Международная защита прав человека является одной из наиважнейших отраслей международного публичного права. В рамках данной отрасли постоянно происходит разработка и принятие международных соглашений в сфере защиты прав человека, обозначенных в признанных международным сообществом документах. Несмотря на то, что процесс формирования материально-правовых международных норм, затрагивающих содержание прав и свобод человека, а также их гарантий, стоит считать завершенным, на современном этапе своего развития универсальная правозащитная система требует повышения эффективности деятельности ее механизмов, функционирующих на основе уже сформированной международно-правовой базы. В зависимости от оснований создания, международные органы, осуществляющие защиту прав человека, делятся на:
- Органы, созданные международными организациями. Спецификой деятельности такого рода органов является то, что их решения имеют, как правило, рекомендательный характер и обеспечиваются лишь авторитетом самих организаций. Такими организациями, в частности, являются Совет ООН по правам человека, управление Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, Международная организация труда и так далее.
- Конвенциональные органы, созданные на основе международных договоров. Таковыми являются: Комитет по правам человека ООН (действует на основе Пакта о гражданских и политических правах 1966 года), Европейский суд по правам человека (осуществляет свою деятельность на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года), Комитет по правам ребенка (основанный соответственно на основе Конвенции о правах ребенка 1989 года). (ссылка)
В свою очередь, конвенционные органы в зависимости от характера своей деятельности и юридической природы решений подразделяются на судебные и несудебные (квазисудебные). В первом случае речь идет о Европейском суде по правам человека, Межамериканском суде по правам человека и других судебных органах регионального значения (как можно заметить, на универсальном уровне судебного органа по защите прав человека не предусмотрено).Во втором случае под конвенциональными судебными органами подразумеваются конвенционные несудебные органы, функционирующие в системе ООН. Большинством авторов механизм международной защиты прав человека рассматривается как система международных (межгосударственных) органов и организаций, действующих с целью обеспечения международных стандартов прав и свобод человека либо их восстановления в случае нарушения. Например, Б. Петранов к международным механизмам защиты прав человека относит
- Международные органы, действующие в рамках соглашений по правам человека. Вышеуказанные учреждения состоят из независимых экспертов либо представителей национальных правительств и принимают рекомендации общего характера.
- Международные внесудебные органы, осуществляющие контроль за соблюдением соглашений по правам человека. В данные органы включаются экспертов, являющихся специалистами в области международного публичного права. Подобными органами принимаются конкретные рекомендации, обязательность исполнения которых базируется на моральном авторитете международного органа.
- Международные юрисдикционные органы несудебного или судебного характера по защите прав человека, выносящие обязательные для исполнения решения.
Рассмотрение системы международных органов как основного и даже единственного условия функционирования механизма защиты прав человек на международном уровне существенно сужает понимание данного явления. Говоря об устоявшейся системе, необходимо учитывать множественность и комплексность соответствующих компонентов. Отталкиваясь от такого подхода, конвенционным механизмом международной защиты прав человека в системе ООН можно считать деятельность созданных на основе международных соглашений договорных (конвенционных) органов в системе Организаций Объединенных Наций, применяющих соответствующие внесудебные (квазисудебные) процедуры при рассмотрении жалоб или сообщений о нарушениях прав человека.
Не претендуя на исчерпывающий анализ такого понятия как «механизм», который, к слову, применяется крайне часто отечественными учеными по отношению к правам человека можно определить следующие основные элементы конвенционального механизма защиты прав человека в системе ООН: международное соглашение, международный орган и процедура рассмотрения жалоб по вопросам нарушения прав человека. Соответственно, признаками конвенционального механизма защиты прав человека в системе ООН являются:
А) создан путем принятия и ратификации подписания того или иного международного договора
Б) действует в системе Организаций Объединенных Наций на универсальном уровне
В) применяется специфическая внесудебная процедура рассмотрения жалоб относительно нарушений прав человека
Г) факультативный характер решений комитетов в делах о нарушениях прав человека.
Как было отмечено, в основе деятельности такого рода международных органов находится предметный международный договор, регулирующий порядок защиты отдельных групп прав человека или отдельных групп людей и накладывающий на государства, официально признавшие документ обязательства по защите и поощрению прав и свобод. В международном договоре содержатся не только материальные нормы, но также и процессуальные положения, определяемые отдельным факультативным приложением (протоколом). Основная идея механизма рассмотрения жалоб в рамках договоров по правам человека состоит в том, что любой человек может подать жалобу против государства-участника, которое, по его мнению,, нарушило права, защищаемые договором, в орган экспертов, осуществляющий мониторинг за соблюдением условий договора. Взаимоотношения частных лиц с международными органами составляют институциональный и связанный с ним процедурный аспект конвенционного механизма международной защиты прав человека в системе ООН. Органы, созданные в соответствии с международными соглашениями, так называемые «договорные органы» (treaty bodies) или же в нашем случае «конвенционные органы» (conventional bodies), является обычно комитетами, состоящими из независимых экспертов, которые отбираются государствами-участниками, подписавшими соответствующий договор. К функциям подобных комитетов относятся мониторинг соблюдения государствами-участниками прав, защищаемых договорами, и вынесения решений по жалобам против этих государств. В механизмах деятельности комитетов имеются определенные различия, однако порядок их функционирования очень похож. В случае соблюдения условий приемлемости существует возможность принятия и рассмотрения индивидуальных жалоб либо сообщений частных лиц в такого рода комитеты.
