Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 04.06.2019

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Захаров В. А. Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 358-362. — URL https://moluch.ru/archive/261/60116/ (дата обращения: 14.12.2019).



В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления как способа реализации «Примерной программы воспитания и социализации обучающихся.

Ключевые слова: ценностные основы воспитания и социализации, ученическое самоуправление, социальное проектирование, активизация личностного развития и гражданского самоопределения.

«Мудрость состоит не в том, чтобы управлять другими, а в том,

чтобы управлять собой. Величие состоит не в том,

чтобы иметь власть и должность, а в развитии своих способностей — и тогда ты в себе найдешь весь мир»

Лао Цзы, китайский философ

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, Законом «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного воспитания, программой воспитания и социализации обучающихся разработана основная образовательная программа начального и основного образования российских школьников. Под целью образования понимается воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

Основные направления иценностные основы воспитания исоциализации учащихся:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Для минимизации рисков ввоспитании исоциализации современных школьников необходимо скорректировать подходы корганизации воспитания исоциализации обучающихся:

  1. Уделить внимание значению информационного и социального пространства.
  2. Разработать систему мер по решению конфликта между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы.
  3. Сформировать понятия «свобода», «право», «ответственность».
  4. Организовать формы социализации личности, формы совместной с взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности.
  5. Усилить вертикальные связи между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми.
  6. Строить воспитание на традициях Отечества, области, края, семьи.
  7. Изменить систему отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, создавая модели жизненной траектории, программы будущего.
  8. Организовать участие в социальном проектировании.

Школа — не единственный субъект воспитания и социализации ребенка, однако является носителем педагогической культуры, поэтому ей принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и социализации. Всё это нацеливает современную общеобразовательную школу, учреждения дополнительного образования на внедрение новых организационных форм гражданского воспитания, которое как важнейшая сфера образования нуждается в принципиальном изменении стиля взаимоотношений детей и взрослых, родителей и педагогов, школы, социума и органов власти всех уровней: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В настоящее время очень важным является создание и функционирование систем ученического самоуправления в российских общеобразовательных учреждениях. Об этом говорят последние документы Министерства образования. И в законе «Об образовании» прямо сказано, что и учащиеся, и родители, и педагоги имеют право участвовать в управлении образовательным учреждением. Таким образом, управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления.

В статье 35 (этого же закона), пояснено, что формами «самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Мы видим, что в школе должны быть созданы органы самоуправления: совет школы, общешкольная конференция, педагогический совет, родительский комитет и другие. Органы самоуправления имеют собственные полномочия по управлению школой. При выборе форм и плана деятельности органов самоуправления необходимо урегулировать правовые основы взаимоотношения сторон образовательного процесса. Для этого необходимо изучить ряд документов: «Всеобщую декларацию прав человека», «Конвенцию о правах ребенка», «Конституцию Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» — при необходимости вырабатываются и принимаются локальные акты. Ученик может участвовать в управлении образовательным учреждением. В последние годы в школах создаются управляющие советы. Если в них будут входить старшеклассники, прошедшие школу ученического самоуправления, то эффективность их работы в управляющих советах, мы считаем, будет выше.

Известно, что «ученическое самоуправление — это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей».

Обратите внимание, что ученическое самоуправление предоставляет ребятам возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания — всего того, о чём говорится в «Примерной программе воспитания и социализации обучающихся». Представляя интересы всего ученического коллектива, школьники могут организовывать те дела, которые им интересны, при этом проявляя и развивая свои способности.

Важным является не только результат совместной деятельности школьников, но и сам процесс. Принадлежность к дружному коллективу учащихся — органу ученического самоуправления, объединённому общими целями, интересами, ценностями, — играет важную роль для подростков, предоставляет им возможность общения, ведь именно оно является ведущим типом деятельности в этом возрасте.

Опыт нашей работы по развитию ученического самоуправления в школе с углубленным изучением отдельных предметов подтверждает, что самоуправление является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, умение и, самое главное, желание найти своё место в жизни, быть активным и полезным обществу. А как обучить детей всему этому? Лучше всего в игре.

Ученическое самоуправление — это своего рода игра. При формировании модели ученического самоуправления нужно не только написать правила игры, распределить роли, но и осуществлять грамотное руководство ходом игры (вспомним термин «скрытое педагогическое руководство»): необходимо вовремя запустить игру, поддерживать интерес на протяжении всей игры и удачно, самое главное, своевременно завершить. Одним из важных моментов в реализации ученического самоуправления является этап анализа, рефлексии происходящего. На этом этапе, безусловно, мы просчитываем педагогические риски. Как мы начинали? Начало всегда сложное, т. к. для этого необходимы такие важные факты:

  1. Поддержка или даже инициатива администрации учреждения.
  2. Человек, горящий идеей внедрения самоуправления в школе.
  3. Методическое обеспечение.
  4. Поддержка коллектива (взрослых и детей).

