Избирательный процесс: проблематика избирательной стратегии на примере выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 06.06.2019

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Дубовик О. В. Избирательный процесс: проблематика избирательной стратегии на примере выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 580-582. — URL https://moluch.ru/archive/261/60120/ (дата обращения: 22.07.2019).



Политический процесс, заключающийся в изменении всех явлений политики, политической жизни, политических институтов, субъектов политики, обусловлен изменениями общества. Общественные изменения, воздействует на избирательный процесс, который способствует непосредственным политическим изменениям путем периодической ротации представителей законодательных и представительных органов государственной власти, в том числе субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления и иных выборных должностей.

Избирательный процесс это ни что иное как форма реализации публичной власти, ее политического воспроизводства и признания, целью которого является легитимация власти, достижение политического результата.

Избирательный процесс — это технологическая инфраструктура, форма реализации конституционных принципов выборов, призванный обеспечить реализацию избирательных прав граждан, предусмотренного Конституцией Российской Федерации, ФЗ № 67 — ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ФЗ № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядка совершения комплекса избирательных действий и процедур.

Избирательный процесс имеет свойство трансформироваться. Политические изменения, возникшие в следствии прямой взаимосвязи общества и политической власти, способствуют возникновению новых избирательных технологий, соответствующих новому изменившемуся электорату, с помощью которых осуществляется непосредственное управление электоратом на любом уровне выборов.

Избирательные технологии — это не что иное, как совокупность приемов и методов, направленных на оптимизацию достижения стратегических целей избирательной кампании, целью которых является донесение электорату позиции кандидата, демонстрация очевидного преимущества основного кандидата над оппонентами, закрепление политических установок, создание связи между участниками политической борьбы и избирателями, активизация населения.

С помощью избирательных технологий осуществляется разработка, реализация образа кандидата, достигается цель — победа кандидата или политического объединения на выборах.

Победа на выборах зависит от тщательной и слаженной работы команды кандидата, избирательного штаба (Регионального), политической партии (Регионального отделения), административного блока, глубокого анализа ситуации на территории муниципальных образований, выявляющий проблемы населения, правильного определения ключевых направлений избирательной стратегии.

Если между субъектами избирательного процесса любой избирательной кампании нет взаимодействия, или стратегия избирательной кампании не включает в себя новые направления, отвечающие проблемам населения и пути их решения, если не отвечает актуальной повестке дня, то такая избирательная кампания не достигнет своей цели.

Как пример, можно рассмотреть избирательную кампанию по досрочным выборам Губернатора Приморского края 2018 года, которая прошла в два тура. Первый тур состоялся 09 сентября 2018 года, второй тур — 16 сентября 2018 года.

В первом туре, 09 сентября 2018 года, на должность Губернатора Приморского края претендовало 5 человек, основным кандидатом был претендент от Партии «Единая Россия», главным оппонентом был кандидат от Партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», остальные кандидаты являлись техническими, задача которых заключалась в получении голосов неопределившегося избирателя.

С учетом имеющейся узнаваемости и авторитета среди узкого круга избирателей, распределение голосов между техническими кандидатами того электората, который не определился с идеологическими принципами, деятельностью той или иной партии, но считающий долгом, как гражданина, участвовать в выборах, всегда способствует потере голосов у оппонента. В данном случае применение такой избирательной технологии оказалось неэффективным, так как основной кандидат не победил, получив менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, согласно статьи 71 ФЗ № 67 — ФЗ № «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 81 Избирательного кодекса Приморского края. Конечно, использование технических кандидатов не является единственным и достаточным инструментом для положительного исхода избирательной кампании. Необходим комплекс технологий в рамках избирательной кампании, должны быть правильно определены ключевые направления избирательной стратегии.

Для проведения избирательной кампании по досрочным выборам Губернатора Приморского края были сформированы общественные штабы в каждом муниципальном образовании. Основной стратегией избирательной кампании являлась пропаганда, пространством для реализации которой являлись телевидение, социальные сети с обязательным участием политических лидеров, лидеров общественного мнения, политконсультантов, электоральных юристов, экспертов, партийного актива.

Стратегия избирательной кампании выборов Губернатора Приморского края включала основные блоки:

I. Оценка итогов предыдущей кампании и стартовых условий;

II. Предварительное голосование Партии «Единая Россия»;

III. Выдвижение от Партии «Единая Россия»;

IV. Мобилизационные проекты;

V. День голосования;

VI. Содержательная и идеологическая часть кампании;

VII. Интернет-кампания;

VIII. Структура избирательного штаба.

В стратегии были подробно рассмотрены:

  1. Электоральная история региона,
  2. Стартовые позиции основного кандидата,
  3. Электоральные позиции Партии,
  4. Оценка конкурентного поля и роли элит в электоральном процессе.

