Характеристика и типология поведения российского чиновника-коррупционера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 07.06.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Бессмертных А. В. Характеристика и типология поведения российского чиновника-коррупционера // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 423-425. — URL https://moluch.ru/archive/261/60194/ (дата обращения: 18.07.2019).



Данная статья посвящена личности, совершающей преступления коррупционной направленности, а также его факторам и поведению. Проанализированы характерные черты и действия коррупционеров. Большое внимание уделяется понятию слова «коррупционер», а также представлена типология личностей-коррупционеров, которая раскрывает каждый тип более подробно. Автор в своей статье рассматривает организованные преступные общества должностных лиц-коррупционеров и их элементы. В данной статье автором была предпринята попытка раскрыть начало борьбы с коррупцией в истории Российского государства. Автор приходит к выводу, что Россия долго будет осознавать важность борьбы с коррупцией, так как на данный момент, что показывают власти — просто имитация противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупционер, должностное лицо, госслужащий, коррупция, портрет коррупционера, организованные преступные общества, чиновник.

Международное рейтинговое агентство Transparency International ставит Россию на 138 место в Индексе восприятия коррупции за 2018 год [1]. В стране коррупция набирает все больший оборот не только среди органов государственной власти, но и в коммерческих организациях и структурах.

Раз уж тема касается криминологических аспектов коррупции, то стоит затронуть историю законодательства о коррупции в России. Согласно Двинской уставной грамоты 1397–1398, было первое упоминание о посуле. Посулом называли незаконное вознаграждение за осуществление властных полномочий в законодательстве в Руси. Со времен правления Николая II, первые попытки противодействия взяточничества предпринял министр юстиции Российской Империи И. Щегловитов. Он внес проект закона «О наказуемости лиходательства» в 1903 году, но император отклонил данный законопроект. И сколько бы не было нормативно-правовых актов по вопросам противодействия коррупции, все остается так как было, так как государство не совсем заинтересовано в реализации мер, прописанных в специальных нормативных актах.

Конечно, все, что написано выше это лирические отступления. И большое внимание хочется уделить не понятию коррупции или противодействия с ней, а криминологическому фактору коррупционера. Но так как сейчас в современной России в сознании граждан коррупционер ассоциируется с российским чиновником, неважно какого он статуса или ранга, от рядового чиновника вплоть до государственного деятеля.

Немаловажным фактором в действиях коррупционера является его психология. Но прежде чем заговорить о его психологии и поведении, стоит затронуть понятие слова «коррупционер». В книге «Коррупция, закон, ответственность» С. В. Максимов под коррупционером подразумевает помимо должностного лица, берущего взятки и лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой деятельности или иной организации, а также лицо, дающее взятки [2, c.31].

Составление психологического портрета коррупционера не является проблемой. Она, скорее, заключается в максимально корректной оценке меры влияния психологического фактора на распространенность и общественную опасность коррупции и теневой экономики. [2, c.31].

Центром психологии коррупционера стоит признать его мотивацию поведения, где присутствуют осознанные потребности, которые выступают как побудительные причины активности.

Также стоит сказать, что элементы поведения коррупционера могут быть присуще любому взрослому человеку.

Если говорить про должностное лицо-коррупционера, то это лицо использует свои должностные полномочия, положение и политическое влияние ущербным образом. Все эти функции или атрибуты коррупционер использует не для соблюдения законных интересов граждан и государства, а для достижения корыстных целей. По этой причине у нас не принимают закон о лоббизме, так как это автоматически развязывает руки недобросовестным деятелям, но это и не отменяет того, что коррупционеров меньше не становится. Сама коррупция имеет латентный характер и выявить ее порой очень трудно.

Характеристика лиц, совершающих коррупционные преступления, включают два вида портретов: лица, которые выполняют государственные функции, незаконно получившие преимущества по муниципальной или государственной службах вопреки их интересам; лица, которые предоставляют должностным лицам преимущества [3, c.112]. При составлении характеристик служащих-коррупционеров нужно отметить, что здесь важна пирамида их потребностей, как у Маслоу, готовы ли эти указанные лица пожертвовать моралью и законом, и честью, чтобы получить выгоду в своих действиях.

Большую роль играет также и социальная среда личности:

1) Когда в этой среде присутствуют лица с высоким уровнем благосостояния, а тем более достигнуто возможно за счет коррупционной или иной криминальной деятельности;

2) Когда у лица есть ориентир на стандарты жизни богатых лиц, а сам получает маленькую зарплату, то для него создаются проблемные условия;

3) Девиантное поведение, а именно увлечение азартными играми и распитие спиртных напитков.

Сейчас таковы реалии, что создаются организованные преступные сообщества, состоящие из должностных лиц. Причины таких объединений заключается в: извлечении прибыли и эффективного осуществления инвестиций в расширении коррупции. Сама эта незаконная деятельность превращается в бизнес, когда должностные лица относятся к своему положению, как к инструменту для получения высоких доходов.

Раз уж зашел разговор об организованных преступных сообществах должностных лицах, то можно выделить три элемента:

1) Группы должностных лиц, которые обеспечивают принятие выгодных для коммерческих лиц решений;

2) Коммерческие или финансовые структуры, реализующие получаемые выгоды, льготы, доходы, превращая их в деньги;

3) Защита структур коррупционной деятельности, которые осуществляют должностные лица из числа представителей правоохранительных, контрольно-надзорных и судебных органов.

