Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 03.06.2019

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Новикова О. И. Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 564-565. — URL https://moluch.ru/archive/260/59984/ (дата обращения: 19.07.2019).



В статье освещены вопросы влияния процессов цифровизации на процесс управления образовательным учреждением, приведены критерии эффективности управления образованием при переходе к цифровой экономике в России.

Ключевые слова: цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии, интегрированные информационные системы, управление высшим учебным заведением.

Развитие процессов цифровизации и глобализации экономики ставит перед учреждениями высшего образования задачу эффективного управления в изменившихся условиях рынка.

В современных условиях перед отечественными образовательными организациями поставлена задача совершенствования уровня качества образовательных услуг, повышения научной и образовательной репутации.

Одним из главных показателей эффективности деятельности образовательной организации является вхождение в мировые образовательные рейтинги на лидирующих позициях.

Попадание в рейтинги может служить ориентиром при стратегическом планировании деятельности образовательной организации. Самыми авторитетными международными рейтингами, играющими ключевую роль в формировании репутации и оказывающими влияние на востребованность высшего учебного заведения и его конкурентное положение на мировом рынке образовательных услуг, считаются The World University Rankings, QS World University Rankings и Шанхайский рейтинг. С 2014 г. в России действует программа повышения конкурентоспособности «5–100», которая нацелена на достижение долгосрочных стратегических целей.

Вуз представляет собой, по сути, структуру, аккумулирующую материальные, физические, интеллектуальные ресурсы и трансформирующую их в конечный продукт — знания и навыки, сформированные у выпускников вуза [1, C. 105].

Мировая экономика сегодня стоит на пороге глобальных изменений — трансформации и переформатирования экономического мирового порядка. Страны мира одна за другой объявляют о курсе на строительство цифровой экономики, в которой главными силами развития выступают знания и человеческий капитал, о переходе к Индустрии 4.0, Обществу 5.0. [3, С. 253].

Россия обладает значительным «информационным» потенциалом и большим количеством высококвалифицированных кадров. Благодаря данным решающим факторам страна способна занять лидирующие позиции в «цифровом» мире, разрабатывать свои собственные приложения и различные популярные на весь мир интернет — системы. Однако для этого необходима организация четко слаженной схемы взаимопомощи и сотрудничества с другими странами на базе научных исследовательских организаций и институтов [2, С. 63].

Основные предпосылки организации перехода к цифровой экономике в России:

– развитие физической инфраструктуры доступа к Интернету;

– рост числа пользователей сети Интернет;

– развитие электронной коммерции;

– развитие ИТ-отрасли страны;

– развитие национальной системы электронного правительства.

В данных условиях экономической системы основными критериями эффективности управления образованием могут выступать следующие:

– качество образовательного процесса;

– расширение и модернизация учебных планов и обучение студентов в условиях более полного применения информационно-коммуникационных технологий;

– расширение региональной сети вуза в целях эффективного использования ресурсов и исследований за счет участия обучающихся и преподавателей в региональном и международном процессе обмена компетенциями и опытом;

– диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение инвесторов, заинтересованных в профессиональных кадрах вуза.

В условиях формирования цифровой экономики в целях оптимизации управления ВУЗом и научной организации учебного процесса всё большее применение находят интегрированные информационные системы.

Интегрированные информационные системы представляют собой идеологию планирования и управления крупными организациями с помощью автоматизации и оптимизации информационных процессов всех подразделений в единой информационной среде, на основе единой базы данных — для подготовки и принятия решений [4, C. 52].

Основными принципами внедрения интегрированных информационных систем в ВУЗе служат следующие:

– создание единой базы данных для всех задач и уровней управления;

– определение программного и информационного обеспечения;

– поощрение разработки новых информационных технологий и приложений;

– внедрение единого электронного документооборота на всех уровнях управления;

– применение современных статистических и геоинформационных системы.

– применение современных сетевых и информационно-коммуникационные технологий в качестве средства использования информационных ресурсов.

Информационно-коммуникационные технологии представляют собой агрегированное понятие, которое описывает различные способы, методы, алгоритмы и устройства обработки информации, которые являются основой развития цифровой экономики.

Таким образом, внедрение элементов современной цифровой экономики способствует повышению эффективности управления образовательной организаций, в том числе, снижению затрат на управление учебным процессом, развитию межвузовских информационных систем, обеспечивающих более интенсивный обмен информационными ресурсами в регионе и отрасли [5, C. 103].

В связи с этим для образовательной организации на первый план выходят задачи развития информационно-образовательной среды, расширения возможностей региональных и международных коммуникаций и обмена знаниями.

Литература:

  1. Асаул, А. Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров; под ред. д.э.н, проф. А. Н. Асаула. — СПб.: Гуманистика, 2007. — 280 с.
  2. Винникова А. С., Жалобина А. В. Стадии цифрового развития России. Проблемы и перспективы / Цифровая экономика в социально-экономическом развитии России: взгляд молодых // сборник статей и тезисов докладов XV международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. — Челябинск, 26 февраля 2019 г. — С. 63.
  3. Грибанов Ю. И. Факторы и условия цифровой трансформации социально-экономических систем / Вестник алтайской академии экономики и права // Алтайская академия экономики и права (Барнаул). 2019, № 2. — С. 253.
  4. Плюснина Л. К. Особенности формирования имиджа университета предпринимательского типа в условиях глобализации. // Электронный журнал Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ». 2018, № 3. — С. 52.
  5. Прохоров А. В., Жмырева Н. А. Роль репутации Вуза в конкурентной среде. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018, № 4. — С. 103.


Задать вопрос