Психологическая подготовка стрелка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 06.06.2019

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Колесников А. С. Психологическая подготовка стрелка // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 367-371. — URL https://moluch.ru/archive/261/60184/ (дата обращения: 19.07.2019).



В статье рассматриваются способы и средства формирования психологической устойчивости к применению боевого оружия у курсантов и сотрудников силовых структур Российской Федерации.

Ключевые слова: стрелок, обучение стрельбе, психологическая подготовка стрелка.

The article discusses the ways and means of forming psychological resistance to the use of military weapons in cadets and law enforcement officers of the Russian Federation.

Key words: shooter, shooting training, psychological training of the shooter.

Достижение положительных результатов стрельбы в сложных психологических условиях, требует от сотрудников силовых структур и военных определенных знаний, умений и навыков. Выявление способностей и построение обучения огневой подготовке сотрудника представляет собой понимание закономерностей психических процессов, присущих каждому человеку, и их индивидуально-неповторимое сочетание, определяющие реакцию и поведение индивида.

Методологической основой, способствующей достижению поставленной задачи, на начальном этапе обучения стрельбе из боевого оружия, является психолого-педагогическая подготовка обучаемых. Она включает в себя ряд мероприятий, направленных на формирование у сотрудников силовых структур устойчивых морально-волевых качеств, позволяющих выполнять поставленные задачи в любой обстановке (в том числе и стрессовой).

Задачи воспитания психологической готовности курсантов можно определить следующим образом:

− преодоление волнения на огневом рубеже;

− преодоление боязни работы с оружием;

− адаптация к выстрелу;

− тренировка периферийного зрения стрелка, заключающаяся в преодолении негативной индивидуальной реакции — туннельного видения;

− преодоление реакции на световые и слуховые раздражители;

В процессе тренировок часто можно увидеть, как обучаемые уверенно работают с учебным оружием, на электронных тренажерах и как быстро появляется нерешительность, когда они выходят на огневой рубеж с боевым пистолетом. Проступает неуверенность, скованность в действиях. Данное явление нормально с физиологической и психической точек зрения. Это естественная эмоциональная реакция человека на действия, сопряженные с опасностью, риском, неизвестностью. Эмоциональные переживания замедляют применение навыков, вызывают дезорганизацию мышления и несогласованность действий.

Стрельба из стрелкового оружия сопоставляется у людей с эмоциями, такими как страх и тревога, которые оставляют существенный отпечаток на центральной нервной системе любого человека. Эти чувства заставляют нервную систему испытывать состояние напряженности психики.

Особенности и признаки этого состояния: возбуждение или апатия, тревога и беспокойство.

Возбуждение — это отклик организма на стрессовую ситуацию. Если выражаться научным языком, то в кровь выбрасывается адреналин, который расширяет различные кровеносные сосуды, при этом частота и сила сердцебиения увеличиваются. Вследствие этого происходит повышенная подача крови, что, в свою очередь, насыщает мышцы кислородом и питательными веществами. Помимо этого, улучшается реакция, а также происходят изменения во всем организме.

Апатия — это состояние, обратное возбуждению, характеризуется равнодушием, пониженным вниманием. Частота сердцебиения и давление, как правило, не отличаются от состояния покоя. Причина заключается в перевозбуждении, перетренированности.

Тревога и беспокойство — это яркая психологическая характеристика, которая не связана с физиологическим состоянием стрелка.

Важным показателем психологической готовности сотрудника является эмоциональная стабильность, возможность в экстремальных условиях сохранять способность объективной оценки ситуации и, соответственно, адекватным действиям. Эмоциональная устойчивость, в большей степени — врожденное качество. В тоже время, направленное воспитательное воздействие способно повлиять на необходимые свойства характера. Важнейшими направлениями подобного воспитания являются: закаливание нервной системы, устранение нервных нагрузок, которые могут травмировать психику сотрудника, усиление мотивации, противостоящей негативному стрессовому воздействию [1;106].

Эмоциональное напряжение характеризуется следующими признаками:

− учащением сердечных сокращений и дыхания;

− увеличением потоотделения ладоней;

− несогласованностью движений;

− повышение колебаний наведенного оружия;

− утратой равновесия стрелком при стойке в изготовке;

− искажением зрительного восприятия и т. д.