Также стоит выделить три типа коррупционера. К первому типу стоит отнести личностей, обладающие лидерскими, управленческими качествами и организаторскими способностями. Таким людям важно иметь положительную позицию среди его окружающих. Его поведение и поступки похожи на действия законопослушного гражданина, придерживающегося моральным принципам и этическим нормам. Данный тип личности пунктуален, от окружающих и подчиненных требует исполнительности и порядка. Также это лицо может манипулировать, жертвовать своими интересами ради социального одобрения. Исходя из его поведения, можно определить, что у данной личности очень противоречивый характер.

Исполнитель, относящийся ко второму типу. Это та личность, которая не задумывается о последствиях, никогда не отвлекается на малозначимые объекты, может действовать за гранью дозволенного, что приносит ему удовольствие. У него нет моральных принципов, и он не придает значения своим поступкам, ищет возможность получить удовольствие, старается избегать болезненные темы и переживания, и не испытывает никаких угрызений совести.

И последний тип — это пособник. У пособника есть стремление быть осведомленным в детали текущей ситуации. Не обладает аналитическими и прогностическими способностями, ориентируется на задачи, поставленные руководством. Способен подстраивать людей под себя, либо подстраиваться самому в зависимости от ситуации. Обладает коммуникацией и вполне способен вести переговоры и склонять к сделке.

Университет Генпрокуратуры РФ определил средний возраст госслужащего-коррупционера, который составляет 40 лет, они старше, чем осужденные за другие преступления. И больше всего коррупционеров, по их мнению, являются мужчины [4].

Конечно, нужно бороться с такими личностями, предпринимать эффективные меры борьбы с коррупцией и не заниматься профанацией. Для реального противодействия коррупции стоит позаимствовать опыт у зарубежных стран, самым популярными примерами является Канада, Сингапур и Республика Корея. В случае с Канадой — полное отсутствие лишней бюрократии, высокий уровень жизни, профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов, а также меры контроля и реагирования. К примеру, представитель транснациональной корпорации, изобличенный в подкупе государственного деятеля и нарушении закона «О лоббизме», может быть лишен права заключать государственные контракты на 10 лет [5]. Сингапур — страна, победившая коррупцию. К началу борьбы с коррупцией в этом государстве относят момент, когда премьер-министр, один из создателей «экономического чуда» Ли Куан Ю инициировал арест своего брата за коррупционные преступления, который вскоре был осужден. По сравнению с другими странами, в Сингапуре отсутствует как таковая презумпция невиновности для государственных служащих. Аргументируется это тем, что если должностное лицо не докажет происхождение у него материальных благ и высоких доходов, то это будет считаться взяткой, и вскоре данное лицо будет отдано в руки правосудия [6]. В Республике Корея со скандалом была приговорена к 24 годам лишения свободы президент Пак Кын Хе, ее признали виновной в превышении должностных полномочий, вымогательстве, взяточничестве, а также в разглашении государственной тайны. Помимо президента, также были приговорены к реальному лишению свободу ее подруга Цой Сун Силь, признанная виновной в коррупции, вымогательстве и злоупотреблению властью, вице-президенты крупных транснациональных корпораций, которые давали взятки аппарату президента. В итоге в общей сложности было осуждено 30 влиятельных лиц [7].

Но в России, которая идет своим путем, заимствованный опыт не будет работать по некоторым причинам. И самая главная из этих причин, когда в государственном аппарате коррупцию считают не проблемой, а выдумкой, инструментом борьбы за власть «нечестным путем». И все эти расследования о коррупции являются «копанием в грязном белье», но ведь каждый гражданин хочет знать, куда уходят его налоги: на удовлетворение непомерных аппетитов чиновников или на обеспечение социальной политики.

Литература:

  1. Россия в Индексе восприятия коррупции — 2018: 28 баллов из 100 и 138 место. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018–28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html.
  2. Коррупция. Закон. Ответственность. С. В. Максимов. — 2-е издание, переработанное и дополненное. ЮрИнфоР: М., 2008. С. 31.
  3. Коррупционная преступность в сфере местного самоуправления в Российской Федерации: монография. Г. М. Аглямова, М. В. Талан, Р. Н. Хамитов под ред. Ф. Р. Сундурова. Юрлитинформ: М. 2017. стр. 112.
  4. В Генпрокуратуре составили портрет коррупционера. РБК, URL: https://www.rbc.ru/society/06/12/2018/5c09061d9a794760a277db66
  5. Опыт Сингапура в борьбе с коррупцией. М. Р. Махмутова. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29168120_38234536.pdf.
  6. Современный опыт противодействия коррупции в Канаде. Ю. Д. Артамонова, А. Л. Демчук, И. С. Котельников. МГУ: М., 2018. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32252921.
  7. Коррупция по дружбе: экс-президента Южной Кореи приговорили к 24 годам заключения, URL: https://russian.rt.com/world/article/500630-yuzhnaya-koreya-eks-president-korrupciya-sud.


Задать вопрос