Понятие «имидж» в научную литературу ввели Зигмунд Фрейд и Кеннет Болдуинг. З. Фрейд популяризировал это понятие, выведя его из сферы научной психологии, так как издавал журнал с одноименным названием. Однако широкую известность термин не приобрел. В деловой оборот термин «имидж» ввёл в 60-е годы ХХ века американский экономист К. Болдуинг.
В России это понятие стало широко использоваться в 90-е годы ХХ века, когда появился спрос на профессиональное формирование имиджа государственных деятелей, актеров, спортсменов [5, с. 4].
Слово «имидж» переводится как «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Этот перевод отражает одно из значений термина, а именно: «имидж» как внешне наблюдаемый образ. Однако, в настоящее время этот термин чаще используют в значении: образ — представление — репутация; что подтверждается анализом литературы [1, с. 12].
Справочные издания трактуют понятие «имидж» как «целенаправленно формируемый образ» [9, с. 229]; как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ» [8, с. 134]; как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью» [12, с. 56]; как «мысленное представление чего-то, ранее видимого… конкретного или абстрактного, сильно напоминающего …в представлении о другом» [13, с. 771].
Панасюк А. Ю. понимает под имиджем образ человека, который возникает у других людей [6, с. 9].
Петрова Е. А. считает, что имидж «функционирует как образ-представление, в котором соединяются внешние и внутренние характеристики объекта, его социальные роли и функции, взаимодействие в семантическом поле культуры с иными категориями сознания, включенность в менталитет» [7, с. 27].
Нефедова И. и Власова Е. характеризуют имиджа как «проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей» [4, с. 13].
Бороздина Г. В. рассматривает имидж как стратегическую модель поведения человека в конкретной ситуации с целью достижения определенной цели [2, с.245]. Использование таких моделей связано с проблемами, возникающими в общении.
Маркина В. М. считает, что основным в имидже является возможность передать через определенные имидж-сигналы информацию о себе, о своих истинных, глубинных (профессиональных и личностных) устоях, планах, идеалах, деяниях [4, с. 15].
В экономической и политической литературе понятие имидж часто определяется как «репутация», «обобщенный портрет личности или организации». Исследователи данных областей знаний часто подчеркивают эмоционально-волевую составляющую данного понятия. Например, экономист К. Болдинг считал имидж структурой, которая моделирует поведение человека [10].
Рассмотрев взгляды различных исследователей, можно утверждать, что не смотря на исследование феномена имиджа различными отраслями научного знания, точного определения данному понятию пока не найдено.
Имидж — понятие многогранное. С одной стороны, это результат жизнедеятельности человека, с другой имидж можно рассматривать как средство управления жизненной перспективой. Имидж — явление целостное, включающее в себя и внешний, и внутренний (профессиональные, личностные и нравственные качества) образ [4, с. 37].
Однако, понятия «имидж» и «образ», несмотря на кажущуюся схожесть, существенно отличаются друг от друга (табл. 1) [3, с. 42].
Таблица 1
Отличие имиджа от образа
Имидж |
Образ |
Специально спроектированный и целенаправленно внедряемый образ предмета или явления. Основная цель создания и поддержания имиджа — формирования благоприятного отношения к предмету или явлению. |
Представление о предмете или явлении возникающее произвольно у группы людей или индивида. Сложившийся образ может быть и позитивным, и негативным. |
Имидж предназначен для того, чтобы создавать определенную реакцию окружения.
Содержание имиджа изменчиво и зависит от пола, возраста, уровня образования и воспитания, профессии и должности, от территориального местоположения организации учреждения (город, деревня, филиал за границей), культуры предприятия и многих других факторов [4, с. 37].
Можно выделить ряд характеристик имиджа:
– имидж не бывает изолированным, он всегда включен в своеобразный «пакет» имиджей, позволяющий реализовывать его функции, особенно функцию психологической защиты. Число имиджей зависит от пола (женщины имеют большее разнообразие типов имиджей), возраста (наибольшее число имиджей у человека наблюдается в возрасте социализации), уровня мировоззрения личности и потребностью ее в личностной самореализации;
– имидж имеет тенденцию утраты адаптивности (так называемый «износ имиджа»), если не контролируется его эффективности и не прикладываются усилия к корректировке;
– отбор реальных имиджей осуществляется по таким критериям, как самоощущения; признание имиджа приемлемым группой; по факту достижения с помощью данного имиджа намеченных целей;
– многоуровневая система имиджей относительно автономна в рамках отдельной группы, выражая при этом различные стороны межличностного общения и групповых норм;
– для формирования имиджа необходим не только индивидуальный социальный опыт, но врожденные психологические особенности, направленные на копирование образцов, отрицание неудачных стереотипных выборов и переход к творчеству. Психологическими механизмами формирования имиджа является воля и переход от восприятия к воле Таким образом, в имидже переплетаются онто- и филогенез [11, с. 32].
