Управление организацией итоговой аттестации выпускников художественных школ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 03.06.2019

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Лазакович, Л. А. Управление организацией итоговой аттестации выпускников художественных школ / Л. А. Лазакович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 429-431. — URL: https://moluch.ru/archive/260/60074/ (дата обращения: 23.04.2024).



Ключевые слова: итоговая аттестация выпускников художественных школ, академическое образование, программы художественных школ

В современном мире заметно возрастает значение развития творческого потенциала подрастающего поколения. С каждым годом возрастает процент населения, осознающий необходимость полноценного образования для гармоничного развития личности, и соответственно значение художественного образования в этом аспекте. Художественные школы являются первой ступенью академического художественного образования. В России сохранилось традиционное реалистическое направление в обучении. Существует определённая иерархия академического художественного образования, в которой начальную ступень занимает художественная школа, а верхней ступенью является Российская Академия художеств. В высшем звене во многих крупных российских академических художественных вузах сохранена традиционная российская система образования в виде сохранения специалитета (6 лет обучения), например, в МГАХИ им. В. И. Сурикова в одном из ведущих художественных вузов России.

Но, несмотря на приверженность традиционной системы обучения, успешная работа любого образовательного учреждения невозможна без постоянного совершенствования деятельности, направленной в первую очередь на улучшение качества образования, определенные изменения происходят и в системе художественного образования. Процесс улучшения качества образования является определенной политикой, направленной на приближение результатов к целям и задачам обучения. Именно в таком ракурсе раскрывает перед нами понятие качества образования М. М. Поташник, как «соотношение цели и результата, как меры достижения целей» [1, с. 33]. Современный исследователь Клюсова О. Н. под качеством образования подразумевает «хорошую теоретическую, практическую, а главное креативную (творческую) подготовку пришедших на обучение детей, особую опеку выявленных в общей массе одарённых детей, бережное отношение к ним» [2, с. 416]. Существует большое количество интерпретаций данного понятия. Важно отметить, что наиболее очевидно раскрывается сущность этого понятия в процессе проведения итоговой аттестации обучающихся. В художественной школе итоговая аттестация бывает двух видов: экзамен по предмету и выполнение итогового дипломного проекта.

Одна из проблем организации итоговой аттестации выпускников художественных школ напрямую зависит от уровня освоения образовательной программы большинством обучающихся. В зависимости от степени качества освоения большинством, преподаватель корректирует критерии оценивания достижений обучающихся. Уровень, в свою очередь, связан с возрастом выпускников и с качеством преподавания, а также уровнем предыдущей подготовки учеников.

Художественные школы относятся к сфере дополнительного образования. В школах реализуются несколько образовательных программ, самыми распространенными из которых являются две программы: «Живопись» и «Изобразительное искусство». Программы являются дополнительными и общеразвивающими, имеют ряд отличий. «Живопись» является дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области изобразительного искусства. Федеральные государственные требования к ДПОП «Живопись» утверждены «приказом Министерства Культуры РФ от 12. 03. 2012г. № 156» [3, с. 1]. Нормативный срок обучения для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте 10–12 лет, составляет 5 лет. Программа «Изобразительное искусство» — это общеобразовательная общеразвивающая программа для детей по рисунку, живописи, станковой композиции, истории искусства, графической композиции и компьютерной графики, рассчитанная на 4 года обучения.

Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательных программ учащимся. Итоговая аттестация выпускников является обязательной и проводится в соответствии с учебным планом. Освоение образовательных программ дополнительного образования детей художественно — эстетической направленности завершается итоговой аттестацией выпускников в форме выполнения итоговой работы (тема каждой работы утверждается педсоветом).

Итоговая аттестация (контрольная работа, защита дипломного проекта) определяет уровень и качество владения полным комплексом полученных знаний, умений и навыков в рамках образовательной программы. Итоговая оценка по предмету фиксируется в свидетельстве об окончании школы и выводится как среднеарифметическое путем суммирования годовой отметки и отметки по итоговому экзамену. В том случае, когда экзаменационная оценка выше, чем годовая (или наоборот), предпочтение отдается более высокой оценке.

Управление организацией итоговой аттестации выпускников художественных школ — это процесс, неразрывно связанный с системой оценки качества образования в целом. Подразумевает определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия образовательных достижений учащихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в конкретном образовательном учреждении. В результате данного процесса определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения, зафиксированные в нормативных документах системе требований к качеству образования. Внутренняя система оценки качества дополнительного образования детей — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования — всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.

Главные направления исследования в данной теме состоят: в систематизации накопленного опыта разными художественными школами в плане организации процесса аттестации, в определении наиболее эффективных методов организации процесса, в разработке наиболее эффективной структуры данного процесса взаимосвязанного со многими составляющими образовательного процесса и имеющими определенную специфику в среде первой ступени академического художественного образования в России.

