Приоритетные направления формирования регионального туристского кластера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 08.06.2019

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Саттарова З. И. Приоритетные направления формирования регионального туристского кластера // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 304-307. — URL https://moluch.ru/archive/261/59904/ (дата обращения: 21.07.2019).



В статье проанализированы основные факторы формирования регионального туристского кластера в Самаркандской области. Подробно рассмотрены сильные и слабые стороны, обуславливающие формирование туристского кластера. Возможности формирования и факторы, препятствующие формированию регионального туристского кластера.

Конкурентоспособность туристической территории (дестинации) и ее привлекательность для инвесторов во многом зависит от того, насколько эффективно структурировано ее экономическое пространство и в какой степени используются наиболее рациональные формы территориальной и отраслевой организации. Современной эффективной и широко используемой во всех странах формой территориальной организации туризма являются региональные кластеры. Формирование региональных туристских кластеров позволяет более интенсивному обмену информацией, взаимодействию и взаимной поддержке между предпринимательскими структурами, содействует росту их конкурентоспособности, их инвестиционной и инновационной активности.

Для анализа основных факторов формирования регионального туристского кластера в Самаркандской области проведем SWOT-анализ, который является одним из универсальных инструментов анализа ситуации в отрасли, и его можно эффективно использовать для разработки стратегии развития туристической отрасли региона.

SWOT-анализ основных факторов формирования регионального туристского кластера Самаркандской области представлен в таблице 1.

Таблица 1

SWOT- анализ основных факторов формирования регионального туристского кластера Самаркандской области

Сильные стороны, обуславливающие формирование туристского кластера

Слабые стороны, обуславливающие формирование туристского кластера

- существующая нормативно — правовая база развития малого и среднего предпринимательства;

— действующий механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

— развитая структура начального, среднего и высшего профессионального образования, значительный научный и инновационный потенциал;

- отсутствие понимания в необходимости использования кластерного подхода в деятельности хокимията области для развития региональной экономики;

— нет опыта подготовительной работы по созданию кластеров в сфере туризма;

— отсутствие сформированных кластеров в экономике Самаркандской области;

— отсутствие базовых нормативных правовых актов по определению основных направлений и механизмов кластерной политики области;

— часть выпускаемой в регионе туристских продуктов и услуг проходит стадии жизненного цикла — зрелость и/или спад и имеет невысокую конкурентоспособность на мировом уровне;

— индивидуальная и зачастую краткосрочная стратегия развития туристских предприятий региона;

— неразвитая система государственной поддержки туристской деятельности в Самаркандской области;

— недостаток у хозяйствующих субъектов (туристских предприятий, малого и среднего бизнеса, вузов и научно-исследовательских институтов (далее — НИИ) информации о преимуществах и мерах государственной поддержки развития бизнеса в рамках кластеров; отсутствие мер, ориентированных на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в согласовании форм и долей участия в организациях по формированию кластеров и управлению ими;

— отсутствие у хозяйствующих субъектов опыта и собственных средств для разработки документации, необходимой для получения государственной поддержки их инвестиционных проектов и программ развития на уровне Узбекистана и Самаркандской области;

— нестабильные связи между туристскими предприятиями, вузами и НИИ в процессе создания новых конкурентоспособных видов продуктов и услуг, проведения научных исследований и внедрения разработок в производство;

— нехватка подготовленных инвестиционных площадок для развития существующих и создания новых предприятий;

— отсутствие системной информационной и методической поддержки хозяйствующих субъектов — потенциальных участников кластеров, недостаточный уровень компетенции их специалистов в вопросах кластерной политики.

— высокая цена туристического продукта на национальном и международном рынках;

— несоответствие туристических услуг международным стандартам;

— сезонность туристических услуг, связанная с климатическими условиями;

— низкая конкурентоспособность гостиничного фонда;

— нехватка номерного фонда во время туристического сезона;

— недостаточный брендинг области;

— малое количество современных автотранспортных средств для обслуживания туристических потоков;

— необходимость реконструкции объектов туризма;

— малое количество мероприятий, связанных с историей и культурой области;

— недостаток квалифицированных специалистов в туристической индустрии;

— неблагоприятные демографические процессы;

— неизвестность области, недостаток маркетинговых мероприятий;

— недостаток рекламных материалов о туристическом продукте Самаркандской области;

— малое количество музеев и выставок;

— малое количество мероприятий, связанных с историей и культурой области;

— малая доступность объектов археологического туризма для туристов;

— неудовлетворительное состояние объектов археологии;

— низкая безопасность путешествий к природным памятникам;

— недостаток выставочных залов, демонстрирующих товары народных художественных промыслов;

— недостаточное продвижение народных художественных ремесел;

— нехватка инвестиционных ресурсов;

