Личный кабинет налогоплательщика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 02.06.2019

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Стрейкмане Л. Р. Личный кабинет налогоплательщика // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 365-366. — URL https://moluch.ru/archive/260/60032/ (дата обращения: 19.07.2019).



С течением времени интернет-технологии всё больше проникают в нашу жизнь, становясь неотъемлемой её частью. Отвечая вызовам времени и цифровизации, Федеральная налоговая служба России (далее — ФНС) внедряет и популяризирует способы удалённого получения услуг, в числе которых личный кабинет налогоплательщика (далее — ЛКН) — сервис, позволяющий налогоплательщикам и налоговым органам реализовывать их налоговые права и обязанности.

Истоком создания ЛКН можно назвать введённый Приказом ФНС от 13.11.2009 г. № ММ-7–6/552@ интернет-сервис «Система информирования налогоплательщиков о задолженности» [1], который стал первым этапом реализации задачи «Личный кабинет налогоплательщика». Данная система позволяла налогоплательщику физическому лицу узнавать информацию об имеющихся или отсутствующих у него задолженностях по имущественным налогам: налогу на имущество, транспортному налогу и земельному налогу. В случае наличия задолженности предоставлялась возможность распечатать платёжные документы, чтобы оплатить их через отделение банка или отделение почтовой связи. В настоящее время данный документ отменён и сервис не действует [2].

Прототипом существующего ЛКН стал «Личный кабинет налогоплательщика для физического лица», введённый Приказом ФНС России от 14.10.2011 № ММВ-7–6/647@ в рамках реализации второго этапа задачи. К 2019 году сервис претерпел большое количество изменений, связанных с его совершенствованием: это создание ЛКН для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечение доступа к ресурсу с мобильных устройств, возможность вернуть переплаты в бюджет на личный счёт, внедрение «умного сервиса», в котором приведён перечень наиболее распространённых жизненных ситуаций, связанных с уплатой налогов, а также инструкции по их разрешению. Последние изменения были внесены в ноябре 2018 года и касались порядка ведения ЛКН [3].

Законодательно ЛКН был введён 04 ноября 2014 года в статье 11.2 НК РФ. Однако официально статус закреплён только за ЛКН физического лица, что несколько ограничивает возможности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, например, в плане подачи отчётности через ЛКН. Однако данное действие указанные субъекты могут осуществить, пользуясь Интернет-сайтом ФНС России.

Спектр возможностей ЛКН многообразен. Благодаря сервису можно узнавать об имеющихся задолженностях и переплатах по налогам и сборам, обращаться в налоговую инспекцию без её личного посещения, производить безналичную оплату или формировать квитанцию с последующей оплатой через почтовое отделение или отделение банка. Используя сервис, можно записаться на личный приём в ИФНС. Предусмотрено большое количество действий с объектами налогообложения: подача заявления о предоставлении льготы, сообщение об имуществе, не принадлежащем налогоплательщику на праве собственности, и напротив, об отсутствующем в ЛКН объекте.

Несмотря на все преимущества ЛКН, есть, на мой взгляд, существенный недостаток, который связан не столько с самим сервисом, сколько с развитием информационных технологий на отдельных территориях России — это необеспеченность интернетом, в частности сёл и деревень. Так, по данным исследовательской компании GFK-Русь, к началу 2019 года доступ к интернету имело 75,4 % населения [4]. Однако пока наличие у налогоплательщика ЛКН не является обязательным, указанная проблема не требует незамедлительного принятия мер по её разрешению.

Помимо этого, могут возникнуть недоразумения с информацией об объектах налогообложения. Поскольку данные сведения налоговые органы получают от регистрирующих органов, например, сведения об объектах недвижимости и о земельных участках — из Росреестра, о транспортных средствах — от ГИБДД, случается так, что указанные органы передают информацию либо несвоевременно, либо ошибочно. В таком случае для разрешения проблемы пользователь при обнаружении расхождений может через ЛКН заполнить форму и направить её в инспекцию: сотрудники направят необходимые запросы и при получении подтверждения о наличии ошибки произведут перерасчёт сумм, которые могли быть излишне уплачены или наоборот повлекли образование задолженности.

ЛКН постоянно совершенствуется: это касается и регулярного упрощения интерфейса, и добавления большей информации по налогам и сборам, и расширения возможностей налогоплательщика. Так, в ближайшей перспективе планируется добавить данные о страховых взносах (в настоящее время они не отображаются). В интернет-интервью 2017 года [5] начальник Управления ИТ ФНС России Т. В. Матвеева отметила, что ЛКН является самым перспективным и востребованным сервисом ФНС.

В заключение нужно отметить, что самым главным преимуществом является то, что, автоматизируя процесс начисления и уплаты налогов и сборов, ФНС позволяет избежать ошибок, вызванных человеческим фактором, а также минимизирует необходимость физического присутствия в инспекции ФНС.

Литература:

  1. Приказ ФНС РФ от 13.11.2009 n ММ-7–6/552@ «О внедрении в промышленную эксплуатацию программного обеспечения Интернет-сервиса «Система информирования налогоплательщиков о задолженности» в рамках реализации 1 этапа задачи «Личный кабинет налогоплательщика» // СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/6734969/ (дата обращения: 29.04.2019).
  2. Приказ ФНС от 27 октября 2014 г. N ММВ-7–6/552@ «Об отмене приказа Федеральной налоговой службы от 13.11.2009 N ММ-7–6/552@» // СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/70776100/ (дата обращения: 29.04.2019).
  3. Приказ ФНС России от 06.11.2018 N ММВ-7–19/627@ «О внесении изменений в порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 22.08.2017 N ММВ-7–17/617@» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2018 N 52839) // Налоги и право. URL: https://nalogcodex.ru/Prikazy-Minfina-i-FNS/Prikaz-FNS-Rossii-ot-06.11.2018-N-MMV-7–19_627_/ (дата обращения: 29.04.2019).
  4. Интернет-доступ. Рынок России и СНГ // TADVISER Государство. Бизнес. ИТ. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Интернет-доступ_(рынок_России) (дата обращения: 30.04.2019).
  5. Интернет-интервью с Т. В. Матвеевой, начальником Управления информационных технологий ФНС России: «Личный кабинет налогоплательщика и другие интернет-сервисы ФНС России» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/law/interview/matveeva2/ (дата обращения: 30.04.2019).
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 29.04.2019).


Задать вопрос