Деятельность Роскомнадзора по обеспечению безопасности пользователей сети Интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 03.06.2019

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Унукович А. С. Деятельность Роскомнадзора по обеспечению безопасности пользователей сети Интернет // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 370-372. — URL https://moluch.ru/archive/260/59998/ (дата обращения: 19.07.2019).



В статье рассмотрена деятельность Роскомнадзора, направленная на обеспечение безопасности в сети Интернет и предупреждение преступлений в сфере компьютерной информации.

Большая скорость распространения информации посредством сети Интернет и огромный охват аудитории предоставляет широкие возможности для использования этого канала связи для ведения деструктивной деятельности в отношении пользователей всемирной паутины. В настоящее время многим пользователям сети Интернет самостоятельно обеспечить личную кибербезопасность теоретически могут, но это требует слишком многих умений и ресурсов, обычному посетителю Сети человеку просто недоступных. Поэтому совершенно логичным выглядит делегирование государству обязанности защищать граждан — пользователей Интернет.

В России этим занимается Федеральная Служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — Роскомнадзор [1]. В состав Роскомнадзора включено десять управлений центрального аппарата, задействованных по основным направлениям деятельности службы. Общее число территориальных органов Роскомнадзора, осуществляющих лицензионные и контрольно-надзорные полномочия по федеральным округам, областям, республикам и краям составляет семьдесят пять. При Роскомнадзоре также действует ряд координационных и совещательных органов.

Роскомнадзор представлен собственным официальным сайтом в глобальной сети Интернет, а также имеет собственные официальные страницы в некоторых социальных сетях, в числе которых представлены ВКонтакте, Facebook, Twitter и ряд других. Официальный сайт Роскомнадзора располагает несколькими крупными блоками информации, посвящёнными массовым коммуникациям, связи, персональным данным пользователей, информационным технологиям и государственным услугам.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1101 [2] в ведении Роскомнадзора находится Единый реестр доменных имён — автоматизированная информационная система ведения и использования базы данных о сайтах, содержащих запрещённую к распространению в России информацию. Приказом Роскомнадзора № 84, МВД России № 292, Роспотребнадзора № 351, ФНС России ММВ-7–2/461 утверждены критерии оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет в Единый реестр запрещенных сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Досудебное закрытие сайтов возможно после решения федерального органа при наличии: детской порнографии или объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей в мероприятиях порнографического характера; информации об изготовлении и распространении наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров; информации о способах совершения суицида, а также призывов к его совершению; информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате преступлений; информации, распространение которой запрещено решением суда (онлайн-казино, экстремистские материалы, торговля поддельными дипломами и т. д.). Провайдеры хостинга обязаны незамедлительно (ранее в течение суток) информировать владельцев сайтов о решении Роскомнадзора включении в Единый реестр. После получения уведомления владелец сайта должен незамедлительно удалить запрещённую страницу. Если этого не случилось, провайдер должен в течение суток принять меры по ограничению доступа к запрещённой странице. В настоящее время Единый реестр запрещенных сайтов является наиболее полным: в него заносятся все данные, поступающие из различных государственных структур. Кроме этого, любой гражданин имеет право ознакомиться с имеющимися сведениями на сайте ведомства, а также направить свои замечания и заявления.

В соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минкомсвязи России № 81 [3], основаниемкпроведению Роскомнадзором мероприятий по контролю (надзору) в сети «Интернет» за информацией, причиняющей в соответствии с законодательством страны вред здоровью и (или) развитию несовершеннолетних являются обращение, поступившее в федеральное подразделение от физических или юридических лиц. К такому обращению должно быть приложено экспертное заключение, составленное по результатам проведения экспертизы информационной продукции и содержащее выводы о наличии в ней сведений, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Специалистами Роскомнадзора в целях помощи родителям в вопросах безопасного пользования их детьми Интернетом создано ряд сайтов, на которых размещена информация о наиболее эффективных способах защиты детей от нежелательного контента — различных программах контроля над поведением несовершеннолетних в сети.