Влияние эмоционального состояния курсанта на изменения в технике стрельбы обусловлено индивидуальными особенностями организма человека, уровня подготовки, а также от физического состояния, времени суток и внешних условий. [4;35]

Психоэмоциональное напряжение снижается с приобретением опыта, который приходит в процессе занятий, где одновременно совершенствуется техническая и психологическая подготовка.

Психологической подготовкой стрелка называют процесс, ориентированный на формирование оптимального психологического состояния, внутренней уверенности, обусловливающей достижение хороших результатов в стрельбе, преодолению различных стрессовых ситуаций.

В процессе психолого-педагогической работы необходимо формировать у курсантов такие качества, как:

− навык абстрагироваться от всего постороннего, уводящего внимание (выстрелы коллег на огневом рубеже, разговоры за спиной и т. д.);

− сосредоточение на задании и контроль своих действий;

− отказ от плохого (некачественного) выстрела;

Для воспитания психологической стабильности курсантов могут использоваться:

− дуэльная стрельба;

− стрельба после физической нагрузки (пробежка, приседания, отжимания и т. д.);

− стрельба по заданию (стрелку предлагается выполнить определенное количество выстрелов на результат);

− моделирование экстремальных ситуаций (шумовые, звуковые, световые эффекты);

− овладение основами идеомоторной и аутогенной тренировки.

Идеомоторная и аутогенная тренировки — элементы психолого-педагогического воспитания.

Идеомоторная подготовка — это мысленное проигрывание освоенных приемов и действий, ориентированное на фиксацию двигательных навыков, выведение их на уровень автоматизма, удерживание у курсантов состояния готовности к реализации упражнения. Она позволяет сосредоточить внимание стрелка на технической части предстоящей стрельбы и отвлекает его от результата. Данная подготовка не замещает реального воспроизведения движения, при этом давая определенные преимущества. Это обусловлено тем, что мысленное выполнение действий создает идеальное представление о выполнении упражнения учебных стрельб и содействует в определении своих ошибок.

Идеомоторная подготовка не только избавляет от тревожных мыслей о предполагаемых неудачах, но и является важной тактической настройкой. Она представляет собой хорошую базу для скорейшего освоения более мощного психопрофилактического средства — аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка (концентрация внимания) является системой сознательно практикуемых людьми психологических приемов (словесных упражнений), которые содействуют изменению тонуса мышечной системы и протеканию психологических процессов. Наряду с этим, появляется возможность оказания преднамеренного воздействия на определенные функции собственного организма и психическое состояние. [3;71]

Совершая специальные упражнения на расслабление и напряжение, а также дыхательные практики, можно влиять на все составляющие эмоциональных реакций, включая характер эмоций. Когда на человека воздействуют активные внешние факторы или он находится в состоянии стресса, мысли, ощущения и эмоции захлестывают его и попасть в цель практически невозможно. Состояние нервного возбуждения и связанные с ним непроизвольные сокращения мышц (дрожь) известно всем.

Рассматривая проблему стрельбы более широко, следует отметить, что основная задача — борьба со страхом. Для преодоления страха существует несколько путей:

− самовоспитания, личностного и профессионального, формирования уверенности в собственных возможностях, в личную неуязвимость;

− развития профессионализма и укрепление уверенности в правильности своих действий в экстремальных ситуациях, перехода от тревожности к концентрации внимания;

− моделирования опасных ситуаций на занятиях;

− поддержания приятных эмоций после рискованных, но успешных действий.

Основная психологическая проблема стрельбы — умение быстро отключить свой мозг от всех лишних мыслей, начиная от стремления попасть в «10» и получить хорошую оценку, кончая пресечением собственного страха быть убитым в боевой обстановке. Необходимо осознать, что произвольная мысль, вызывая мышечные сокращения, не содействует поражению цели.

При стрельбе в тире необходимо также заблокировать свои ощущения, не воспринимать внешние раздражители, они не должны вызывать никаких мыслей. В боевой обстановке отключение от внешней среды исключено. Однако при этом необходимо заблокировать переход ощущений в эмоции, ввиду того, что последние стимулируют совершенно ненужную мышечную активность. Помимо этого, эмоции нагружают мозг бесполезной работой, что препятствует процессу мышления, а в этом случае быстро мыслить крайне важно.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что психологическая подготовка к стрельбе состоит в умении очищать свой мозг от мыслей. Этот навык вырабатывается с помощью специальных мысленных практик, называемых концентрацией. Концентрация выполняется 2 или 3 раза в день: утром и вечером или утром, днем и вечером. Занятия должны быть регулярными. Продолжительность упражнения — 5 минут. Можно начинать и с меньшей продолжительности.