Литература:

  1. Поташник М. М. Управление качеством образования. М, 2000, с. 33
  2. Клюсова О. Н. Качество образования в условиях реализации дополнительных предпрофессиональных программ в детской художественной школе // Молодой ученый. — 2015. — № 16. — С. 416. — URL https://moluch.ru/archive/96/21547/ (дата обращения: 31.05.2019).
  3. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 N 156 (ред. от 26.03.2013) «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2012 N 23578)
Основные термины (генерируются автоматически): итоговая аттестация выпускников, академическое художественное образование, итоговая аттестация, качество образования, образовательное учреждение, программа, школа, образовательная программа, образовательный процесс, художественная школа.


Ключевые слова

итоговая аттестация выпускников художественных школ, академическое образование, программы художественных школ

Похожие статьи

Качество образования в условиях реализации дополнительных...

Статья посвящена условиям и особенностям достижения качества образования в условиях перехода на новые дополнительные предпрофессиональные программы в области изобразительного искусства в детских художественных школах.

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

Цель: оптимизировать систему подготовки учащихся к итоговой аттестации в школе. Задачи: Рассмотреть SWOT-анализ качества

В статье представлен вариант сопровождения педагогом — психологом образовательного учреждения инновационных процессов в школе.

Система российского образования: проблема государственной...

Ключевые слова:система образования, образовательная организация, итоговая аттестация, единый государственный экзамен, ЕГЭ, ГИА, школа.

К вопросу о вариативности формы итоговой аттестации учеников российских школ сегодня возвращаются все чаще и чаще.

Об автоматизации процедуры проведения единого...

Ключевые слова:система образования, образовательная организация, итоговая аттестация, единый государственный экзамен, ЕГЭ, ГИА, школа.

Сегодня итоговая аттестация за курс основной полной школы в форме и по материалам ЕГЭ является экзаменом по выбору и не...

Проблема государственной итоговой аттестации в классах...

Ключевые слова:Итоговая аттестация, ГИА, образовательное учреждение, основное общее образование, общеобразовательная школа.

Проблема формы итоговой аттестации «спустилась» с полного общего образования на уровень основного общего.

"Наша новая школа": от мониторинга качества образования...

Проанализируем теперь качество образовательного процесса в школах региона через его результат – качество образования обучающихся и выпускников. Остановимся на анализе знаниевых достижений обучающихся 9-х и 11-х классов. Выпускники 9-х классов Оренбургской...

Программа государственной итоговой аттестации в аспирантуре...

Государственная итоговая аттестация. Основная образовательная программа высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 37.06.01 — Психологические науки...

Материалы V международной научной конференции «Проблемы...»

Система российского образования: проблема государственной итоговой аттестации.

Образовательная программа художественно-эстетической направленности по учебной

Интерактивное обучение в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Квалификационный экзамен как форма аттестации по...

Формой аттестации по профессиональному модулю является квалификационный экзамен. С целью подготовки к организации и проведению квалификационного экзамена нами была разработана и проведена серия обучающих семинаров и переговорных площадок для...

Похожие статьи

Качество образования в условиях реализации дополнительных...

Статья посвящена условиям и особенностям достижения качества образования в условиях перехода на новые дополнительные предпрофессиональные программы в области изобразительного искусства в детских художественных школах.

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

Цель: оптимизировать систему подготовки учащихся к итоговой аттестации в школе. Задачи: Рассмотреть SWOT-анализ качества

В статье представлен вариант сопровождения педагогом — психологом образовательного учреждения инновационных процессов в школе.

Система российского образования: проблема государственной...

Ключевые слова:система образования, образовательная организация, итоговая аттестация, единый государственный экзамен, ЕГЭ, ГИА, школа.

К вопросу о вариативности формы итоговой аттестации учеников российских школ сегодня возвращаются все чаще и чаще.

Об автоматизации процедуры проведения единого...

Ключевые слова:система образования, образовательная организация, итоговая аттестация, единый государственный экзамен, ЕГЭ, ГИА, школа.

Сегодня итоговая аттестация за курс основной полной школы в форме и по материалам ЕГЭ является экзаменом по выбору и не...

Проблема государственной итоговой аттестации в классах...

Ключевые слова:Итоговая аттестация, ГИА, образовательное учреждение, основное общее образование, общеобразовательная школа.

Проблема формы итоговой аттестации «спустилась» с полного общего образования на уровень основного общего.

"Наша новая школа": от мониторинга качества образования...

Проанализируем теперь качество образовательного процесса в школах региона через его результат – качество образования обучающихся и выпускников. Остановимся на анализе знаниевых достижений обучающихся 9-х и 11-х классов. Выпускники 9-х классов Оренбургской...

Программа государственной итоговой аттестации в аспирантуре...

Государственная итоговая аттестация. Основная образовательная программа высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 37.06.01 — Психологические науки...

Материалы V международной научной конференции «Проблемы...»

Система российского образования: проблема государственной итоговой аттестации.

Образовательная программа художественно-эстетической направленности по учебной

Интерактивное обучение в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Квалификационный экзамен как форма аттестации по...

Формой аттестации по профессиональному модулю является квалификационный экзамен. С целью подготовки к организации и проведению квалификационного экзамена нами была разработана и проведена серия обучающих семинаров и переговорных площадок для...

Задать вопрос