Правовые основы социального государства в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 03.06.2019

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Москвитин Ю. М. Правовые основы социального государства в РФ // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 335-337. — URL https://moluch.ru/archive/260/60034/ (дата обращения: 19.07.2019).



Ключевые слова: социальное государство, Россия, правовое государство, гражданское общество, ориентированная экономика, Российская Федерация, правовая основа.

Социальное государство — одна из широко распространенных в современных развитых странах концепция, согласно которой государство стремится обеспечить социально-экономическую стабильность через установление баланса и снижение остроты социального неравенства. Законодательно данный принцип был впервые закреплен в статье 20 Боннской Конституции ФРГ в 1949 году [3]. С тех пор примеру немцев последовали многие государства, в числе которых и Российская Федерация (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ [1]). Однако Россия при реализации этого конституционного принципа испытывает ряд проблем, которые не позволяют поставить нашу страну в один ряд с такими образцами сильного социального государства, как ФРГ, Япония или Скандинавские страны. Представляется, что немаловажную часть упомянутых трудностей составляют недостатки, обусловленные современной правовой системой России, не исполняющей все законодательно закрепленные меры по обеспечению социальной справедливости, а лишь их часть. Явление социального государства возможно для адекватной реализации на практике лишь совместно с правовым государством, являющимся его основой.

Чем же обусловлена данная связь между двумя моделями? Реализация правового государства неразрывно связана с закреплением прав человека и гражданина. К ним относятся, в первую очередь, право на участие в реализации власти, право на свободу слова, на частную жизнь и т. д. В п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 года говорится, что каждый человек имеет право на уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благополучия человека и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, нетрудоспособности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от индивида него обстоятельствам [2]. Рассуждая о социально-экономических правах также необходимо упомянуть право на труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых и т. п. Всеобщая декларация прав человека и другие источники международного права конституируют в том числе и базу для социального государства, а также обязывают (ч. 4 ст. 15 Конституции) государство на высшем уровне предоставить необходимый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства представляет собой совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституции Российской Федерации, Гражданском, Трудовом и иных кодексах, специальных законах и подзаконных актах, устанавливающих минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечении и т. д.

Современное социальное государство одновременно не может одновременно не быть правовым государством, поскольку провозглашение соответствующих прав и свобод, в первую очередь в социальной сфере, приводит к необходимости в их экономической реализации. Как уже было косвенно упомянуто, правовую основу социального государства в России составляют не только отечественное законодательство, но и определенные международные документы, например, пересмотренная Европейская социальная хартия, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Для объяснения проблем социального государства в современной России следует выделить основные условия существования данной модели в реальности. Одно из условий уже было рассмотрено — это наличие развитого правого государства. И это условие нарушается наиболее явным образом. Такой принцип правового государства, как разделение властей и институт ответственности власти практически отсутствует: в современной политико-правовой системе России наблюдается резкое усиление президентской власти [4, с. 39, 164], способствующее переход многих правовых институтов в разряд имитационных (как, например Правительство РФ, практически полностью определяемое Президентом). Сложившаяся ситуация концентрации власти в одних руках приводит к усилению, так называемых, «силовых» ведомств (Министерство внутренних дел, Национальная гвардия и т. п.), ресурсы для которых традиционно находят путем свертывания многих социальных программ, финансируемых государством. «Раздувать наш и так большой собес — тоже не выход», — заявлял действующий Президент РФ еще в далеком 2000 году [5, с. 162–178]. То есть, жертвами борьбы за власть в очередной раз стали рядовые граждане. В последние годы, немаловажную роль в сокращении социальных программ сыграли и наложенные на Россию экономические санкции, однако с учетом преодоления, так называемых, отрицательных темпов роста ВВП, начиная с 2017 года [6] можно утверждать, что данный вопрос больше не является релевантным оправданием для уменьшения социальной поддержки населения в силу нехватки бюджета.

Вторым условием существования социального государства представляется наличие в стране развитого гражданского общества. То есть, такая организация негосударственных структур, что государство становится способным и, более того, заинтересованным в проведении социально ориентированной политики. Главными чертами гражданского общества являются неполитический и негосударственный характер, противоречивость и альтернативность, то есть противопоставленность государству. Однако в России не создан «средний класс» собственников: основополагающий фактор сильного гражданского общества, а, следовательно, и социального государства. Подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности в период реформ 1990-х годов, что и обуславливает существенное неравенство доходов граждан. Так, в 2015 году показатель коэффициента Джини в России составлял 37,7, в то время как во Франции он был равен 29,5, в Швеции 24,9, в Германии 27,0 [7]. Все это приводит к неспособности гражданского общества адекватно выполнять свои функции, что находит отражение в лишь формальном наличии в России профсоюзов, не выполняющих предназначенных им функций на рынке труда. То есть, еще одна из основ социального государства находится в России в плачевном состоянии.

