Воспитание личности, мировоззрения, культурных и исторических ценностей у школьников на основе изучения творческого пути Я. В. Абрамова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 11.06.2019

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Зайцева, А. С. Воспитание личности, мировоззрения, культурных и исторических ценностей у школьников на основе изучения творческого пути Я. В. Абрамова / А. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60278/ (дата обращения: 16.12.2024).



Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы является важным средством формирования у детей различных положительных качеств: храбрости, смелости, честности, доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром, бороться за правосудие. Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно-личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, что будет способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. А также, важно опираться на исторические факты и культурные ценности, рассматриваемые в произведениях на уроках литературы в школах.

Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие–то знания, но и подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями. Изучая творчества Я. В. Абрамова, диалог автора с читателями проходит на воспитательном уровне. Творчество Я. В. Абрамова знакомит как школьника, так и учителя с историческими событиями, культурными ценностями и социальным устоем общества 1860–80-х годов. Знакомя детей с творческим путем Я. Абрамова, школьники познают не только сюжет произведений автора, но и его литературные достижения, наследие, мировоззрение, мысли и идеи, ценности писателя.

Формированию духовно-нравственных представлений и нравственно-эстетического опыта способствует сообщению детям знаний о моральных качествах человека. Такие качества в своем литературном творчестве рассматривает писатель-социолог, публицист, литературовед Я. В. Абрамов на примере исторического хода событий в истории России. Его основные принципы — достижение «правды» через совершенствование всех слоев общества. Движение от малого к великому, саморазвитие людей в обществе.

Писатели времен Я. В. Абрамова, да и он сам, пытались показать, как влияние нового времени отражается на духовной сфере человека, начинающего понимать, что «так жить нельзя». Здесь и происходит становление «русского человека», прививается любовь к «Малой Родине», воспитываются ценности культуры, происходит становление и формирование знаний об истории России [см 4, с. 20]. Эстетические искания были обусловлены потребностями в анализе общественно-нравственного состояния русской жизни, установкой на «натуральность», «невыдуманность» повествования. Именно таким реалистичным образом и описывает события в своих произведениях Я. В. Абрамов. Он наделяет своих персонажей самыми настоящими, натуральными качествами, характеристиками и взглядами. Каждый герой прозы Я. В. Абрамова является народным деятелем, участником событий того времени, человеком, пытающимся изменить все к лучшему, добиться «правды». «Правда» же — один из основных мотивов творчества Я. В. Абрамова [см 5, с. 34]. Добиваясь «правды», ища пути к ней, он постигает истину жизни и быта общества, социальных устоев. Свои произведения автор строит исходя из собственных взглядов и принципов.

Например, фабула произведений Абрамова, находящаяся между автором и читателем, создавалась не при помощи творческой фантазии, а с опорой на реальные жизненные явления. Абрамов хотел показать честно и без преувеличений всю наготу русской жизни [1, с. 57].

Исследовательский подход к изображаемому трансформировал поэтику литературных жанров, используемых Абрамовым. Это обращение к факту, к источнику, к конкретным наблюдениям, к статистическим данным. Подобные искания были ориентированы на установление связей между нравственным и историческим. Это позволяет рассмотреть жизнь общества в корне и проанализировать перемены в социальном, культурном и историческом плане 1880-х годов в России [см 3, с. 12]..

Как публицист, Абрамов освещал социально-экономические проблемы, вопросы народной жизни, образования, науки и культуры. Он издавал популярные брошюры по вопросам правовых отношений, развития естественных наук, народного образования и т. д. Многочисленные работы о частных воскресных школах содействовали тому, что эти школы стали одной из наиболее эффективных форм просвещения народа. Одна из книг Я. В. Абрамова на эту тему с большим успехом демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже (1889 год). В школьной образовательной программе изучение деятельности таких именитых авторов, писателей, публицистов является полезным примером разносторонней личности, указателем на то, что заниматься развитием и образованием не только полезно, но и почетно.

Публицистическое начало в художественной прозе Я. В. Абрамова порождалось исканиями ответов на те вопросы, которые стояли перед его героями, в свете критериев «совести и правды», «прежних» и «нынешних» конфликтов. Публицистические формы использовались в качестве инструментов для исследования социально-экономических условий «укладывающегося» порядка жизни. На основе произведений Я. В. Абрамова нам удается рассмотреть социальный, экономический, культурный, исторический, нравственный, эстетический уклон и порядок жизни общества того времени. Школьники начинают понимать всю важность и необходимость борьбы за справедливость, осознают историческую ценность наследия Я. В. Абрамова [см 2, с. 9].

Огромную роль в воспитании духовно-нравственного начала играет школа. И именно школа, используя новейшие методы и качественную литературу, обязана воспитать в школьниках культурные и нравственные ценности, исторические ориентиры, социальные представления об обществе, основы жизни и быта. А также, на примере изучаемых авторов и писателей, их жизни и творчестве, наглядно продемонстрировать всю важность личностного развития, становления человеческих качеств и формировании жизненной позиции. Важно научить школьника видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Для достижения цели необходимо использовать методы изучения не только творчества, но и жизненного пути, мировоззрения изучаемых авторов и писателей.

Литература:

  1. Абрамов Я. В. В поисках за правдой: сб.рассказов. — 2-е изд. — СПб.: Тип. А. М. Котомина и К, 1884. — 192 с.
  2. Абрамов Я. В. Идущий правды.// Отечественные записки. -1882. — С. 33–72.
  3. Агапкина Т. П. Абрамов Яков Васильевич // Русские писатели 1800–1917: биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. — Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 12–13.
  4. Алчевская Х. Д. Передуманное и пережитое. — М., 1912. — С. 263.
  5. Баранов Е. З. Памяти Я. В. Абрамова // Северокавказская газета. — 1907. — 18 сентября. — С. 2.
Основные термины (генерируются автоматически): автор, история России, качество, русская жизнь, урок литературы, школьник.


Похожие статьи

Воспитание эстетической культуры у младших школьников на основе соотношения модели и оригинала

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края)

Педагогический потенциал духовно-нравственного воспитания студентов на основе гуманистических традиций (на примере православия) как фактор преемственности в русской национальной педагогике

Формирование познавательной активности учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию

Интерпретация идей духовного наследия С. Радонежского в контексте решения проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Воспитание творческой личности младшего школьника через коллективно-творческую деятельность

Роль педагогического опыта и социального генеза в анализе мотивов культуры общения и поведения молодежи

Значение православной культуры в процессе формирования нравственных качеств личности ребенка младшего школьного возраста

Роль собственных биографических текстов старшеклассников в формировании системы духовно-нравственных ценностей

Похожие статьи

Воспитание эстетической культуры у младших школьников на основе соотношения модели и оригинала

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края)

Педагогический потенциал духовно-нравственного воспитания студентов на основе гуманистических традиций (на примере православия) как фактор преемственности в русской национальной педагогике

Формирование познавательной активности учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию

Интерпретация идей духовного наследия С. Радонежского в контексте решения проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Воспитание творческой личности младшего школьника через коллективно-творческую деятельность

Роль педагогического опыта и социального генеза в анализе мотивов культуры общения и поведения молодежи

Значение православной культуры в процессе формирования нравственных качеств личности ребенка младшего школьного возраста

Роль собственных биографических текстов старшеклассников в формировании системы духовно-нравственных ценностей

Задать вопрос