Деятельность Роскомнадзора по обеспечению безопасности пользователей сети Интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 03.06.2019

Статья просмотрена: 963 раза

Библиографическое описание:

Унукович, А. С. Деятельность Роскомнадзора по обеспечению безопасности пользователей сети Интернет / А. С. Унукович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 370-372. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59998/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассмотрена деятельность Роскомнадзора, направленная на обеспечение безопасности в сети Интернет и предупреждение преступлений в сфере компьютерной информации.

Большая скорость распространения информации посредством сети Интернет и огромный охват аудитории предоставляет широкие возможности для использования этого канала связи для ведения деструктивной деятельности в отношении пользователей всемирной паутины. В настоящее время многим пользователям сети Интернет самостоятельно обеспечить личную кибербезопасность теоретически могут, но это требует слишком многих умений и ресурсов, обычному посетителю Сети человеку просто недоступных. Поэтому совершенно логичным выглядит делегирование государству обязанности защищать граждан — пользователей Интернет.

В России этим занимается Федеральная Служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — Роскомнадзор [1]. В состав Роскомнадзора включено десять управлений центрального аппарата, задействованных по основным направлениям деятельности службы. Общее число территориальных органов Роскомнадзора, осуществляющих лицензионные и контрольно-надзорные полномочия по федеральным округам, областям, республикам и краям составляет семьдесят пять. При Роскомнадзоре также действует ряд координационных и совещательных органов.

Роскомнадзор представлен собственным официальным сайтом в глобальной сети Интернет, а также имеет собственные официальные страницы в некоторых социальных сетях, в числе которых представлены ВКонтакте, Facebook, Twitter и ряд других. Официальный сайт Роскомнадзора располагает несколькими крупными блоками информации, посвящёнными массовым коммуникациям, связи, персональным данным пользователей, информационным технологиям и государственным услугам.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1101 [2] в ведении Роскомнадзора находится Единый реестр доменных имён — автоматизированная информационная система ведения и использования базы данных о сайтах, содержащих запрещённую к распространению в России информацию. Приказом Роскомнадзора № 84, МВД России № 292, Роспотребнадзора № 351, ФНС России ММВ-7–2/461 утверждены критерии оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет в Единый реестр запрещенных сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Досудебное закрытие сайтов возможно после решения федерального органа при наличии: детской порнографии или объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей в мероприятиях порнографического характера; информации об изготовлении и распространении наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров; информации о способах совершения суицида, а также призывов к его совершению; информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате преступлений; информации, распространение которой запрещено решением суда (онлайн-казино, экстремистские материалы, торговля поддельными дипломами и т. д.). Провайдеры хостинга обязаны незамедлительно (ранее в течение суток) информировать владельцев сайтов о решении Роскомнадзора включении в Единый реестр. После получения уведомления владелец сайта должен незамедлительно удалить запрещённую страницу. Если этого не случилось, провайдер должен в течение суток принять меры по ограничению доступа к запрещённой странице. В настоящее время Единый реестр запрещенных сайтов является наиболее полным: в него заносятся все данные, поступающие из различных государственных структур. Кроме этого, любой гражданин имеет право ознакомиться с имеющимися сведениями на сайте ведомства, а также направить свои замечания и заявления.

В соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минкомсвязи России № 81 [3], основаниемкпроведению Роскомнадзором мероприятий по контролю (надзору) в сети «Интернет» за информацией, причиняющей в соответствии с законодательством страны вред здоровью и (или) развитию несовершеннолетних являются обращение, поступившее в федеральное подразделение от физических или юридических лиц. К такому обращению должно быть приложено экспертное заключение, составленное по результатам проведения экспертизы информационной продукции и содержащее выводы о наличии в ней сведений, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Специалистами Роскомнадзора в целях помощи родителям в вопросах безопасного пользования их детьми Интернетом создано ряд сайтов, на которых размещена информация о наиболее эффективных способах защиты детей от нежелательного контента — различных программах контроля над поведением несовершеннолетних в сети.

