Роль физической культуры в учебном процессе студентов медиков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Галимов Ф. Х., Каскинова И. И., Каскинова Р. И. Роль физической культуры в учебном процессе студентов медиков // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 162-164. — URL https://moluch.ru/archive/261/60128/ (дата обращения: 23.07.2019).



Данная статья посвящена рассмотрению таких актуальных вопросов как влияние физической культуры на учебный процесс и сохранение здоровья у студентов в процессе учебы. В работе рассматривается тема, приобщения студентов к занятиям физической культурой для поддержания, улучшения здоровья и их общего самочувствия.

Ключевые слова: спорт, здоровье, роль физической культуры, здоровый образ жизни, физическое воспитание, влияние спорта на учебный процесс.

На сегодняшний день, в век технического прогресса, с продолжающейся тенденцией недостаточной двигательной и физической активности населения, роль спорта и физической культуры является актуальной и еще более возрастает и должна ставиться на первый план. А обучение в медицинском вузе предъявляет еще более высокие моральные, физические, психологические требования к студентам, и в первую очередь к состоянию их здоровья. Поэтому одним из необходимым условием их успешной реализации в профессиональной среде является: обучение оценке качества и количества здоровья, технологиям его обеспечения и общее повышение рейтинга ценности здоровья. Однако, согласно исследованиям [1–3] студенты медицинских вузов и медицинские работники, несмотря на свою профессиональную деятельность в области здравоохранения, уделяют недостаточно времени и усилий на сохранение или увеличения собственного здоровья. Среди студенческой молодежи и студентов медицинских вузов в частности в работах [4–6] выявлены еще более пессимистичные наблюдения, так за последние 10–12 лет среди молодежи не наблюдается положительных сдвигов строну оздоровления своего образа жизни.

Проблема здорового образа жизни рассматривается в различных трудах философов, психологов, медиков, педагогов и социологов, все они сходятся в том, что основная функция спорта и физической культуры — это укрепление здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние духовного, социального и физического благополучия, а также отсутствие физических дефектов и болезней [7], в то же время физическая культура — это культура, представляющая собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей [7].

Одной из главных в подготовке и воспитании студентов медицинских вузов является развитие у них физкультурно-спортивных интересов, которые должны учитывать их индивидуальные желания и склонности. Так в результате опроса студентов БГМУ было установлено, что наиболее сдерживающим фактором в занятии физической культурой является отсутствие свободного времени.

В результате анализа научных исследований [8–9] и опроса студентов БГМУ регулярно занимающихся спортом было установлено, что из-за больших нагрузок в ВУЗе многие студенты со временем становятся вялыми, рассеянными и невнимательными, значительно снижается работоспособность, ухудшается настроение. Поэтому необходимо улучшение пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ) по средствам личных, групповых бесед и рекламы ЗОЖ в средствах массовой информации. Так как занятия спортом и физической культурой способствуют: повышение умственной и физической активности, улучшение внимания и концентрации, повышению работоспособности и стрессоустойчивости, высокий жизненный тонус. Но при этом стоит соблюдать технику безопасности при выполнении упражнений и избегать перетренированности — излишних физических нагрузок.

Самостоятельные занятия студентов физической культурой и спортом способствуют лучшему и более быстрому усвоению учебного материала, ускоряют процесс физического совершенствования. Практической реализацией физкультурно-оздоровительных досуговых технологий являются различные фитнесс программы, фитнесс — форма двигательной активности, специально организованной в рамках групповых или индивидуальных занятий, может иметь как оздоровительно направленность, так и преследовать цели, связанные с развитием способностей к решению двигательных и спортивных задач на высоком уровне [9].

В результате анализа международного опроса потребителей в сфере фитнеса было опрошено 4600 взрослых старше 18 лет из 13 стран мира (США, десять европейских странах, Бразилия и Австралия), которые занимаются спортом в настоящее время. Было выявлено, что:

– 31 % взрослого населения посещают фитнес-центр, тренажерный зал– занимаются спортом;

– 25 % регулярно занимается спортом дома, выполняя различные упражнения с собственным весом;

– 44 % не занимаются спортом.

Потребители в возрасте 18–29 лет, а именно 68 % опрошенных уже выполняют физические упражнения, т. е. молодое поколение с большей вероятностью (15 %) будут заниматься фитнесом серьезно, чем все категории взрослого населения.

На ряду с современными фитнес-тенденциями, в наши дни всё так же популярны массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, которые направлены на широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов, который организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик. Физическая культура в высшем учебном заведении выступает как средство социального становления, активного совершенствования индивидуальных, личностных и профессионально-значимых качеств будущих специалистов, как средство достижения ими физического совершенства. Именно высшим учебных заведениям принадлежит роль ключевого звена всей системы образования и воспитания в стране, интеллектуального потенциала общества [9].

Литература:

1. Вершинин Е. Г. Мотивация ценностного отношения к здоровому образу жизни студентов медицинского вуза: дисс. на соискание уч. степени канд. мед. наук.- Волгоград, 2003.- С. 3.

2. Горшков, А. Г. Физическая подготовка студента: учебное пособие / A. Г. Горшков. М.: МНЭПУ, 2001. — 72 с.

3. Григорьев В. И., Давиденко Д. Н., Малинина С. В., Фитнесс-культура студентов: теория и практика: Учебное пособие. — СПб. Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 228 с.

4. Масляков В. А. Массовая физическая культура в вузе / В. А. Масляков, В. С. Матяжов. — М., 1991. — 143 с.

5. Носов В. В. Физическая культура: методические указания к теоретическому разделу для студентов 1-го курса / В. В. Носов, И. В. Переверзева. — Ульяновск, 2003. — 110 с. 5. Шивит-Хуурак И. К. Повышение эффективности учебно-трениро-вочного процесса студентов-боксеров высокой квалификации на предсоревновательном этапе: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Шивит-Хуурак Илья Кимович; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2010.- 177 с. 6. Результаты исследований доступны на сайте http://www.lesmills.com/

6. Смурыгина Л. В. Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 444–445. — URL https://moluch.ru/archive/88/17051/ (дата обращения: 03.05.2019).

7. Журавлёва И. В. Поведенческие факторы здоровья подростков //Социология медицины. — 2002. — № 1. — С. 32–47.

8. Ушакова И. А. Мотивации к занятиям физической культурой российских и зарубежных студентов-медиков / И. А. Ушакова, В. Б. Мандриков, Н. В. Замятина // Вестник ВолгГМУ. — 2011. — № 1(37).- С. 28–30.

9. Власова Ж. Н., Сергеев Д. В. Формирование идеального образа физического развития в российской культуре: учеб. пособие. Чита: Изд-во ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 2008. 87 с.



Задать вопрос