С 2018 года в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов» апробировалась и удачно внедрялась технология самоуправления «Демократическая республика» (по А. С. Прутченков). В своём развитии мы прошли несколько этапов.

Нами была создана структура города, но самым непростым оказалось создание ученического самоуправления в начальных классах. Мы задались вопросом, а есть ли необходимость в этом на данном этапе?

Действительно, очень важно закладывать ростки ученического самоуправления на начальном этапе умения детей организовывать управление в классе, так как именно на начальном этапе формируется потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент духовных, нравственных и эмоциональных качеств.

В сплоченном коллективе учащиеся будут испытывать ответственность за общее дело и его результат. Поменяется характер взаимоотношений между детьми: исчезнет безразличие, приобретается теплота, человечность. Сплочённость класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют. Ребята овладевают навыками, необходимыми для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

Малышам тоже необходимо прожить свою социальную роль, приобрести социальный опыт, только после этого они легче организуются в среднем и старшем звене, они понимают вертикаль власти. Но как построить ученическое самоуправление на начальном этапе? Учащиеся в этом возрасте очень активны, с удовольствием и ответственностью выполняют доверенные им поручения.

Если заложить основы самоуправления в начальной школе, то в среднем звене у детей не утрачивается интерес к общешкольной деятельности, им хочется участвовать в различных конкурсах и других видах деятельности, они способны будут самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В школе есть возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. Это — начальная школа. Младшим ребятам не подходят серьезные формы — совещания, заседания и комитеты. В нашей стране «7 королевство» образовалась флотилия «7 флот» (1–4 классы), каждый класс, корабль, имеет своего капитана, штурмана, вахтенных и т. д. Как младшие школьники включились в игру! Был разработан Морской Устав, которому должен следовать каждый ученик начальной школы. В Уставе в доступной для детей форме говорится о правах и обязанностях каждого морячка. Экипажи ведут Судовые журналы, куда заносятся все события жизни класса: праздники, поездки, впечатления ребят и их родителей по итогам этих мероприятий. Скоро родилась традиция проведения парадов «7 флота». А в 2019 году начальные классы выбирали адмирала флотилии: всё было, как у старших классов, и агитационные материалы, и тайна голосования, и все остальные формы политического этапа игры. Как сложно нам, взрослым, сделать верный выбор, но как значителен выбор малыша.

Конечно, без развитой команды актива не просто организовать ученическое самоуправление в классе. Если есть актив, у нас Правительство и Парламент, — гораздо легче. Лидеры приходят в классы — уже они носители того, как сделать лучше. Но чтобы работа шла во всей школе, необходимо в каждом классе, как мы считаем, выстроить вертикаль ученического самоуправления. Таким образом, мы можем решить множество проблем — это и переходный возраст, с его вулканом страстей, и вопрос занятости ребят, и желание детей, в силу физиологи и развития, объединяться в социальные группы, и многое другое. Каждый класс основной школы (5–11 класс) представляет собой город, который имеет своего мэра и комитеты по культуре, спорту, образованию и т. д. Так выглядит вертикаль власти в нашем игровом государстве.

С 2018 года в школе с углубленным изучением отдельных предметов апробировались и внедрялись выживательные программы. Раньше с детьми этим не занимались. Не учили детей, как избежать целого ряда опасностей. Цель данных программ — подготовка к командным действиям в экстремальной ситуации. В ходе игр (а выживательные программы включают в себя игровые технологии) участники получают возможность отработать и закрепить навыки, необходимые человеку в экстремальных ситуациях как на природе, так и в городе. Ещё одна цель, которую преследуем мы — это сплочение коллектива в результате тренинговых взаимодействий.

Совместно с психологами, учителями физкультуры, ОБЖ был придуман наш вариант — игра «Мы — спасатели». Мы решили совместить теорию и практику. Сделали маршрутные листы для каждого класса. Распределили по времени все параллели, ответственных за ту или иную параллель, проинструктировали игротехников на каждую станцию, подготовили банк вопросов. Казалось бы, всё очень просто — на самом деле огромная работа! Результат превзошёл ожидания. Ход игры выглядел так:

1 этап. Построение на линейку (сдача рапорта, получение маршрутного листа, целевые установки).

