Мотивация как основной компонент профессиональной готовности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 06.06.2019

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Дуреева Т. В. Мотивация как основной компонент профессиональной готовности // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 352-356. — URL https://moluch.ru/archive/261/60155/ (дата обращения: 22.07.2019).



В своей обыденной жизни мы часто говорим о мотивации: «Он мотивирован на то-то и то-то» или «Он не мотивирован…». Под этим термином в самом общем смысле мы полаем, что человек нацелен на определенные действия, и предрасположен к их выполнению в достаточной степени.

Так что такое мотивация, обратимся к словарям. Мотив (лат. moveo — «двигаю») — это обобщённый образ (видение) материальных или идеальных предметов, представляющих ценность для человека, определяющий направление его деятельности, достижение которых выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данных предметов, либо отрицательными, вызванными неполнотой настоящего положения. В целом для осознания мотива требуется внутренняя работа. Сегодня этот термин понимается разными учёными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу — это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация как явление психическое есть совокупность мотивов [1].

Рассматривая природу мотивации с точки психологии можно охарактеризовать этот феномен, возникающий под воздействием совокупности психологических факторов, двунаправленно воздействующих на сознание индивидуума и побуждающих его либо к активной деятельности, либо к бездействию. В данном случае мы говорим о факторах мотивации и демотивации.

В рамках нашей статье мы будем говорить об мотивации молодых людей к педагогическому образованию и к профессии педагога в целом, опираясь на результаты экспериментальных исследований по данной проблематике, проведенных автором на базе Кемеровского Педагогического Колледжа (далее по тексту КПК) в 2019 году.

Так что же нас мотивирует на определенные действия, и, в частности, к выбору профессии педагога и что снижает наше стремления к их совершению:

– Во-первых, — это наши амбициозные устремления, ожидания, мечты. Мы стоим в нашем сознании определенные модели будущего и стремимся к их реализации, к удовлетворению своих амбиций, будь то это карьерные устремления, материальные благо, признание общества, успехи в учебе, в работе, на научном поприще и др.

– Во-вторых, — это влияние семьи, родственников, друзей, ближнего окружения, которые своими советами, примером или действиями порождают мотивируют нас к определенным действиям или охлаждают наши устремления.

– В-третьих, — это то, что заложено в нас на уровне ген, прирожденное чувство прекрасного, любовь к детям, неосознанные стремления к чему-либо. Мы иногда говорим о маленьком ребенке, что это прирожденный художник, артист, педагог, воспитатель и т. д. Но в тоже время существуют иногда такие особенности организма, психики, которые физически затрудняют освоение тех или иных профессий. В этом случае мы говорим о факторе профнепригодности.

– В-четвертых, — это внешний информационный фон и социальная среда, двунаправленно воздействующая на наш выбор, наши амбициозные устремления. В этом плане важную роль средства массовой информации, создавая или положительный, или отрицательный отношение к определенным профессий, социальных институтов образа жизни в целом.

– В-пятых, — это образовательная среда, т. е. то что окружает молодого человека в период его обучения. Она может быть, как комфортна, так и дискомфортна, а, следовательно, ее действие также будут иметь двунаправленный характер, либо мотивацию или мотивацию профессионального выбора.

Таким образом формирование феномена мотивации можно представить в виде взаимодействия пяти двунаправленных факторов или интегративных компонентов, которых условно можно дифференцировать по пяти категориям:

– Категория 1. Факторы внутренней среды, определяющие влияния ближнего окружения респондента, в том числе: семьи, родственников, друзей, школы.

– Категория 2. Генетические факторы, включающие в себя как врожденные, так и приобретенные в процессе воспитания качества личности необходимо-важные для педагогической деятельности (педагогическое призвание, любовь к детям, любовь к профессии педагога и др.), а также факторы профпригодности;

– Категория 3. Факторы внешней среды, определяющие влияние окружающей среды (социальной, информационной и т. д.) на респондента;

– Категория 4. Факторы образовательной среды, отражающие влияние имиджа учебного заведения и взаимоотношений как в студенческой среде, так и между студентов и преподавателями.

– Категория 5. Факторы личностных амбиций, отражающие влияние амбиций (карьерных, научных, материально-бытовых, признания и положения в обществе и другие амбициозные ожидания) на мотивацию респондента.

Автором была предложена следующая компонентная структура в рамках данных мотивационных категорий.

