Автоматизация работы медицинского персонала при помощи web-приложения «Поликлиника» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 03.06.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Лысенко А. А., Штырба С. Г. Автоматизация работы медицинского персонала при помощи web-приложения «Поликлиника» // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 57-59. — URL https://moluch.ru/archive/260/60057/ (дата обращения: 22.07.2019).



В статье рассматривается опыт разработки электронного служебного и информационного ресурса в формате web-приложения. Описаны цели и задачи разработки приложения, перечислены рабочие процессы, автоматизированные при помощи информационных технологий

Ключевые слова: поликлиника, web-разработка, автоматизация.

В нашем регионе люди испытывают значительные трудности или неудобства, связанные с оказанием своевременной медицинской помощи. Некоторые пациенты теряют возможность попасть на прием к врачу ввиду своего состояния здоровья, некоторым не очень удобно ехать за медицинской помощью в другой город по причине того, что в их населенном пункте нет нужного врача или амбулаторное учреждение отсутствует вовсе. И самый большой недостаток, вызывающий дискомфорт у подавляющего большинства пациентов — это пребывание огромного количества времени в очередях. Работа, освещаемая в данной статье, является одним из способов решить часть подобных проблем при помощи современных компьютерных технологий. Поскольку технологии, использующие компьютерные вычисления, стремительно меняют практически все сферы повседневной жизни человека, то и такая, на первый взгляд, консервативная отрасль, как медицина, не обошлась бы без них.

Одной из главных целей проекта является создание интернет-сервиса, предоставляющего доступ к медицинским услугам для всего населения, независимо от статуса, возраста, занятости или даже места жительства. Задача сервиса состоит в повышении качества амбулаторной медицинской помощи и, в частности, за счет сокращения времени нахождения пациентов в амбулаторных учреждениях. Сервис должен быть представлен web-приложением, которое будет связующим звеном между пациентом и медицинскими специалистами. Приложение должно способствовать уменьшению очередей и повышению удобства предоставления медицинской помощи, как для пациентов, так и для медицинского персонала. В свою очередь приложение должно быть удобным, доступным и понятным для людей различных возрастных категорий, а также обеспечивать надежность и конфиденциальность данных.

В ходе разработки проекта были реализованы модули, осуществляющие регистрацию и ведение личной электронной амбулаторной карты пациента. Реализованы такие рабочие процессы, как проведение и анализ обследований, врачебные и доврачебные осмотры пациента, госпитализации пациентов, а также проведения лечебных процедур.

Регистрация амбулаторной карты начинается с внесения в базу личных данных пациента в соответствии с формой 025/у, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты Приднестровской Молдавской Республики № 475 от 7 октября 2005 года. Следующим шагом является внесение данных профилактических осмотров, включающих в себя в обязательном порядке анализы крови, флюорографию, ЭКГ, обследования на остроту зрения, артериальное давление и гинекологический осмотр.

Амбулаторная карта пациента хранит историю посещения врачей с подробными описаниями жалоб пациента, анамнеза заболевания, рекомендациями врача. В процессе лечения все данные, включая лечебные процедуры, анализы и обследования заносятся в базу отдельно, но связываются с записями этой истории. Такой подход является эффективным для просмотра всей истории болезни пациента со всеми вытекающими результатами, а также является показателем качества работы медицинского персонала. Более того, такой подход удобен для построения статистической модели истории болезни, а также истории и показателей обслуживания, как отдельного взятого сотрудника, так и всего амбулаторного учреждения целиком.

В приложении разработан личный кабинет медицинского сотрудника, отображающий список пациентов и информацию из амбулаторной карты. В личном кабинете имеется возможность посмотреть историю болезней пациента, провести консультацию или занести отчет о приеме и осмотре пациента. Амбулаторная карта пациента заполняется также из личного кабинета сотрудника через специализированные формы-карточки. Каждый из специалистов медицинского учреждения отвечает за определенный спектр рабочих процессов, видит в личном кабинете только свои процессы и данные к ним относящиеся.

Для уменьшения затрат времени на оформление записей для заполнения электронной амбулаторной карты пациента, в приложении реализована возможность создания шаблонов и управления ими. Шаблон помогает в быстром оформлении записи в амбулаторную карту, предлагая заполнить набор полей важной информацией, исключая набор однотипного текста. Шаблон может быть создан индивидуально сотрудником и использован при обработке информации определенного рабочего процесса. Также шаблон может быть использован для получения информации в форме документа на печать или сохранения в электронном виде.

Вся информация, представленная в приложении и принадлежащая амбулаторной карте пациента или рабочему процессу сотрудника амбулаторного учреждения, разделена на несколько уровней и ограничивается правилами доступа к ней. Лечащему врачу доступна вся информация из электронной амбулаторной карты пациента, включая все материалы по истории болезни пациента. Медсестра или фельдшер может увидеть только часть данных из амбулаторной карты, касающихся текущей госпитализации или стационарного лечения, включая результаты анализов и записи о проведении лечебных процедур. Младший медицинский персонал получает доступ к информации, касающейся только его рабочих процессов. Для связывания информации с другими рабочими процессами используются ссылки на материалы без предоставления содержимого. Для управления всеми данными, содержащимися в базе приложения, разработана панель администратора. Администратор может контролировать все рабочие процессы, заводить или архивировать амбулаторные карты пациента, управлять учетными записями сотрудников, а также строить статистические модели в виде графиков или периодических итоговых отчетов.

В приложении реализован информационно-справочный раздел. В нем пациенты могут найти описания симптомов основных заболеваний и рекомендации по оказанию первой помощи при их лечении, а также инструкции и противопоказания к различным лекарственным препаратам.

В настоящее время ведется работа над реализацией выдачи электронных направлений пациента на сдачи анализов и проведение процедур. Для обеспечения совместимости с другими амбулаторными учреждениями, не оборудованными системами электронного документооборота, в модуль электронных направлений планируется ввести печать и систему ввода бумажных направлений. Также ведется работа над реализацией обмена данными с медицинскими центрами, городскими больницами.

Литература:

1. ГОСТ Р 52636–2006, Электронная история болезни. Общие положения.

2. Справочник хирурга поликлиники / М. П. Черенько. — Киев: Здоровья, 1990. — 301, [1] с.: ил.; 22 см.; ISBN 5–311–00540–8.

3. Сафронов М. Разработка веб-приложений в Yii 2. — М.: ДМК Пресс, 2015. — 392 с.: ил.



Задать вопрос