2 этап. Путешествие по станциям (задействованы все помещения школы — кабинеты, в которых переставлена мебель, актовый зал, спортивные залы, рекреации). На станциях — инструкторы-игротехники, испытания включают в себя практическую направленность — тренинговые упражнения на сплочение, оказание первой медицинской помощи, теоретическую часть — вопросы по программе ОБЖ, действия в экстремальной ситуации.

3 этап. Итоговая линейка. Рефлексия. Подведение итогов.

Наши ученики принимают активное участие в социальных проектах, организованных Правительством «7 корлевства». Таким проектом стал проект «Все дети равны»: в Черноусовский дом интернат регулярно отправляются вещи, организуются совместные праздники. Участвуя в социальном проектировании, ребята не только учатся организаторской деятельности, но и сопереживанию, глубоко нравственной позиции.

Детям (и большим, и маленьким) нужна именно такая игра. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Только в игре дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, а в старших классах мы видим настоящих лидеров, компетентных граждан пока ещё игрового государства (статистика последних лет подтверждает: школьники, прошедшие игру «Демократическая республика» (по А. С. Прутченкову), занимают активную гражданскую позицию — на избирательных участках, расположенных на нашей территории, отмечена высокая явка юных избирателей, выпускников нашей школы). Учащиеся осознают ответственность за настоящее и будущее своей страны, продолжение традиций прошлых поколений.

Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении служит развитию личности школьников, так как в процессе самоуправленческой деятельности у подростков развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость), они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность. Школьная жизнь становится интересной, насыщенной и увлекательной. В связи с этим в современной школе необходимо создание и развитие ученического самоуправления, эффективное функционирование которого даёт положительные результаты.

Технология «Демократическая республика» (по А. С. Прутченкову) является комплексной, так как она органично объединяет в себе несколько направлений педагогической деятельности:

– ролевая игра с ярко выраженным общественно–политическим содержанием, в ходе которой проводятся избирательная кампания и демократические выборы органов государственной власти;  деловые экономические игры, позволяющие овладеть навыками эффективного ведения переговоров, оформления банковской документации, на практике познать особенности современных денежно–финансовых отношений;

– юридический практикум по освоению основных процедур цивилизованного общества, связанных с разработкой и принятием нормативных актов и проведением их экспертизы;

– активную правозащитную деятельность, в ходе которой каждый участник может получить и закрепить практические навыки отстаивания своих законных прав и интересов;

– социальное проектирование, результатом которого является реальный практический вклад школьников в улучшение ситуации в своем родном городе;

– спортивно-прикладные и выживательные программы, позволяющие участникам проверить свои физические возможности и психологическую закалку;

– творческие программы различной направленности, содержание которых стимулирует креативность и самовыражение детей и подростков.

Все эти виды деятельности активизируют личностное развитие и гражданское самоопределение участников, так как им приходится взаимодействовать с разными людьми, творческими группами и целыми коллективами, добиваясь при этом своей конкретной цели, улаживая возникающие конфликты, овладевая новыми знаниями, закрепляя имеющиеся навыки и приобретая новый социальный опыт жизни в гражданском обществе. Всё это будет способствовать реализации «Примерной программы воспитания и социализации обучающихся».

Все эти виды деятельности активизируют личностное развитие и гражданское самоопределение участников, так как им приходится взаимодействовать с разными людьми, творческими группами и целыми коллективами, добиваясь при этом своей конкретной цели, улаживая возникающие конфликты, овладевая новыми знаниями, закрепляя имеющиеся навыки и приобретая социальный опыт жизни в гражданском обществе. Всё это будет способствовать реализации «Примерной программы воспитания и социализации обучающихся».

Школа — это разновозрастная общность людей, которые могут жить по другим законам, нежели люди в повседневной жизни. Нужно научиться договариваться. И школьная жизнь становится интересной и увлекательной, если все участники образовательного процесса научатся договариваться, играя, а «учиться интересно — интересно». Опыт показывает, что для детей самоуправление — это не игра, а серьёзная работа, когда рушатся стереотипы, строятся проекты, осуществляются мечты, причём каждый может развиваться сам и помочь становлению личности другого и всего коллектива в целом.