Категория 1. Факторы внутренней среды

Факторы мотивации

Факторы демотивации

1

Традиции семьи

Влияние семьи

2

Воспитание в семье

Влияние ближнего окружения (родственников, друзей, знакомых)

3

Совет родственников

4

Совет или пример друзе друзей

5

Пример педагогов в школе

6

Моральный долг (перед родителями, родственниками, учителями и т. д.)

Категория 2. Генетические факторы

Факторы мотивации

Факторы демотивации

1

Любовь к профессии педагога (на подсознательном уровне

Противопоказания к профессии

2

Любовь к детям

Ошибка в выборе профессии

3

Педагогическое призвание (талант, способности, мировоззрение, философия жизни и т. д.)

Разочарование в профессии

Категория 3. Факторы внешней среды

Факторы мотивации

Факторы демотивации

1

Положительный информационный фон (кино, телевидение, пресса)

Отрицательный информационный фон (кино, телевидение, пресса)

2

Престиж положения педагога в обществе

Бытовая неустроенность молодых специалистов

3

Высокий уровень имиджа профессии педагога

Большая психологическая нагрузка

4

Трудности в профессии педагога

5

Большая физическая нагрузка

Категория 4. Факторы образовательной среды

Факторы мотивации

Факторы демотивации

1

Высокий уровень престижа учебного заведения

Отрицательный информационный фон (кино, телевидение, пресса)

2

Взаимоотношения в студенческой среде

Бытовая неустроенность молодых специалистов

3

Взаимоотношения с преподавателями

Большая психологическая нагрузка

4

Трудности в профессии педагога

5

Большая физическая нагрузка

Категория 5. Факторы личностных амбиций

Факторы мотивации

Факторы демотивации

1

Уровень материальных благ (заработная плата, устроенный быт и т. д.)

Низкая заработная плата, неустроенный быт

2

Удовлетворение от профессии (чувство гордости, видение своего места в профессии и т. д.)

Неудовлетворенность от профессии педагога

3

Перспективы карьерного роста (преподавательской, научной и т. д.)

Отсутствие карьерных перспектив

4

Прочие личностные амбиции (положение в обществе, в педагогическом коллективе, среди друзей и т. д.)

Отсутствие научных перспектив

5

Неудовлетворенность личных амбиций

Экспериментальные исследования проводились методом анкетирования респондентов. В анкетах авторов было предложено 20 критериев (факторов) мотивации и демотивации к профессии, выбранных на базе экспертных оценок.

Проведенные экспериментальные исследования структуры и роли мотивационных и демотивационных факторов позволяют нам сделать несколько важных и далеко идущих выводов и предположений.

1) В профессиональном выборе и на первых этапах обучения (1 курс обучения) важную роль играет внешнее положительное информационное поля сопровождающее профессию педагога и факторы внутренней среды, такие влияние семьи и ближайшего окружения молодого человека (факторы внутренней и внешней сред), а также имидж учебного заведения и преподавательского состава. Совокупность этих положительных мотивационных факторов являются определяющими на данном этапе обучения студентов (рис. 2, рис. 3).

Негативные, т. е. демотивирующие факторы на данном этапе не оказывают существенного значения на выбор профессии педагога и на процессы формирования профессиональной готовности. В силу определенных возрастных особенностей студентов 1 курса негативные факторы, девальвирующие мотивацию, эмоционально не воспринимаются молодым человеком, отфильтровываются на общем фоне романтических ожиданий от периода студенчества и неких умозрительных представлений об идеальном образе (модели) своей будущей профессии и своего место в ней. Данные модели формируются в основном под влиянием семьи и ближнего окружения студента, а также положительного информационного фона в части профессии педагога, юношеских амбиций и неких и врожденных педагогических качеств молодых людей, которые в своей совокупности преобладают над негативной информацией, что в конечном итоге и является решающим при выборе профессии и профессиональном становлении специалиста на данном этапе.