В 2017 по инициативе году Роскомнадзора создана Экспертная комиссия по вопросам признания информации запрещенной к распространению на территории России. Цель работы Комиссии — коллегиальное рассмотрение наиболее сложных случаев. В состав Комиссии входят 14 человек, в том числе представители МВД России, Роскомнадзора, Роспотребнадзора, ФНС России, Rambler&Co, ООО «Мэйл.Ру», Управления Президента РФ, ассоциации «Русский щит» и др.

Роскомнадзор и Координационный центр (КЦ) национального домена сети Интернет заключили Соглашение о сотрудничестве в области содействия предотвращению и устранению нарушений, а также повышения безопасности и защиты информации в сети Интернет. В рамках соглашения Роскомнадзор и КЦ будут обмениваться информацией с целью обеспечения информационной безопасности, препятствования распространению противозаконного контента, борьбы с киберпреступностью. Роскомнадзор, в частности, будет передавать Координационному центру сведения о сайтах, которые включены или планируются к включению в Единый реестр запрещенных сайтов. КЦ, со своей стороны, обеспечит координацию действий сторон по разработке эффективных методов борьбы с распространением противоправной информации в сети Интернет в юрисдикции Российской Федерации. Взаимодействие Роскомнадзора с Координационным центром дает возможность более оперативно взаимодействовать с администраторами сайтов, что при их доброй воле позволит избежать значительной части блокировок интернет-ресурсов.

В целях ограничения доступа к информации в сети Интернет, обрабатываемой с нарушением законодательства страны в области персональных данных, создастся автоматизированная информационная система «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных». Создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляет Роскомнадзор. Основанием для включения в реестр нарушителей информации является вступивший в законную силу судебный акт. Роскомнадзором на регулярной основе осуществляются меры по выявлению интернет-сайтов, незаконно распространяющих персональные данные пользователей Сети.

Роскомнадзором в целях реализации положений статьи 15.8 Федерального закона РФ № 149-ФЗ [4] разработана федеральная государственная информационная система информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен (далее — ФГИС). Подключение к ФГИС VPN-сервисов инициирует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а операторов поисковых систем — Роскомнадзор.

В ведении Роскомнадзора находится ФГУП «Научно-технический центр «Информрегистр», занимающийся научными исследованиями и мониторингом состояния и развития российского информационного пространства.

Официальный сайт в Роскомнадзора является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан, общественных объединений и юридических лиц по фактам наличия в сети Интернет запрещенной информации. Работа с обращениями физических и юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральный закон РФ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ [5] «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Обращения в соответствии с действующим законодательством могут быть направлены в управления Роскомнадзора, к непосредственному ведению которых относится разрешение поставленных в обращениях вопросов.

Роскомнадзор в деятельности по обеспечению безопасности пользователей сети Интернет активно взаимодействует с общественными формированиями. Так, при активном участии членов неправительственной организации — Лига безопасного Интернета создан и активно пополняется Единый реестр сайтов с запрещенной к распространению на территории страны информации, находящийся в ведении Роскомнадзора.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»)» от 16 марта 2009 года № 228: в ред. постановления Правительства РФ от 25 сентября 2018 года № 1138) // СЗ РФ. 2009. № 12, ст. 1431.
  2. Постановление Правительства РФ «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» от 26 октября 2012 года № 1101: в ред. постановления Правительства РФ от 5 июня 2018 года № 651 // СЗ РФ. 2012. № 44, ст. 6044.
  3. Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» от 10 апреля 2013 года № 81 (в ред. от 24 ноября 2014 года) // Российская газета. 2013. № 258.
  4. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ: в ред. Федерального закона от 18 декабря 2018 года № 472-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31(1 ч.), ст. 3448.
  5. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ: в ред. Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 528-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19, ст. 2060.
Основные термины (генерируются автоматически): Единый реестр, Интернет, Российская Федерация, сеть, Россия, автоматизированная информационная система, Координационный центр, официальный сайт, РФ, ФНС России.


