Экзистенциализм о существовании человека в мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 04.06.2019

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Пазухина А. П. Экзистенциализм о существовании человека в мире // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 670-671. — URL https://moluch.ru/archive/260/60030/ (дата обращения: 18.07.2019).



Экзистенциализм возникает в 20 веке, в период общей беспокойности и войн, и отражает самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Данное философское течение отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности.

Одна из главных установок экзистенциализма — это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческой жизни. Человек ничем не определяется: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование.

Основная установка экзистенциализма — существование предшествует сущности, т. е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. Он есть не что иное, как проект самого себя и представляет собой лишь то, что сам из себя делает. Человек не только создает себя и свою жизнь, но и ответственность за нее несет он тоже только сам. Ведь поскольку существование предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдаёт каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Человек тотально свободен, он обречен на свободу — свободу выбора себя и мира. Свобода является основанием его бытия.

Но по мнению экзистенциалистов человек ответствен не только за себя. Он несет ответственность за всех людей. Выбирая за себя, он выбирает за всех людей. Поскольку свои поступком он утверждает ценность того, что выбирает. Это накладывает на него обязательства никогда не выбирать зло, но стараться выбирать благо. Благо для себя — которое станет благом для других, тех, кто последует его примеру. Таким образом, каждый человек фактически становится лицом своей эпохи и, значит, на нем лежит огромная ответственность, которая распространяется на все человечество.

Разберем основные определения человеческой экзистенции (существования) — тревога, ответственность, заброшенность, свобода, отчаяние, смерть. Во-первых, что понимается под тревогой. Человек постоянно подвержен сомнению и у него нет никаких гарантий. Он точно не знает, может ли доверять тому, что видит, слышит, чувствует и знает. Правда ли, что со мной говорит Бог или это следствие патологического состояния? Чувство глубокой ответственности за всё человечество вызывает и глубокую тревогу: могу ли я действовать так, чтобы человечество брало пример с меня?

Термином «заброшенность» экзистенциалисты напоминают о том, что бога нет и что отсюда необходимо сделать все выводы. Человек покинут и оставлен один, у него нет опоры ни внутри, ни снаружи. Отсутствие бога позволяет говорить об отсутствии моральных ценностей или каких-либо предписаний, оправдывающих или извиняющих наши поступки. Человек свободен и одинок.

Отчаяние означает необходимость принять, что в мире очень малое зависит от нашей воли. В большинстве случаев мы можем только надеяться на хороший результат, но всегда должны помнить, что есть вероятность, что все пойдет по трагичному пути, а мы ничего не сможем изменить. Вы можете надеяться на встречу со своим другом завтра вечером, но вы не властны над его судьбой. Он может не прийти, потому что заболеет или попадет в аварию. Вы не можете знать это заранее и как-то предотвратить. Вы можете полагаться на возможность лишь в той мере, в которой она зависит от вас самих. Есть вещи, на которые мы не можем повлиять, и тогда мы лишь вынуждены приспосабливаться к миру. Это значит — действовать без надежды.

Термин свободы позволяет понять, что поскольку человек создает себя сам, он свободен в выборе своего пути. Он может стать кем угодно и делать, что угодно. Нет бога над ним, он может не связывать себя нормами морали и преступать закон, но он должен помнить, что никто, возможно, не вступиться за него, он одинок.

Говоря об ответственности, экзистенциалисты не напоминают человеку, что он всё же не может полностью расслабиться. Так как он является образом эпохи, он должен стараться не упасть в грязь лицом, следить за собой и постоянно анализировать свои поступки: являются ли они достойными.

Теперь перейдем к смерти. Жизнь конечна и все это знаю, но немногие желают помнить об этом. Экзистенциалисты полагают, что недостойно убегать от осознания своей смертности, необходимо ценить то, что напоминает о суетности жизни. Ярче всего осознать это человек может в тех ситуациях, когда он находится перед лицом смерти, в так называемых «пограничном состоянии».

Таким образом, экзистенциализм утверждает, что человек насильно заброшен в мир и оставлен без каких-либо ориентиров. Ему не на что опереться, он полностью свободен в своем выборе, но это не дает ему права на бессмысленные метания. Экзистенциалисты призывают его воспользоваться своей свободой и сделать свой собственный выбор. Потому что у его жизни не будет иного смысла кроме того, который он сам изберет. Но человек должен помнить, что несет ответственность не только за то, кем является, но и за всех остальных людей. Выбирая себя, он выбирает человеческое существо как таковое.

Литература:

  1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. лит., 1953–292 с.


Задать вопрос