Языковая политика в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 08.06.2019

Статья просмотрена: 12824 раза

Библиографическое описание:

Сулейманов, А. А. Языковая политика в Российской Федерации / А. А. Сулейманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 551-553. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60149/ (дата обращения: 17.12.2024).



Конституция Российской Федерации закрепляет — человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита входят в обязанность государства. Согласно ч. 2 ст. 68 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития [1].

Конкретизируется данное положение в Законе РФ от 25.10.1991 № 1807–1 «О языках народов Российской Федерации» (Далее — Закон РФ № 1807–1) [3], в котором закрепляется положение, согласно которому языки народов Российской Федерации находятся под защитой государства, а государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия.

Языковая политика объективно играет огромную роль в формировании духовной общности многонационального народа России, высокого уровня взаимоуважения между людьми, проживающими совместно и принадлежащими к различным этносам. От того, какие задачи решаются при реализации языковой политики в нашей стране, от того какие акценты расставляются в этой сфере при осуществлении просветительской деятельности, безусловно, зависит мирное сосуществование народов.

В литературе приводятся различные определения языковой политики.

Так, А. А. Каневский под языковой политикой понимает «целенаправленную деятельность органов государственной власти, политических институтов и иных субъектов социальных отношений, направленную на регулирование функционирования, развития и взаимодействия языков в обществе» [4, с. 51]. В данном указывает на то, что целенаправленная деятельность в отношении языка может осуществляться не только органами государственной власти, но и политическими институтами и иными субъектами социальных отношений.

Похожее определение языковой политики дает С. Н. Кузнецов: «Система мер, осуществляемых государством, объединением государств, влиятельными общественными институтами и деятелями культуры для сохранения или изменения языка, группы языков, языковой или коммуникативной ситуации» [5, с. 308].

Как составную часть национальной, социальной и культурной политики рассматривает языковую политику А. А. Нозимов [7, с. 12].

Таким образом, анализ ряда определений понятия «языковая политика» позволяет заявить о неоднозначном подходе к его пониманию.

Синтез представленных определений мог бы максимально точно и полно раскрыть сущность описываемого феномена: языковая политика — совокупность мер (идеологических принципов и практических мероприятий), принимаемых государством для решения языковых проблем: изменения или сохранения существующего функционального распределения языков и языковых подсистем, для выделения новых или сохранения употребляющихся языковых норм и являющихся частью общей политики.

Без реализации конституционного права народов на сохранение родного языка невозможно сформировать гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, так называемое межнациональное согласие.

Данную проблему невозможно решать без учета тех социокультурных процессов, которые реализуются в демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления и как следствие в образовательной деятельности общеобразовательных организаций. В постсоветский период проблема сохранения межнационального согласия в обществе усугубляется усилением внутренних и внешних миграционных процессов [8, с. 36].

Выстраивание сферы языковых отношений, начинается с уровня

В регулировании отношений, присущих современному многоязычному российскому обществу, наряду с родными языками огромную роль также играют языки в статусе государственных языков республик.

Важным достижением в языковой политике России является соответствие ряда достижений Европейской хартии [2]. Так, в регионах, где тот или иной нерусский язык является одним из основных языков здесь проживающего населения и связан с той или иной этнической общностью, — этот язык на уровне региона обретает официальный статус. В республиках Российской Федерации он становится, помимо русского, вторым государственным языком. К настоящему времени в наших двадцати двух республиках существуют несколько десятков региональных языков с официальным статусом. Таковых по одному языку, как, скажем, в Башкирии, Татарстане или в Чувашии. Два таких языка наличествуют в Кабардино-Балкарии, четыре — в Карачаево-Черкесии. В Дагестане четырнадцать региональных языков получили официальный статус.

Получение региональными языками официального статуса обеспечивает их изучение на территории опредленного региона. Так, на них организуется преподавание в начальной школе. Эти языки пользуются уважением, поддержкой и в системе высшего образования. Так, в некоторых вузах есть специальные филологические факультеты, либо факультеты национальной литературы, либо же отделения фольклорно-устного и народного творчества.

Однако практика последних лет показывает, что введение в школьное образование обязательного изучения государственного языка республики всеми независимо от этнической принадлежности приводит к недовольству со стороны родителей, общественности и, в конечном счете, к межнациональному напряжению. Придание ряду языков народов России данного статуса, безусловно, создает дополнительные условия для их качественного развития. Однако при этом необходимо учитывать целый комплекс факторов: языковую ситуацию, подготовку учительского корпуса, разработку учебно-методического комплекта в зависимости от уровня владения языком и ряд других. Только с учетом этих факторов можно создать условия, способствующие формированию взаимоуважения между людьми, проживающими совместно и принадлежащими к различным этносам.