— отсутствие оборудования на экологических тропах, стоянках;

— отсутствие смотровых площадок

— изношенность материально-технической базы;

— отсутствие рекламных материалов для продвижения туристических продуктов на международном рынке

- наличие большого количества ресурсов для развития нескольких видов туризма: исторического, познавательного, научного, этнографического, экологического, спортивного, приключенческого;

- наличие развитого гостиничного комплекса;

- стратегическое географическое положение Самаркандской области, центральное место на участке Великого шелкового пути;

- транспортная система области (международный аэропорт);

- наличие развитой инфраструктуры питания;

- разнообразный природно-ресурсный потенциал;

— наличие богатого историко-культурного наследия;

— благоприятная экологическая ситуация;

- заинтересованность населения области в развитии въездного и внутреннего туризма;

- стабильная социально-экономическая обстановка;

- событийные мероприятия, связанные с культурой и историей области;

— опыт проведения выставок, ярмарок, фестивалей, семинаров как элемент развития делового туризма;

— опыт проведения соревнований по различным видам спорта;

- наличие памятников археологии: городище Афросиаб пещера Гунджак, пещера Аман кутан, пещера Хазрати Довуд пещера Еттикиз, пещера Ходжа Гургур ота;

— наличие памятников истории: Ансамбль Регистан, Мечеть Биби Ханым, Мавзолей Гур Эмир, мемориальный комплекс Шахи Зинда, Мемориальный комплекс Святого Даниила, Обсерватория Улугбека;

— наличие памятников архитектуры, градостроительства и музеев;

— наличие природных памятников, среди которых можно выделить «Заравшанский заповедник» «Аманкутан», «Долина Демонов», «Миранкуль», «Агалык», «Ургут», огромный валун «Камень сердце»

- наличие бальнеологических ресурсов (12 санаторно курортных комплексов)

- наличие 12 достопримечательных объектов природы, среди которых 2 объекта — особо охраняемые природные территории, 6 объектов — особо охраняемые памятники природы, 7 объектов — не охраняемые государством и одна курортная зона;

— возможность развития системы частных гостиниц;

— возможность использования меньших капитальных и организационных затрат (по сравнению другими видами туризма)

- наличие природных ресурсов для развития пешеходного, лыжного, водного, велосипедного и горного туризма;

— наличие биоресурсов для развития охотничье-рыболовного туризма;

Возможности развития кластера

Угрозы развития кластера

- возможность получения финансовой поддержки от институтов развития а также субсидий из государственного бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, разработку и реализацию проектов государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) и др.;

— интерес узбекских и иностранных инвесторов к реализации инвестиционных проектов по открытию новых туристских бизнес-структур в Самаркандском регионе;

— доступ к информационным ресурсам, объединяющим наиболее успешный мировой опыт формирования и развития кластеров в сфере услуг (туризма) в мире.

наличие международных связей;

— возможность для развития разнообразных видов туризма;

— возможность сочетать несколько видов туризма;

— возможность привлечения туристов из Китая, Японии, Кореи;

— возможность развития туристической инфраструктуры за счет привлечения инвестиций

— рост экономического потенциала за счет развития рынка услуг;

— повышение привлекательности области на основе стабильной тенденции реализации маркетинговой политики территории;

— возможность при модернизации производственной базы вписаться в общую стратегию развития Узбекистана;

- нет политической и методической поддержки создания и развития кластеров на государственном и региональном уровне;

—сложное финансово-экономическое состояние предприятий и организаций — хозяйствующих субъектов, субъектов малого и среднего предпринимательства — потенциальных участников создаваемых кластеров в связи с мировым экономическим кризисом;

— недоступность для хозяйствующих субъектов кредитных ресурсов для финансирования операционной деятельности и для реализации инвестиционных проектов и программ развития;

— ограниченный набор механизмов государственной поддержки создания и развития кластеров в Узбекистане, ограниченность объема средств из государственного бюджета;

— вступление Узбекистана во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО) и высокая конкуренция мировых производителей на глобальном рынке

В связи с вышесказанным назрела необходимость разработки Концепции кластерной политики Хокимията Самаркандской области, определяющей приоритетные направления деятельности Хокимията Самаркандской области по созданию и развитию кластеров на территории региона.

Все предложенные мероприятия послужат формированию на территории области конкурентной туристической отрасли, а развитие отрасли, в целом, позволит:

1) удовлетворить потребности туристов в получении качественных услуг;

2) создать дополнительные рабочие места;

3) увеличить инвестиционную привлекательность региона;

4) увеличить поступления в региональный и государственный бюджеты;

5) повысить благосостояние жителей области.

Комплекс данных мероприятий позволит, в целом, повысить туристический имидж Самаркандской области, что, в свою очередь, повлечет рост финансовых поступлений.



Задать вопрос