Цель концентрации — научиться фокусировать свое внимание на объекте и удерживать его там волевым усилием. Поэтому в качестве объекта нужно выбрать простой и небольшой предмет: авторучку, спичечный коробок, часы или что-либо подобное. Следует отметить, что при проведении концентрации следует полностью освободить свой мозг от мыслей, в том числе от мыслей о предмете, который мы созерцаем. Вторгающиеся мысли следует подавлять. Иногда их можно игнорировать. В любом случае, при появлении посторонних мыслей следует оставаться строго объективным и отказываться от малейшей эмоциональной реакции на них.

Когда обучаемый сосредотачивает внимание на одном предмете, пытается пробудить нужное представление, он переключается с других мыслей и образов. Умение отвлечься от постороннего влияния и сконцентрироваться на необходимом в данный момент действии, способствует целенаправленному изменению неблагоприятного эмоционального состояния и успокоению при излишнем нервном возбуждении, это также достигается доведением до автоматизма всех необходимых действий при производстве выстрела. Тем самым, обучаемый при производстве учебных стрельб из боевого оружия, автоматически будет «отсекать» посторонние мысли, как только выйдет на огневой рубеж с оружием в руках.

Для снятия напряжения, волнения на огневом рубеже можно сделать гипервентиляцию легких (несколько глубоких вдохов и медленных выдохов) и мысленно повторить технику производства выстрела или ее отдельных элементов (изготовка, хват, прицеливание, дыхание, спуск курка). В сложной обстановке (зачёт, соревнования, боевая обстановка) часто необходимо оперативно устранить страх. Для этого следует положить правую руку на солнечное сплетение, а левую на сердце, сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 4–6 секунд, а затем сделать внезапный выдох. Повторить 4–6 раз.

Немаловажную роль в преодолении психологического напряжения играет воспитание у курсантов уверенности в оружии и своих действиях, что достигается комплексом таких мероприятий, как:

− ознакомление с мерами безопасности;

− постоянной тренировкой с учебным оружием и ведением стрельбы из боевого оружия;

− формирование способности вычислять обстановку, предугадывать ее перемены в зависимости от ситуаций.

Таким образом, принимая во внимание потребность силовых структур России в высококвалифицированных кадрах, следует в процессе обучения курсантов стрельбе из боевого оружия не забывать о психологических проблемах, напрямую влияющих на качество их огневой подготовки.

По этому поводу хотелось бы рассмотреть такой малоизученный феномен, как подсознание.

Многие ученые, преподаватели, самый профессиональный стрелок нередко задумывались над вопросом, почему при выполнении контрольных стрельб сложнее поразить цель, хотя при выполнении учебных упражнений это не составляет труда.

В научных исследованиях приводились данные, что существуют различные стресс — факторы, влияющие на психологическое состояние стрелка. Не исключено, что наличие негативных внешних (шум, погодные условия), так и внутренних раздражителей (эмоции, ожидание выстрела) способны ухудшить работоспособность стрелка. Человек осознает, что он должен сделать выстрел, для этого он принимает изготовку к стрельбе, прицеливается, не упуская мушку с целиком, докладывает о готовности и только по команде «огонь» стреляет из оружия. Профессиональные стрелки, многократно отрабатывая упражнения по улучшению своих показателей, могли показать на соревнованиях результаты хуже, чем в учебные дни. Что же могло повлиять, когда уже в сознании навык был закреплен и стресс отсутствовал?

В 1889 году на этот вопрос был дан ответ французским психологом и невропатологом Пьером Жане. Он ввел понятие «подсознание», обозначающее психические процессы, протекающие без фиксирования их в сознании и помимо сознательного управления. В современной психологии понятие «подсознание» ассоциируется с именем Зигмунда Фрейда, австрийского психиатра, психоаналитика и невролога. Фрейд позднее заменил термин «подсознание» понятием «бессознательное». Опытным путем он доказал существование «бессознательного», показавшего многие действия, в исполнении которых человек не отдает себе отчет, т. е. имеющие неосознаваемый характер.

