Ключевые слова: итоговая аттестация выпускников художественных школ, академическое образование, программы художественных школ
В современном мире заметно возрастает значение развития творческого потенциала подрастающего поколения. С каждым годом возрастает процент населения, осознающий необходимость полноценного образования для гармоничного развития личности, и соответственно значение художественного образования в этом аспекте. Художественные школы являются первой ступенью академического художественного образования. В России сохранилось традиционное реалистическое направление в обучении. Существует определённая иерархия академического художественного образования, в которой начальную ступень занимает художественная школа, а верхней ступенью является Российская Академия художеств. В высшем звене во многих крупных российских академических художественных вузах сохранена традиционная российская система образования в виде сохранения специалитета (6 лет обучения), например, в МГАХИ им. В. И. Сурикова в одном из ведущих художественных вузов России.
Но, несмотря на приверженность традиционной системы обучения, успешная работа любого образовательного учреждения невозможна без постоянного совершенствования деятельности, направленной в первую очередь на улучшение качества образования, определенные изменения происходят и в системе художественного образования. Процесс улучшения качества образования является определенной политикой, направленной на приближение результатов к целям и задачам обучения. Именно в таком ракурсе раскрывает перед нами понятие качества образования М. М. Поташник, как «соотношение цели и результата, как меры достижения целей» [1, с. 33]. Современный исследователь Клюсова О. Н. под качеством образования подразумевает «хорошую теоретическую, практическую, а главное креативную (творческую) подготовку пришедших на обучение детей, особую опеку выявленных в общей массе одарённых детей, бережное отношение к ним» [2, с. 416]. Существует большое количество интерпретаций данного понятия. Важно отметить, что наиболее очевидно раскрывается сущность этого понятия в процессе проведения итоговой аттестации обучающихся. В художественной школе итоговая аттестация бывает двух видов: экзамен по предмету и выполнение итогового дипломного проекта.
Одна из проблем организации итоговой аттестации выпускников художественных школ напрямую зависит от уровня освоения образовательной программы большинством обучающихся. В зависимости от степени качества освоения большинством, преподаватель корректирует критерии оценивания достижений обучающихся. Уровень, в свою очередь, связан с возрастом выпускников и с качеством преподавания, а также уровнем предыдущей подготовки учеников.
Художественные школы относятся к сфере дополнительного образования. В школах реализуются несколько образовательных программ, самыми распространенными из которых являются две программы: «Живопись» и «Изобразительное искусство». Программы являются дополнительными и общеразвивающими, имеют ряд отличий. «Живопись» является дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области изобразительного искусства. Федеральные государственные требования к ДПОП «Живопись» утверждены «приказом Министерства Культуры РФ от 12. 03. 2012г. № 156» [3, с. 1]. Нормативный срок обучения для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте 10–12 лет, составляет 5 лет. Программа «Изобразительное искусство» — это общеобразовательная общеразвивающая программа для детей по рисунку, живописи, станковой композиции, истории искусства, графической композиции и компьютерной графики, рассчитанная на 4 года обучения.
Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательных программ учащимся. Итоговая аттестация выпускников является обязательной и проводится в соответствии с учебным планом. Освоение образовательных программ дополнительного образования детей художественно — эстетической направленности завершается итоговой аттестацией выпускников в форме выполнения итоговой работы (тема каждой работы утверждается педсоветом).
Итоговая аттестация (контрольная работа, защита дипломного проекта) определяет уровень и качество владения полным комплексом полученных знаний, умений и навыков в рамках образовательной программы. Итоговая оценка по предмету фиксируется в свидетельстве об окончании школы и выводится как среднеарифметическое путем суммирования годовой отметки и отметки по итоговому экзамену. В том случае, когда экзаменационная оценка выше, чем годовая (или наоборот), предпочтение отдается более высокой оценке.
Управление организацией итоговой аттестации выпускников художественных школ — это процесс, неразрывно связанный с системой оценки качества образования в целом. Подразумевает определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия образовательных достижений учащихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в конкретном образовательном учреждении. В результате данного процесса определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения, зафиксированные в нормативных документах системе требований к качеству образования. Внутренняя система оценки качества дополнительного образования детей — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования — всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Главные направления исследования в данной теме состоят: в систематизации накопленного опыта разными художественными школами в плане организации процесса аттестации, в определении наиболее эффективных методов организации процесса, в разработке наиболее эффективной структуры данного процесса взаимосвязанного со многими составляющими образовательного процесса и имеющими определенную специфику в среде первой ступени академического художественного образования в России.
Литература:
- Поташник М. М. Управление качеством образования. М, 2000, с. 33
- Клюсова О. Н. Качество образования в условиях реализации дополнительных предпрофессиональных программ в детской художественной школе // Молодой ученый. — 2015. — № 16. — С. 416. — URL https://moluch.ru/archive/96/21547/ (дата обращения: 31.05.2019).
- Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 N 156 (ред. от 26.03.2013) «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2012 N 23578)