Литература:

  1. Валеев И. И. Самоуправление учащихся как средство эффективности патриотического воспитания. — М., 1992.
  2. Богуславский М. В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. — Тверь: Золотая буква, 2007.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.- М., Просвещение,1986.
  4. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (в ред. 1.12.2007г.).
  5. Кондаков А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Стандарты второго поколения).-М: Просвещение, 2009.
  6. Лутовинов, В. И. Молодежная политика России сегодня: состояние, проблемы и подходы к их решению / В. И. Лутовинов // Молодежь и общество. — 2008. — № 4. — С. 4–16.
  7. Прутченков А. С. Всероссийская программа «Десять ключевых дел» как технология гражданского образования / А. С. Прутченков // Преподавание истории в школе. — 2008. — № 9. — С. 11.
  8. Прутченков А. С. Демократическая республика. Методическая разработка деловой игры. — М., 1998.
  9. Прутченков А. С. Нормативно — правовые основы взаимодействия детских (молодёжных) общественных организаций и органов ученического самоуправления. — М., 2007.
  10. Прутченков А. С., Калиш И. В., Новикова Т. Г. Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели. -М., 2005.
  11. Смирнов В. А. Основные этапы формирования и реализации государственной молодежной политики в современной России / В. А. Смирнов // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. — 2008. — № 4. — С. 51–62.
  12. Тубельский А. Н. Формирование опыта демократической культуры поведения у школьников и учителей: Методическое пособие. — М., 2001
  13. Учебно-методические материалы по организации деятельности Управляющих советов / Под ред. А. М. Моисеева. — М.: МГОУ, 2004.
  14. Федеральный Закон «Об общественных объединениях». — М., 2006.
  15. Фрумин И. Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. — М.:УВЦ «Инноватор”, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): ученическое самоуправление, образовательное учреждение, ребенок, класс, школа, социальное проектирование, Примерная программа воспитания, углубленное изучение, игра, личностное развитие.


Похожие статьи

Роль социального проектирования в становлении личности...

Социальное проектирование — форма психолого-педагогической адаптации

Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие

Ученический и педагогический коллектив нашей школы участвует в проектной деятельности с 2003 года.

Школьное самоуправления как средство развития потенциала...

Опыт руководителя с детьми по организации воспитательной системы в школе. Ключевые слова: воспитание, школьное самоуправление, проект, организаторские качества. Творчество есть необходимое условие существования, и все...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Социальное проектирование — самая эффективная форма развития социальной компетентности. В течение трёх последних лет учащимися класса реализовано 11 учебных проектов и около 20 проектов социальной направленности.

Условия развития ученического самоуправления | Статья...

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера.

Социальное проектирование как средство формирования...

Современное развитие российского государства требует, чтобы система образования содействовала становлению инновационной экономики, формированию у обучающихся гражданской идентичности, активности, мобильности...

Модель ученического самоуправления в структуре...

Результатом работы школы актива являются разработанные социальные проекты и культурно-массовые мероприятия.

Важным условием развития системы самоуправления в школе является то, что уровень активности ученика в качестве участника ученического...

К вопросу о проектировании образовательных программ...

Проектирование образовательных программ дополнительного образования детей

Спроектированные образовательные программы направленны на развитие у детей

- Изучение возможностей образовательной программы по личностному росту обучающихся.

Комплексная диагностика воспитательной среды...

Социальная сфера социокультурной образовательной среды вуза. образовательная среда, физическое воспитание, дошкольное учреждение...

Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях является социально-личностное воспитание...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Современная школа — центр социального действия, открытое

Составляющей частью основной общеобразовательной программы школы является программа

Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников...

Похожие статьи

Роль социального проектирования в становлении личности...

Социальное проектирование — форма психолого-педагогической адаптации

Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие

Ученический и педагогический коллектив нашей школы участвует в проектной деятельности с 2003 года.

Школьное самоуправления как средство развития потенциала...

Опыт руководителя с детьми по организации воспитательной системы в школе. Ключевые слова: воспитание, школьное самоуправление, проект, организаторские качества. Творчество есть необходимое условие существования, и все...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Социальное проектирование — самая эффективная форма развития социальной компетентности. В течение трёх последних лет учащимися класса реализовано 11 учебных проектов и около 20 проектов социальной направленности.

Условия развития ученического самоуправления | Статья...

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера.

Социальное проектирование как средство формирования...

Современное развитие российского государства требует, чтобы система образования содействовала становлению инновационной экономики, формированию у обучающихся гражданской идентичности, активности, мобильности...

Модель ученического самоуправления в структуре...

Результатом работы школы актива являются разработанные социальные проекты и культурно-массовые мероприятия.

Важным условием развития системы самоуправления в школе является то, что уровень активности ученика в качестве участника ученического...

К вопросу о проектировании образовательных программ...

Проектирование образовательных программ дополнительного образования детей

Спроектированные образовательные программы направленны на развитие у детей

- Изучение возможностей образовательной программы по личностному росту обучающихся.

Комплексная диагностика воспитательной среды...

Социальная сфера социокультурной образовательной среды вуза. образовательная среда, физическое воспитание, дошкольное учреждение...

Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях является социально-личностное воспитание...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Современная школа — центр социального действия, открытое

Составляющей частью основной общеобразовательной программы школы является программа

Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников...

Задать вопрос