получали крупные территории, а индейцы были вынуждены соглашаться на неравноценные денежные компенсации и жизнь в резервациях. Сегодня многие индейцы ассимилировались, некоторые племена получили выгоду от права содержать игорные заведения и казино. Американское правительство обязалось опекать индейцев, но вопрос о государственной поддержке различается в зависимости от племени и штата.
Одновременно с преследованием и истреблением индейцев белые ввозили в страну чернокожих рабов из Африки. Д'Соуза, касаясь вопроса о требовании компенсаций афроамериканцам за лишения и оскорбления, которые пережили их предки во время рабства, подмечает несколько важных моментов. Рабство было выгодно как белому классу плантаторов, так и тем африканцам, которые занимались работорговлей [5, p.10].
После отмены рабства чернокожие оставались уязвимыми для разнообразных форм сегрегации и дискриминации до второй половины ХХ века. Осуществлялось расовое разделение общества через социальные преграды: разграничение посадочных зон в общественном транспорте, отдельные кафе для черных и белых, раздельное обучение и т. п. Несмотря на ущемление равных прав, некоторые консервативные политики видели в сегрегации способ защиты чернокожих от Ку-клукс-клана и других радикальных расистских групп, утверждает Д'Cоуза. В период сегрегации чернокожие вынуждены были приспосабливаться к существующим условиям. Наиболее находчивые негры быстро оценили благоприятные экономические возможности для развития собственного бизнеса в гетто. Подводя итог своего исследования Д'Cоуза пишет, что американское общество еще не достигло «конца расизма». Но если раньше он был систематическим, то сегодня чернокожим или людям другой этнической группы предоставлены возможности достичь своих целей.
Гленн Лоури известный черный консерватор и публицист, профессор экономики. Как и любого чернокожего его в первую очередь тревожит неудовлетворительное социальное и экономическое положение негров. В 1970-е годы экономист Лоури и социолог Лайт использовали термин «социальный капитал» для анализа городской экономики. По наблюдениям авторов, афроамериканцам не хватало социальной вовлеченности, которая была у американцев азиатского происхождения и прочих этнорасовых групп, что во многом объясняло неразвитость негритянского малого бизнеса [6,p.33]. В 1981 году опубликовав свое эссе в журнале «Эконометрика» (Econometrica), Лоури представил модель экономического развития. В данной модели заработок человека зависел от врожденных способностей и навыков, приобретенных в процессе обучения. Таким образом, экономические возможностей зависели от унаследованной социальной позиции, на которую в свою очередь воздействовали такие факторы как раса, этническая и конфессиональная принадлежность, культура, социальный класс [7,p.34]. Таким образом, есть все основания считать главной причиной проблем афроамериканцев кризис традиционной семьи, а не дискриминацию и бедность.
Чернокожие девушки-одиночки заводят несколько детей, руководствуясь тем, что им полагаются многочисленные государственные льготы и пособия. В таких условиях наличие отца в многодетной семье или высокооплачиваемой работы перестает иметь значение, так как забота о семье перекладывается на плечи правительства и организаций социальной помощи. Гленн Лоури утверждает, что ответственность за высокий уровень преступности среди афроамериканцев, низкий уровень жизни малообеспеченных негритянских семей, подростковую беременность нельзя целиком возложить на государство и белых расистов [6, p.15]. Позиция Лоури предельно проста: вместо обвинения белых в расизме, черная община должна сконцентрироваться на своем развитии и возрождении семейных ценностей.
Лоури подвергает критике либералов, которые нарушают основополагающий «недискриминационный принцип», согласно которому расовые, гендерные и этнические характеристики индивида не имеют отношения к его достоинствам [8, p.95]. Одним из главных нарушений этого принципа, согласно Лоури, является практика утвердительных действий. Она подрывает конкурентоспособность черных; различные виды покровительства вообще происходят из убежденности, что афроамериканцы не способны соответствовать высоким стандартам [6,p.40]. Лоури формулирует новое понятие — «цветовая нейтральность». Он предполагает политику содействия людям вне зависимости от расы [8, p.95].
Таким образом, проблемы межрасовых отношений, по мнению чернокожих консерваторов, необходимо решать на двух уровнях американской социальной действительности: на индивидуальном (частном) и на общественном (государственном). Для улучшения мультикультурного общества Америки консерваторы предлагают следующие меры: снижение правительственного содействия мультикультурному разнообразию; возможность индивидам самостоятельно решать свою судьбу; готовность проводить гражданскую, а не идеологическую политику; осторожная политика мультикультурализма или полный отказ от нее в сфере образования.
Литература:
- Sowell T.Civil Rights: Rhetoric or Reality? — N.Y: William Morrow & Co, —1985. — 168р.
- Cohen J. Culture Maven// National Review. —1994. — № 21. —p. 69–70.
- Борисов А.А,Василенко Ю. В. Культурный релятивизм в США: концепция и перспективы // Вестник пермского университета. —2001. — вып. 1. — c.12–18.
- D'Souza D. Proust of the Papuans. —1996.
- Д'Соуза Д. Америка: Каким мир был бы без нее? — М., — 2015.
- Loury G. How To Mend Affirmative Action // Тhe Public Interest. —1997. —Vol.127. — p.33–47.
- Loury G. Color Blind.1998. URL:http://www.bu.edu (дата обращения: 1.06.2017).
- Loury G. Individualism before multiculturalism // Тhe Public Interest. 1995. —Vol.121—p.92–106.