2) Второй курс обучения (этап «Становления» студента как специалиста) является важнейшим с точки зрения формирования профессиональной готовности молодого человека. Именно на этом этапе формируются основные профессионально-важные качества педагога, закладывается его база знаний и практических навыков. Студент начинает более критически осмысливать и свой профессиональный выбор, и свое место в выбранной профессии и соизмерять свои возможности со своими профессиональными амбициями. И все это происходит под воздействием положительных и отрицательных мотивационных факторов. Анализ показывает, что лидирующее положение в сфере положительной мотивации занимают генетические факторы, факторы личностных амбиций и факторы внутренней среды. Среди негативных факторов на данном этапе обучения следует отметить психологическое воздействие на молодого человека как в рамках, так и вне учебного процесса. Следует отметить, что появление на ведущих местах по-своему демотивационному воздействию негативных факторов психологической нагрузки студентов и их взаимоотношений с преподавателями говорит о некоторых психологических проблемах в учебном заведении. Как правило, данные факторы коррелируют между собой и имеют общие гносеологические корни. Нам представляется важным, что данный негативный фон может и должен быть исключен из учебно-воспитательного процесса, потому что он является внутренним и искусственно порожденным.

3) Третий, выпускной, курс отделения СДО Кемеровского Педагогического Колледжа является определяющим в профессиональной подготовке будущего специалиста. На данном этапе окончательно формируется его профессиональная направленность и психологическая готовность к самостоятельной профессиональной деятельности. Выпускник реально оценивает свои возможности и свое видение в профессии педагога в условиях воздействия как положительных, так и отрицательных факторов мотивации. При этом следует отметить, что к концу 3 курса студенты в целом уже определились со своим выбором и взаимоотношения с преподавателями, как и взаимоотношения в студенческой среде уже не играют никакой роли в выборе будущего пути выпускника, в его становлении как профессионала или уходе из профессии. Т. е. процессы формирования психологической готовности или неготовности к профессиональной деятельности на данном этапе у студентов практически завершены и не подлежат изменениям. Все это говорит о том, что корректирующие действия по усилению мотивации и снижению роли демотивирующих факторов нужно осуществлять на более ранних стадиях учебы, на 2 и в начале 3 курса обучения. И в первую очередь это касается повышению психологической устойчивости студентов, укреплению его амбициозных ожиданий, в том числе в его карьерных устремлениях как в области практической педагогике, так и в научно-педагогической деятельности.

Рис. 2. Суммарный итог факторов мотивации и демотивации студентов 1-3 курсов отделения СДО КПК (шкала 200 весовых ед.)

Рис. 3. Динамика факторов мотивации и демотивации студентов 1-3 курсов отделения СДО КПК (шкала 200 весовых ед.)

4) Подводя итог краткому анализу результатов экспериментальных исследований феномена мотивации и демотивации профессиональной подготовки следует отметить, что к концу обучения данные феномены по весовому значению и влиянию на формирование профессиональной готовности могут фактически нивелировать друг друга в точке аннигиляции (рис. 3). В рамках проведенного эксперимента было установлено что такой временно точкой будет являться конец третьего года обучения или первый год самостоятельной работы выпускника. Исходя из этого представляется особенно важным то, что основные корректирующие нацеленные на повышение мотивации к профессии в рамках учебного процесса должны проводиться в период обучения на 2 и в начале 3 курса. Однако этого будет явно недостаточно и нужны конкретные стимулирующие меры в рамках Региональных и Федеральных социальных и гуманитарных программ, направленных на мотивацию педагогической деятельности в целом (повышения уровня заработной платы, социальные льготы, техническое перевооружение школ, совершенствование образовательных программ и др.).

5) Следует отметить, что личностные амбиции играют немаловажную роль в мотивации молодых людей к профессиональному образованию. Так уровень факторов данной категории по самооценке респондентов оценивался на уровне 21 % среди положительных факторов и 37 % среди отрицательных факторов мотивации (Рис. 4).

Рис. 4. Относительный вес факторов личностных амбиций в мотивационной и демотивационной компоненте

Таким образом воспитывая у молодых людей чувство здоровой (адекватной) амбициозности можно корректировать процессы формирования мотивации к избранной профессии в целом.

Выводы:

Таким образом основу профессионализма будущих педагогов в целом и педагогов профессионального образования в частности составляют не только сформированные в процессе обучения компетенции, но и профессионально-личностные качества и способности студента, сформированные под воздействием мотивационных факторов, обучения и воспитания в семье и в школе. При этом немаловажное значение играют личностные амбиции молодых людей.

Понимая природу и степень влияние данных факторов на процессы формирования профессиональной готовности студентов-педагогов можно своевременно корректировать их воздействие на профессиональное становление молодых специалистов как в рамках учебного процесса, так и вне его.

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация


Задать вопрос