В 2017 по инициативе году Роскомнадзора создана Экспертная комиссия по вопросам признания информации запрещенной к распространению на территории России. Цель работы Комиссии — коллегиальное рассмотрение наиболее сложных случаев. В состав Комиссии входят 14 человек, в том числе представители МВД России, Роскомнадзора, Роспотребнадзора, ФНС России, Rambler&Co, ООО «Мэйл.Ру», Управления Президента РФ, ассоциации «Русский щит» и др.

Роскомнадзор и Координационный центр (КЦ) национального домена сети Интернет заключили Соглашение о сотрудничестве в области содействия предотвращению и устранению нарушений, а также повышения безопасности и защиты информации в сети Интернет. В рамках соглашения Роскомнадзор и КЦ будут обмениваться информацией с целью обеспечения информационной безопасности, препятствования распространению противозаконного контента, борьбы с киберпреступностью. Роскомнадзор, в частности, будет передавать Координационному центру сведения о сайтах, которые включены или планируются к включению в Единый реестр запрещенных сайтов. КЦ, со своей стороны, обеспечит координацию действий сторон по разработке эффективных методов борьбы с распространением противоправной информации в сети Интернет в юрисдикции Российской Федерации. Взаимодействие Роскомнадзора с Координационным центром дает возможность более оперативно взаимодействовать с администраторами сайтов, что при их доброй воле позволит избежать значительной части блокировок интернет-ресурсов.

В целях ограничения доступа к информации в сети Интернет, обрабатываемой с нарушением законодательства страны в области персональных данных, создастся автоматизированная информационная система «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных». Создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляет Роскомнадзор. Основанием для включения в реестр нарушителей информации является вступивший в законную силу судебный акт. Роскомнадзором на регулярной основе осуществляются меры по выявлению интернет-сайтов, незаконно распространяющих персональные данные пользователей Сети.

Роскомнадзором в целях реализации положений статьи 15.8 Федерального закона РФ № 149-ФЗ [4] разработана федеральная государственная информационная система информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен (далее — ФГИС). Подключение к ФГИС VPN-сервисов инициирует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а операторов поисковых систем — Роскомнадзор.

В ведении Роскомнадзора находится ФГУП «Научно-технический центр «Информрегистр», занимающийся научными исследованиями и мониторингом состояния и развития российского информационного пространства.

Официальный сайт в Роскомнадзора является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан, общественных объединений и юридических лиц по фактам наличия в сети Интернет запрещенной информации. Работа с обращениями физических и юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральный закон РФ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ [5] «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Обращения в соответствии с действующим законодательством могут быть направлены в управления Роскомнадзора, к непосредственному ведению которых относится разрешение поставленных в обращениях вопросов.

Роскомнадзор в деятельности по обеспечению безопасности пользователей сети Интернет активно взаимодействует с общественными формированиями. Так, при активном участии членов неправительственной организации — Лига безопасного Интернета создан и активно пополняется Единый реестр сайтов с запрещенной к распространению на территории страны информации, находящийся в ведении Роскомнадзора.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»)» от 16 марта 2009 года № 228: в ред. постановления Правительства РФ от 25 сентября 2018 года № 1138) // СЗ РФ. 2009. № 12, ст. 1431.
  2. Постановление Правительства РФ «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» от 26 октября 2012 года № 1101: в ред. постановления Правительства РФ от 5 июня 2018 года № 651 // СЗ РФ. 2012. № 44, ст. 6044.
  3. Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» от 10 апреля 2013 года № 81 (в ред. от 24 ноября 2014 года) // Российская газета. 2013. № 258.
  4. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ: в ред. Федерального закона от 18 декабря 2018 года № 472-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31(1 ч.), ст. 3448.
  5. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ: в ред. Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 528-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19, ст. 2060.


Задать вопрос