Были определены технологические и электоральные задачи:

  1. Аудит всех имеющихся ресурсов (кадровый, административный и проч.).
  2. Формирование позитивного имиджа основного кандидата.
  3. Управление информационной повесткой.
  4. Формирование базы сторонников.
  5. Формирование сети супер-агитаторов (лидеров общественного мнения).
  6. Вертикально интегрированное управление ресурсами, централизованное планирование и координация агитационных мероприятий в рамках стратегии.
  7. Повышение уровня доверия жителей города к избирательной системе.
  8. Реализация мероприятий, направленных на повышение общего уровня социального самочувствия.
  9. Управление явкой.
  10. Проекты «Мобилизация» и «Добрые дела»

Проект «Добрые дела» заключался в оперативном исполнении мелких дел на территориях муниципальных образовывай, таких как: ремонт дверей, крыльца, перилл, установка пластиковых окон, лавочек, фонарей, а также консультации у узких специалистов в сфере медицинского обслуживания, правового и социологического поля. Для закрепления образа кандидата как руководителя, умеющего решать проблемы простых людей незамедлительно, в рамках выездных встреч с населением планировалось решение какой-либо эмоциональной, но не ресурсоемкой проблемы. Решения были организованы в рамках поручения кандидата как должностного лица с незамедлительным исполнением.

Мобилизационные проекты — формат проведения мобилизации: поэтапная работа с трудовыми коллективами с привлечением ответственных лиц и руководителей компаний, агитация в средах за кандидата, проведение разъяснительных работ по программе кандидата, вовлечение молодежи в избирательный процесс, организация конкурса в соц. Сети «Instagram» с розыгрышами призов и подарков после Дня голосования.

Идеология кампании — «Курс на развитие» — Приморью нужен качественный переход к новому уровню жизни. В фокусе развития края должны были находиться люди и их социальные потребности. Для решения этой задачи, поставленной президентом РФ, требовался четкий и прозрачный план действий, одобренный всем приморским сообществом. В Приморье приоритетные направления финансирования были определены в ходе широкого народного обсуждения в городах и районах края. Каждый муниципалитет вырабатывал свои задачи развития на основе предложений жителей.

Основными партийными задачами были выполнение проекта «мобилизация», отработка негативной повестки на местах, сбор информации об активности и работе оппонентов, в том числе и в интернет-пространстве, подбор и обучение наблюдателей, распространение агитационно-пропагандистского материала.

Однако, данная стратегия избирательной кампании не раз подвергалась критике со стороны независимых политических экспертов, так как она не отвечала на главные вопросы своих избирателей касательно произошедших изменений в законодательстве, а частности пенсионной реформы, роста налога на добавленную стоимость, в связи с чем уступала избирательной стратегии оппозиционных сил.

Как итог, стратегия данной избирательной кампании была недоработанной и не смогла справиться с протестным настроением избирателей.

Также в Приморском крае при проведении выборов сложилась ситуация, когда предвыборный штаб основного кандидата от «Единой России» работал практически в автономном режиме, в отрыве от регионального отделения партии. В период подготовки к избирательной кампании плохо согласовывались действия между людьми, входящими в ближний круг кандидата, и руководством партии. Не были приняты в расчет мнения независимых экспертов, их критики, а также сигналы с местных отделений партии в муниципальных образованиях Приморского края. Отсутствовала поддержка исполнительной власти и слаженная работа между субъектами избирательного процесса.

Таким образом, избирательная кампания не достигла своей главной цели (победы) и показала неспособность действующего политического аппарата региона принять проигрыш, что повлекло отмену результатов выборов второго тура 16 сентября 2018 года и организацию новых повторных выборов, что является прямым нарушением воли изъявления граждан.

Резюмируя все вышеизложенное, в очередной раз можно убедиться, что слаженная работа субъектов избирательного процесса и правильно определенные ключевые направления избирательной стратегии способны привести к достижению положительного результата на выборах.

Литература:

  1. Грешников С. Е. Избирательные технологии. М.: «Конан +», 2011.540 с.
  2. Веденов Ю. А. Новое избирательное право Российской Федерации; проблема развития и механизм реформирования // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1997. № 2 (44). С. 78–89.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (29.05.2019) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/6e24082b0e98e57a0d005f9c20016b1393e16380/
  5. Избирательный кодекс Приморского края. Владивосток. 2017. с.354


Задать вопрос