Особенности государственного регулирования агропромышленного предпринимательства в Амурской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Сельское хозяйство

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Сигачева А. В., Гончарук О. В. Особенности государственного регулирования агропромышленного предпринимательства в Амурской области // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 157-159. — URL https://moluch.ru/archive/261/60266/ (дата обращения: 22.07.2019).



Ключевые слова: государственное регулирование, АПК, агропромышленное предпринимательство, сельское хозяйство, сельхозтоваропроизводитель

Государственное регулирование развития агропромышленного предпринимательства заключается в создании условий для эффективного функционирования агропромышленного комплекса (АПК), принятии нормативно-правовых актов и осуществлении контроля за их выполнением.

В отличие от административно — командных методов управления в условиях рынка при переходе к рыночным отношениям государственное регулирование экономических процессов значительно изменилось. Государственное регулирование должно быть направлено на решение серьезных проблем, таких как: развитие производительности труда, устойчивую работу рыночного механизма, рациональное распределение национального дохода страны. Особое значение в экономике страны играет агропромышленный комплекс. Он обеспечивает общество продуктами питания, а также влияет на занятость населения.

Как экономический субъект, государство финансово воздействует на различные отрасли экономики, развивая целевые программы и определяя политику экономического развития. Особым фактором устойчивого экономического развития является развитие предпринимательства. Поскольку именно благодаря мобильности и маневренности субъектов предпринимательства быстро и своевременно перестраиваться под новые рыночные требования, способствуя укреплению существующих связей, возникающих между разными отраслями деятельности, возможно наиболее быстрое решение проблем развития агропромышленного комплекса.

Наиболее важными функциями по регулированию агропромышленного предпринимательства являются:

− создание правовой среды для формирования и развития агропромышленного предпринимательства;

− обеспечение безопасности для осуществления предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе;

− разработка программ по государственной поддержке предпринимательства в сельском хозяйстве и контроль за их исполнением;

− координирование и организация законодательства в сфере налогообложения.

Государство при выполнении функций важнейшего субъекта рыночных отношений использует административные, правовые, экономические, организационные меры для создания условий экономического роста в агропромышленном комплексе, а также для преодоления спада производства.

В ходе исследования аграрного сектора экономики мы выяснили, что государственное регулирование агропромышленного предпринимательства включает в себя контроль и анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие предпринимательства в АПК. На наш взгляд, политика по развитию предпринимательства в сельском хозяйстве направлена на решение таких проблем в аграрном секторе:

1) низкая конкурентоспособность агропромышленной продукции и агропромышленных товаропроизводителей;

2) низкая занятость населения в сельском хозяйстве, нехватка высококвалифицированных специалистов на сельскохозяйственных территориях;

3) низкая инфраструктура и доходность сельскохозяйственного рынка сельскохозяйственных товаропроизводителей;

4) низкая финансовая способность предпринимателей сельскохозяйственного сектора.

Для решения вышеперечисленных проблем государство активно модернизирует аграрную политику, разрабатывает новые программы для поддержки агропромышленных предпринимателей, регулирует налогообложение, таможенную политику, предоставляет льготы на получение кредитов.

Целью государственной поддержки является обеспечение соблюдения законов, государственных и общественных интересов, упорядочение действий экономических субъектов.

К объектам государственного регулирования относятся следующие сельскохозяйственные товаропроизводители: индивидуальные предприниматели, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (ЛПХ), сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ).

Государственное регулирование агропромышленного комплекса в целом осуществляется на основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [1].

Данным Федеральным законом установлены юридические основания реализации государственной социально — экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству аграрной продукции, оказанию услуг, способствующих обеспечению промышленности сельскохозяйственным сырьем, населения отечественными продовольственными товарами, а также развитие территорий, занятых сельским хозяйством.

К субъектам малого аграрного предпринимательства применяются положения Федерального закона РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013 г.) [3].

Наиболее важным документом, в котором описаны основные направления Государственной поддержки агропромышленного комплекса, а также развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы [4].

Государственная программа разработана для создания оптимальных условий для решения финансово-экономических, производственных, социальных проблем агропромышленного комплекса, а также для реализации целей социально-экономического развития страны. Программа предусматривает следующие основные цели:

− обеспечение продовольственного суверенитета страны;

− увеличение конкурентоспособности российской агропромышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

− обеспечение финансовой стабильности агропроизводителей;

− воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов;

− стабильное развитие сельских территорий.

Для осуществления поставленных целей финансирование выделяется из следующих источников:

− федеральный бюджет;

− областной бюджет;

− внебюджетные источники — собственные средства предприятий, займы в коммерческих банках, инвестиции.

Государственное регулирование на региональном уровне осуществляется через министерства сельского хозяйства субъектов Российской Федерации. Задачей данных субъектов является поддержка и отраслевое управление в сфере сельского хозяйства в регионах.

Таким образом, государственное регулирование хозяйственной деятельности агропромышленного предпринимательства является формой государственного регулирования, выраженной в материальном и нематериальном эквиваленте, целью которой является стимулирование развития предпринимательства в АПК. Одним из важных инструментов государственной поддержки сельскохозяйственного предпринимательства являются региональные и федеральные программы.

Государственная поддержка агропромышленного предпринимательства в Амурской области осуществляется на основании постановления Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 447 об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг».. Программа включает в себя 13 подпрограмм и охватывает все формы собственности предпринимательства в агропромышленном комплексе. Объем финансирования государственной программы за счет областного бюджета составит 9718762,43 тыс. рублей (таблица 1).

Таблица 1

Объем финансирования государственной программы по развитию сельского хозяйства ирегулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия на 2013–2020гг. вАмурской области за счет областного бюджета

Год

Объем финансирования (тыс. рублей)

2014

1223374,92

2015

1000655,00

2016

760856,90

2017

771019,21

2018

635718,69

2019

575766,49

2020

477108,29

2021

499245,01

2022

677356,89

2023

985055,91

2024

1033406,01

2025

1079199,11

Итого

9718762,43

В рамках программы к 2025 году планируется увеличить среднемесячную заработную плату работникам, занятым в сельском хозяйстве, до 39962,5 рублей; создать высокопроизводительные рабочие места в количестве 25138 единиц; увеличить ресурсы домашних хозяйств до 33802,7 рубля на 1 члена домашнего хозяйства в месяц. Также предполагается сохранение индекса производства продукции всех категорий сельского хозяйства 100,6–104,1 процента каждый год; сохранение индекса производительности труда на уровне 101,4–133,4 процента ежегодно; сохранение индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на уровне 101,0–109,4 процента ежегодно; сохранение рентабельности сельскохозяйственных организаций на уровне 19,0–25,0 процента ежегодно [5].

Применяемые на данный момент меры государственной поддержки положительно влияют на развитие агропромышленного предпринимательства и АПК в целом. Государственная программа способствует росту производства и реализации сельскохозяйственной продукции, что в дальнейшем может привести к повышению эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Огородников П. И. Научно-технический прогресс — основа эффективной реализации инновационных проектов в АПК / под ред. А. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009.
  3. Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru
  4. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 (ред. от 15.07.2013 г.) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.goverment.ru/docs/3360
  5. Постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 447 об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://agroamur.ru/news/const/const27.html


Задать вопрос