Перечисленные выше некоторые актуальные проблемы сферы языковых отношений следует рассматривать в общем контексте взаимоотношений языковых субъектов — суверенных, равноправных, самоопределившихся народов, соединившихся в Российской Федерации на принципах суверенитета Российской Федерации, распространяющегося на всю её территорию.

Данные конституционные положения, являются ключевыми при определении приоритетности законодательных норм языковой политики и принципов разрешения межсубъектных языковых отношений.

Языковая политика обладает сложной структурой. Как правило, внутренняя языковая политика подразумевает языковую политику и планирование в области статуса, корпуса, обучения языку, внешняя языковая политика направлена на распространение языка за пределами государства. Каждый из указанных компонентов характеризуется своим набором целей, субъектов, объектов и инструментов реализации. В современной Российской Федерации представлена многокомпонентная общегосударственная модель языковой политики, которая включает одно-компонентную (одноязычную), трехкомпонентную (трехъязычную), многокомпонентную (многоязычную) и экстерриториальную модели языковой политики, при которых функционирует общегосударственный язык — государственный язык Российской Федерации — русский, в республиках он дополняется 36 республиканскими функциональными доминантами, местными республиканскими государственными языками [6, с. 40].

На сегодняшний день языковая политика Российской Федерации находится в поле напряженности между международной, федеральной и региональной языковой политикой. Решение языковых вопросов в некоторых регионах РФ протекает довольно остро, что связано с существующими проблемами в реализации договоренностей и правовых взаимоотношений федерального и регионального уровней. Кроме того, помимо проблем внутренней политики в последние годы все большую значимость приобретают вопросы языковой политики на международном уровне. Внимание к вопросам внешней языковой политики обусловлено потребностями политики мягкой силы.

Принципы, формы, цели и инструменты языковой политики каждого государства складываются под воздействием уникальной для каждого региона языковой ситуации. В данном контексте России отводится особое место, поскольку это многонациональная, многоязычная и поликультурная страна. Стратегией развития страны последних лет является языковое единство в контексте языкового разнообразия.

Языковая ситуация в России в значительной мере зависит от сложного устройства государства. Российская Федерация включает 85 равноправных субъектов. На территории России проживают более 100 коренных народов, а также ряд этнических групп, представлено более 150 языков разных языковых семей — славянских, тюркских, финно-угорских, монгольских, северокавказских и др. По давности письменной традиции представлены древнеписьменные, старописьменные, младописьменные, новописьменные и бесписьменные языки, около 80 литературных языков. Средством языкового единения государства является русский язык — государственный язык Российской Федерации. Уровень языкового единения РФ высок: на русском языке говорит 98,2 % населения. 23 % населения владеет еще 38 языками, а остальные 114 языков распространены всего среди 1 % населения.

Итак, сегодня следует признать, что в силу глобализационных и миграционных процессов языковая ситуация в РФ изменилась, структура и статус языковых общностей также изменились, что делает задачу мониторинга современной языковой ситуации актуальной. Языковая ситуация, представляя значительный научный интерес, одновременно являет собой достаточно сложный материал для научного изучения.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.] // Рос. газ. 1993. 25 дек.; СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. .
  2. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств (ETS N 148) [рус., англ.] (Принята в г. Страсбурге 05.11.1992) // СПС Консультант плюс.
  3. О языках народов Российской Федерации: Закон РФ от 25.10.1991 № 1807–1 (ред. от 12.03.2014) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740; СЗ РФ. 2014. № 11. Ст. 1094.
  4. Каневский А. А. Языковая политика как вид национальной политики государства // Философия права. 2015. № 4(71). С. 47–51.
  5. Кузнецов С. Н. Модели языковой политики в русскоязычном обществе // Русский язык: исторические судьбы и современность: труды и материалы Междунар. конгресса / под общ. ред. М. Л. Ремневой, А. А. Поликарпова. М.: МГУ, 2001. С. 308–309.
  6. Михальченко В. Ю. Языковое единство и языковое разнообразие в Российской Федерации // Языковая политика в контексте современных языковых процессов. М., 2015. С. 37–51.
  7. Нозимов А. А. Языковая ситуация в современном Таджикистане: состояние, особенности и перспективы развития: автореф дис. … д-ра филол. наук. Душанбе, 2010.
  8. Россия в многообразии цивилизаций / под ред. Н. П. Шмелёва. — М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): языковая политика, Российская Федерация, язык, языковая ситуация, официальный статус, государственный язык, РФ, внешняя языковая политика, государственная власть, огромная роль.


Задать вопрос