Похожие статьи

Электронные сервисы налоговых органов Российской Федерации

На сегодняшний день налоговые органы Российской федерации имеют в распоряжении одну из наиболее распространенных информационных систем в стране. Цели ее создания и направления работы в настоящее время заключаются в следующем

Актуальность создания Федеральной государственной...

Актуальность создания Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра недвижимости.

На данный момент процедура кадастрового учета проводится в Автоматизированной информационной системе государственного кадастра...

Официальный сайт Единой информационной системы...

Единая информационная система в сфере закупок (единая информационная система) — совокупность информации, содержащейся в базах данных

Автоматизированная информационная система единого реестра контрактов и торгов представлена на рисунке 1.

Проблемные вопросы единой информационной системы...

Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте Единой

До введения в работу Единой информационной системы в сфере закупок, всю информацию о закупках содержал Официальный сайт Российской...

Внедрение информационных технологий в систему налогового...

Российская Федерация, налоговая нагрузка, доход, налог, консолидированный бюджет, Россия, федеральный бюджет, бюджетная система, налоговая система, уплата налогов. Влияние уровня налогового бремени на экономическую... Федеральные налоги как источник...

Предоставление электронных государственных услуг в Республике...

Координационный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) по развитию информационного общества

Предоставление через Интернет гражданам информационных услуг в удобной и

Сайт ведется на русском и якутском языках, есть версия для слабовидящих.

Модернизация налоговых органов в рамках совершенствования...

Также ФНС России непрерывно совершенствует онлайн-сервисы на сайтах налоговых органов и активно внедряет практику электронного взаимодействия с налогоплательщиками. С целью снижения объема бумажного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми...

О специфике предоставления публичных услуг в электронном виде

Федеральная государственная информационная система «Федеральный портал

Разработка базы данных для автоматизированной информационной системы «Учет оказания услуг в

многофункциональный центр, услуга, Российская Федерация, предоставление...

Информационные системы электронного развития...

Электронное взаимодействие государственных организаций и ведомств между собой, с бизнесом и гражданами, а также обеспечение доступности и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме на сегодняшний день...

Похожие статьи

Электронные сервисы налоговых органов Российской Федерации

На сегодняшний день налоговые органы Российской федерации имеют в распоряжении одну из наиболее распространенных информационных систем в стране. Цели ее создания и направления работы в настоящее время заключаются в следующем

Актуальность создания Федеральной государственной...

Актуальность создания Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра недвижимости.

На данный момент процедура кадастрового учета проводится в Автоматизированной информационной системе государственного кадастра...

Официальный сайт Единой информационной системы...

Единая информационная система в сфере закупок (единая информационная система) — совокупность информации, содержащейся в базах данных

Автоматизированная информационная система единого реестра контрактов и торгов представлена на рисунке 1.

Проблемные вопросы единой информационной системы...

Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте Единой

До введения в работу Единой информационной системы в сфере закупок, всю информацию о закупках содержал Официальный сайт Российской...

Внедрение информационных технологий в систему налогового...

Российская Федерация, налоговая нагрузка, доход, налог, консолидированный бюджет, Россия, федеральный бюджет, бюджетная система, налоговая система, уплата налогов. Влияние уровня налогового бремени на экономическую... Федеральные налоги как источник...

Предоставление электронных государственных услуг в Республике...

Координационный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) по развитию информационного общества

Предоставление через Интернет гражданам информационных услуг в удобной и

Сайт ведется на русском и якутском языках, есть версия для слабовидящих.

Модернизация налоговых органов в рамках совершенствования...

Также ФНС России непрерывно совершенствует онлайн-сервисы на сайтах налоговых органов и активно внедряет практику электронного взаимодействия с налогоплательщиками. С целью снижения объема бумажного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми...

О специфике предоставления публичных услуг в электронном виде

Федеральная государственная информационная система «Федеральный портал

Разработка базы данных для автоматизированной информационной системы «Учет оказания услуг в

многофункциональный центр, услуга, Российская Федерация, предоставление...

Информационные системы электронного развития...

Электронное взаимодействие государственных организаций и ведомств между собой, с бизнесом и гражданами, а также обеспечение доступности и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме на сегодняшний день...

Задать вопрос