Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста в образовательных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 02.06.2019

Статья просмотрена: 932 раза

Библиографическое описание:

Мосоха, М. А. Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста в образовательных организациях / М. А. Мосоха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/260/60012/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры младших школьников, неумению детьми работать с информацией, обрабатывать ее. Показано, что в рамках современного общества данное умение необходимо. Выявлены задачи для школы по борьбе с представленной проблемой.

Ключевые слова: начальное общее образование, информационная культура, информационная неразборчивость, информационная этика, младший школьник, информация.

В современном информационном обществе человеку приходится сталкиваться с большими объемами информации, работа с которыми подразумевает наличие определенных умений. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [1] в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. В метапредметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования — это поиск, сбор, обработка, анализ, организация, передача, интерпретация информации, в том числе и ввод текста при помощи клавиатуры, запись в цифровой форме, анализ графической, звуковой информации и соблюдение норм информационной этики. В предметных результатах — это умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Навык работы с информацией формируется у ребенка каждый день на уроках по предметам, во внеурочной деятельности, в кружках и применяется при выполнении домашнего задания, предполагает активные действия по поиску, обработке и организации информации.

Когда младший школьник сталкивается с информационной средой, то часто возникают трудности, которые препятствуют эффективной работе в этой среде, что естественно сказывается и на их обучении. Как правило, это информационная неразборчивость и информационные перегрузки. Современные дети в своей досуговой или познавательной деятельности ежедневно получают различного вида информацию, поступающую к ним через телефоны, компьютеры, телевидение, радио и другие различные средства массовой информации, то есть они обладают большей информационной свободой, чем дети предыдущих поколений, их информационный мир складывается гораздо раньше и быстрее. Но зачастую, данного вида взаимодействие остается бесконтрольным со стороны взрослых, а сами дети в возрасте 6–10 лет не всегда правильно могут анализировать и структурировать информацию из-за отсутствия ее критического восприятия. Притом отсутствие контроля не всегда связано с безответственностью или отсутствием времени у взрослых, а как раз с увеличением дистанции между поколениями, и как следствие, неготовностью к воспитанию в новых условиях.

Современная информационная среда не только предоставляет новые возможности для развития личности, но и является источником социальных рисков, может оказывать негативное влияние на личностное развитие детей, иногда становится опасной для их жизни, здоровья, духовно-нравственного и физического развития. Таким образом, становится проблема и нравственного воспитания школьника, как члена информационного общества, когда действие и его результат могут быть значительно отдалены друг от друга. Именно возможность отдаленного воздействия приводит к таким последствиям, как взлом информационных баз, личных страниц, кража персональных данных, которые приводят к попыткам суицида уже в столь раннем возрасте. Очень часто виновниками этих действий становятся дети, которые воспринимают происходящее как компьютерную игру и не понимают последствий своих действий.

Современному учителю начальных классов необходимо привить младшим школьникам информационные вкусы и нормы информационной этики, помочь побороться с информационной неразборчивостью и истребить информационные перегрузки.

В связи с этим, актуальным становится необходимость сформировать у младшего школьника «информационную культуру», которая выражается в потребности в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.

Важнейшей задачей школы является обеспечение качественного образования для всех детей. Независимо от того, с какими задатками и способностями дети рождаются, они должны получить возможность максимально реализовать свои потребности, развить способности, стать полноценными и счастливыми членами общества. Когда стало ясно, что объем информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности современного человека столь велик, что переработать его невозможно, что способность усваивать и перерабатывать необходимые сведения должна развиваться в течение всей жизни, то основным показателем качественного образования стала не способность запоминать, а умение находить необходимую информацию. То есть важнейшим показателем качества образования стала сформированность информационной культуры личности.

Современные представления об информационной культуре детей младшего школьного возраста сложились в результате становления информационного общества и воздействия процессов информатизации на сферу образования.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. –М.: Просвещение, 2009.
  2. Лободенко Л. К. Структурно — функциональный анализ информационной культуры личности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2005. № 1(7). С.92–102.
  3. Борисова Т. В. Воспитание информационной культуры младших школьников // Вестник ТГПУ. 2013. № 13. С. 207–209.
Основные термины (генерируются автоматически): начальное общее образование, информационная неразборчивость, информационная этика, младший школьник, информационная культура, информационное общество, информация, качественное образование, основная образовательная программа, ребенок.


Похожие статьи

Формирование информационной культуры младших школьников

В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные способы ее получения, то есть быть информационно грамотной личностью.

Роль образования в формировании информационной культуры...

Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой...

Необходимость в формировании информационной культуры...

Как видим, значение информационной культуры в современном обществе велико, а особенно для подросткового поколения. Информационная культура дает уверенность в себе, в завтрашнем дне; открывает возможность более успешной самореализации, развивает...

Информационная компетентность как планируемый результат...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной

Под информационной компетентностью учащихся младших классов, мы понимаем

Другими словами, информационная компетентность — это свойство личности...

Информационная подготовка подрастающего поколения...

Основные термины (генерируются автоматически): информационная культура, знание, школьная библиотека, информационная культура личности, информационная подготовка учащихся, учреждение, формирование, информационное образование, информационная...

Новое содержание информатики для новой начальной школы

Проанализированы тенденции начального общего образования и их взаимосвязь с

Основные термины (генерируются автоматически): начальное образование, начальная школа, текст

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках...

Формирование информационной культуры на уроках...

Состояние культуры общества всегда являлось отражением его развития в духовной, социальной, экономической, политической сферах. Однако за последнее десятилетие отношение к культуре в современном обществе кардинально изменились...

Организация дополнительного образования учащихся 7-8 классов...

Информационная культура и образовательное-воспитательное пространство Интернета. Информационная культура в условиях

Ключевые слова: информационная безопасность, безопасность образовательного учреждения, защита детей от негативной информации.

Использование современных информационных технологий...

В настоящее время большое внимание уделяется использованию информационных технологий в образовательном процессе. В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество.

Похожие статьи

Формирование информационной культуры младших школьников

В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные способы ее получения, то есть быть информационно грамотной личностью.

Роль образования в формировании информационной культуры...

Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой...

Необходимость в формировании информационной культуры...

Как видим, значение информационной культуры в современном обществе велико, а особенно для подросткового поколения. Информационная культура дает уверенность в себе, в завтрашнем дне; открывает возможность более успешной самореализации, развивает...

Информационная компетентность как планируемый результат...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной

Под информационной компетентностью учащихся младших классов, мы понимаем

Другими словами, информационная компетентность — это свойство личности...

Информационная подготовка подрастающего поколения...

Основные термины (генерируются автоматически): информационная культура, знание, школьная библиотека, информационная культура личности, информационная подготовка учащихся, учреждение, формирование, информационное образование, информационная...

Новое содержание информатики для новой начальной школы

Проанализированы тенденции начального общего образования и их взаимосвязь с

Основные термины (генерируются автоматически): начальное образование, начальная школа, текст

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках...

Формирование информационной культуры на уроках...

Состояние культуры общества всегда являлось отражением его развития в духовной, социальной, экономической, политической сферах. Однако за последнее десятилетие отношение к культуре в современном обществе кардинально изменились...

Организация дополнительного образования учащихся 7-8 классов...

Информационная культура и образовательное-воспитательное пространство Интернета. Информационная культура в условиях

Ключевые слова: информационная безопасность, безопасность образовательного учреждения, защита детей от негативной информации.

Использование современных информационных технологий...

В настоящее время большое внимание уделяется использованию информационных технологий в образовательном процессе. В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество.

Задать вопрос