Третьим условием адекватного функционирования социального государства можно выделить существование социально ориентированной структуры экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в определенных стратегически важных областях народного хозяйства. Такая экономика должна обладать рядом существенных признаков, без которых она не может быть адекватно реализована. В первую очередь, это должна быть рыночная экономика, развивающаяся под определяющим воздействием закона спроса и предложения, как необходимое условие экономической эффективности. Кроме того, социально ориентированная экономика должна быть нацелена на достижение приличествующего уровня жизни населения страны его последующее и повышение. Это предполагает, что производство товаров и услуг для народного потребителя должно быть основой всего хозяйства. В таких условиях разные слои общества, обладающие неравными доходами, будут пользоваться неодинаковым ассортиментом и структурой материальных благ, но, в любом случае, государство обязано обеспечить гражданам право получать доход, зависящий от вклада соответствующего гражданина в народное хозяйство. Более того, должно поддерживаться безбедное существование тех членам социума, которые по разным причинам не могут участвовать в производстве (через пособия, пенсии и т. п.). Также, социально ориентированная экономика невозможна без непрерывного и устойчивого экономического роста, обеспечивающего возможность роста потребления произведенных товаров и услуг (как количественно, так и качественно), его увеличения без ощущения объективно неустранимых социальных потрясений и кризисов. Кроме уже упомянутого, социально ориентированная экономика предполагает разрешение проявившихся в обществе социальных противоречий не путем войны и революции, не через навязывание мнения большинства меньшинству (либо наоборот), а путем разрешения конфликта на основе диалога сторон и поиска соглашения, консенсуса, такого которое не влекло бы за собой уменьшение, накопленных ценой титанических усилий, производительных сил общества, к социальной апатии, падению трудовой и общественно-политической активности граждан, но позволяло бы найти оптимальное разрешение неизбежно возникающих противоречий общества. Наконец, социально ориентированная экономика предполагает демократический режим в государстве, который активно влиял бы на экономику путем тех или иных политико-правовых мер на протяжении всего экономического цикла (т. е. патернализм). Однако проблема демократичности режима стоит очень остро в России: демократические реформы 1990-х годов и многочисленные конфликты Президента в Федеральным Собранием привели к установлению, по факту, авторитарной формы правления при полном господстве исполнительной власти над законодательной, невозможности какого бы то ни было контроля гражданского общества над деятельностью власти на всех ее уровнях. В конце концов становится очевидно, что проблемы основ социального государства связаны в большей степени не с социально-экономическим фактором, а с политико-правовым.

Таким образом, Российская Федерация, провозглашенная в ст. 7 Конституции, как социальное государство, не вполне соответствует данному тезису. Основные три «столпа» социального государства: правовое государство, гражданское общество и социально ориентированная экономика находятся в плачевном состоянии в силу причин, имеющих правовую подоплеку. Гражданское общество не получило необходимого импульса к развитию в период «шоковой терапии», поскольку не была сформирован его актив — средний класс, так как приватизация прошла в пользу очень узкого круга лиц, так называемых «олигархов». Правовое государство в России сформировано не было: дефект закрепленной в Конституции системы сдержек и противовесов в сочетании с иногда иррациональными решениями Конституционного Суда РФ допустили дисбаланс в системе разделения властей в пользу Президента. Дефективность правового государства и гражданского общества, в свою очередь, не позволяют в полной мере реализоваться демократическому режиму, закрепленному в ст. 1 Конституции. Данные нарушения представляются преодолимыми лишь в случае проведения соответствующих правовых преобразований, поскольку проблема каждого упомянутого социального института кроется в несовершенстве его правового регулирования.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. — 10 декабря 1998 г
  3. Источник — Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю. П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 181–234
  4. Российская система власти: треугольник с одним углом / М. А. Краснов, И. Г. Шаблинский. — М.: Институт права и публичной политики, 2008. — 196 с.
  5. Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2008. — 1008 с.
  6. Национальные счета // Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения: 25.05.2019).
  7. The World Factbook // Central Intelligece Agency URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2172.html (дата обращения: 25.05.2019).


Задать вопрос