Мы способны управлять собственным сознанием, но наше подсознание может взять вверх над нами во время выполнения выстрела. У профессионалов существует определение «неверная установка». В течение дня человеку можно дать установку на выполнение того или иного действия. Например, если демонстрировать на протяжении определенного времени желтый цвет, то подсознание сделает в итоге выбор на конфете желтого цвета. Это самый элементарный пример того, как устроено наше подсознание. [2;83]

С выстрелом происходит так же, только вместо «желтого цвета» можно устроить просмотр сюжета, где ловкий стрелок поражает цель. Ведь все происходящее вокруг, и даже то, что, нам кажется, мы не помним, подсознание может воспроизвести. Увидев, как другие промахиваются, велика вероятность, что следующий стрелок сделает то же самое, по причине того, что подсознание «видело» в последний раз и постарается это повторить.

Таким образом, неосознаваемое психологическое состояние может повлиять на результаты стрельбы. При контрольных стрельбах стрелок производит те же действия, что и на тренировке. Отличие в настрое, с которым человек пришел. Он может волноваться, но сознательно быть готовым уйти с положительными результатами. Нужно понять, как управлять подсознанием, чтобы не отвлекаться на негативные мысли при стрельбе.

Чаще всего в таких случаях рекомендуют загружать сознание мыслями о задаче, стрелять «не бездумно», а фокусировать внимание на мушке с целиком, не обязательно думать о выстреле. Главное — прислушиваться и взаимодействовать с подсознанием, например, такими «ключевыми словами», как: «нет ничего невозможного, я смогу поразить цель в мишень — здесь и сейчас», «я сделаю это, я могу». Важно, чтобы это было убедительно, если стрелок в это не верит, следовательно, и подсознание не повинуется. Когда страхи о невозможности выстрела появляются, они просто не дают сосредоточиться на стрельбе.

Специалисты в области психики используют особые методики, основанные на нейролингвистическом программировании (НЛП). Данные методики дают возможность незаметно внедрять нужную информацию, воздействуя сразу на подсознательный уровень. Специалисты по НЛП утверждают, что научиться следить за подсознанием можно и самостоятельно, для чего необходимо развивать в себе навыки визуализации желаемого.

Очень часто, с помощью 25 кадра, телевизионные каналы навязывают зрителям информацию. Оказать воздействие на сознание может реклама, новости, маркетинг. Человек может думать, что это он осознанно покупает тот или иной товар, но если он проанализирует, что последнее произвело на него впечатление, то поймет — на него повлияли. При таком методе, как многократное повторение, будет выработана установка на определенные действия. Эти хитрые методы, оказывающие влияние на наш выбор, могут быть полезными в применении к стрелковым действиям. С их помощью можно избавиться от проблем психологического характера, научиться добиваться поставленных задач, а также улучшить показатели по стрельбе.

Подсознание является уникальной и все еще малоизученной стороной человеческой психики, способной воздействовать на наше сознание. Необходимо саморазвиваться и управлять своим подсознанием, чтобы достичь желаемого результата.

Если стрелок не подготовлен физически и психически, возможно возникновение множества негативных реакций. Это обусловливает дальнейшее развитие опасной ситуации — негативные реакции могут привести к испугу, а испуг вылиться в страх или панику.

Поэтому в процессе подготовки нужно имитировать такие ситуации, которые помогали бы стрелку адекватно вести себя при ведении перестрелки, создать ситуации для успешного поражения противника. По данной причине, огромное внимание уделяется психологической подготовке военнослужащего.

Литература:

  1. Ахметов Р. С. Психологические особенности подготовки спортсменов// Эпоха науки, 2016.№ 5. С. 106–110.
  2. Медведев А. В., Ветрова Ю. В., Мясищева Ю. В. Психологическая подготовка курсанта стрелка// Вестник Белгородского юридического института МВД России, 2017, № 2.С.83–85.
  3. Находкин В. В. Роль психорегулирующей тренировки в реализации индивидуальной программы подготовки стрелка к соревнованиям// Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2010.№ 4.С.71–77.
  4. Солоницкая Э. В., Митракова Е. Н. Психологические аспекты предстартового состояния стрелка: проблемы и пути решения// Юристъ — Правоведъ, 2015. № 2. — с. 34–38.


Задать вопрос