Итак, с одной стороны имидж со временем может меняться, с другой, в данной конкретной ситуации это достаточно стабильная стереотипная социальная установка, ориентированная на интересы не только самой личности, но его окружения (например, имидж руководителя юридической фирмы и руководителя творческой художественной мастерской будут заметно различаться).
Таким образом, имидж как психологическая продукция является ценностным стереотипом, социальной установкой и идеалом.
Имидж выполняет определенные функции, которые можно разделить на две группы: ценностные и технологические. К ценностным функциям имиджа относятся [5, с. 36]:
- Личностно-возвышающая.
Правильно сформированный имидж позволяет подчеркнуть индивидуальную незаурядность и лучшие душевные характеристики личности.
- Субъективное предназначение ценностных функций имиджа.
Предполагает создание личного образа, который располагал бы к себе людей и облегчал общение с ними.
- Психотерапевтическая.
Положительный имидж позволяет человеку более легко и продуктивно общаться с людьми и с меньшими психофизическими усилиями добиваться жизненного успеха.
- Объективное предназначение ценностных функций имиджа.
Обаяние не всегда дается человеку от природы, тем не менее, оно необходимо для создания позитивного имиджа. В этом случае важно владение технологией самопрезентации, то есть умением расположить к себе, привлечь внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим внешним качествам.
К технологическим относят следующие функции [5, с. 37]:
- Социальная адаптация.
Правильно сформированный имидж позволяет быстро расположить к себе людей, стать «своим» в определенной социальной среде, и тем самым добиться наиболее продуктивных контактов.
- Высвечивание лучших личностно-деловых характеристик.
Правильно сформированный имидж подчёркивает наиболее привлекательные личные и деловые качества, обращая внимание окружения на профессионализм и вызывая при этом доверие и симпатию у людей.
- Концентрация внимания людей на себя.
Активность, неординарность и позитивный настрой, всегда ориентируют окружающих на продолжение общения и сотрудничества с таким человеком.
- Сглаживание или сокрытие негативных личностных данных.
Например, недостатки внешности путем подбора одежды, прически, макияжа, умения держаться в обществе можно значительно сгладить, или даже превратить в достоинства.
- Расширение возрастного диапазона общения.
Личность не должна замыкаться в своем возрастном имидже. Расширить круг контактов и успешно заниматься профессиональной деятельностью в разновозрастных социумах поможет использование современных средств общения, соблюдение тенденций моды [5, с. 39].
Литература:
- Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие / Л. К. Аверченко — Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — с. 12;
- Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник./ Г. В. Бороздина — М.: ИНФРА-М, 2002. — 295 с;
- Бухаркова О. В. Имидж лидера: Технология создания и продвижения. — СПб.: Речь, 2007. — 222 с;
- Волкова В. В. Имиджелогия: Учебно-методическое пособие / В. В. Волкова — Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. — 168 с;
- Квеско Р. Б. Имиджелогия: учебное пособие / Р. Б. Квеско, С. Б. Квеско. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. — 116 с;
- Панасюк А. Ю. Я — ваш имиджмейкер и готов сформировать Ваш профессиональный имидж / А. Ю. Панасюк — М.: Дело, 2004–240 с;
- Петрова Е. А. Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития в России // Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. — М.: РИЦ «Альфа», 2003. — с. 27–30;
- Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с;
- Современныйсловарь иностранных слов:/Изд-во «Рус. яз”..- Ок. 20 000 слов.- М.: Русский язык,1997.- 740 с;
- Спичева Д. И. Феномен имиджа в современных научных исследованиях / Д. И. Спичева // Электронный ресурс. Режим доступа: http://pr.tsu.ru/articles/139. Дата обращения: 9.05.2015;
- Федоров И. А. Имидж как программирование поведения людей / И. А. Федоров. — Рязань: Новое время,1997. — 235 с;
- Benton R. E., Woodword G. C. Politikal Communikation in Amerika. N. V. Praeger, 1985, p. 56;
- The Randon. House Dictionary of English Language. N. Y., 1973, p. 711.