Процедурный аспект конвенционного механизма международной защиты прав человека в системе ООН предусматривает наличие определенного алгоритма действий, который должен осуществить заявитель, желающий, чтобы его жалобы была рассмотрена и удовлетворена. Так, жалоба, на основе одного из указанных договоров, может быть подана только против государства, и удовлетворять таким главным условиям, как:
− во-первых, государство должно являться участником соответствующего договора
− во-вторых, государством-участником должна быть признана компетенция того или иного органа принимать и рассматривать жалобы. Любой гражданин может подать в комитет жалобу против государства в соответствии с установленным порядком. Данный порядок содержит преимущественно одинаковые для подачи в любой из комитетов ООН жалобы о нарушении конвенционного права. Универсальность такого порядка можно проиллюстрировать на примере порядка обращения с жалобами в комитет по правам человека, что определяется Факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах от 1966 года. Так, протоколом предусмотрены такие условия обращения в Комитет как:
1) обращаться в Комитет могут только лица, являющиеся гражданами государств, ратифицировавших Пакт о гражданских и политических правах от 1966 года и факультативный протокол к нему
2) нарушения должно касаться гражданских и политических прав, защищаемых данным Пактом.
3) жалоба может быть принята Комитетом к рассмотрению лишь при условии, что исчерпаны все способы защитить нарушенное право на национальном уровне.
4) обращение не может быть принято к рассмотрению, если оно подано анонимно либо является проявлением злоупотребления правом на обращение.
Непосредственно сама процедура подачи соответствующих жалоб не является сложной или запутанной, а соответствующие инструкции размещены в открытом доступе. Конечный этап деятельности комитетов характеризуется принятием решения в деле, которое одновременно отсылается заявителю и государству-ответчику. Один и более членов комитета могут высказать отдельную позицию по решению, если они пришли к выводу, отличному от заключения большинства. Текст окончательного решения по сути дела либо решения о неприятии должен быть опубликован на соответствующем веб-сайте комитета в каталоге «Иные решения». Сами решения комитета нельзя обжаловать-как правило, данное решение является окончательным Процедурный характер деятельности конвенциональных органов предусматривает и соответствующие формы влияния на государство-нарушителя. Решения комитета являются авторитетным толкованием рассматриваемого договора. Они содержат рекомендации для государства-ответчика, но не являются юридически обязывающими для государств. Все комитеты разработали процедуры контроля за тем, выполняют ли государства-участники данные ими рекомендации. Если тем или иным комитетом делается вывод о том, что имело место нарушение договора, государству предлагается в течение определенного времени предоставить информацию о мерах, предпринятых для исполнения рекомендаций. Одновременно большое количество предоставленных государствами докладов на фоне увеличения количества участников договора о правах человека усиливают кризис в деятельности комитетов. Игнорирование государствами обязанности предоставлять доклады и дублирования, длительный процесс рассмотрения жалоб, право государств-участников конвенции не признавать юрисдикцию того или иного комитета, отсутствие в отдельных конвенциях механизма подачи жалоб от граждан либо государств — это те проблемы, которые требуют скорейшего решения. Учеными-международниками, да и самими комитетами активно обсуждаются пути реформирования конвенциональных органов в системе ООН. В связи с этим Верховный комиссар ООН по правам человека внес предложение (A/59/2005/Add.3) о создании единого постоянного договорного органа, который возьмет на себя функции восьми действующих комитетов. Создание такого органа Верховный комиссар ООН по правам человека считает возможным только в том случае, если конвенционные органы в нынешнем виде научатся работать как единая система. В 2006 году предложение Верховного комиссара по правам человека получила развитие в ходе международной встречи в рамках ООН, итогом которой стало принятие концептуального документа № HRI/MC/2006/2. В этом документе обговаривается возможность создания единого договорного органа, который будет действовать на постоянной основе, в связи с чем он станет более доступным для заявителей и сможет быстрее реагировать на грубые нарушения прав человека. Предусматривается, что новый орган будет иметь гибкость, достаточную для разработки новых подходов в защите прав человека и сможет обеспечить надлежащее участие в этом процессе гражданского общества и партнеров ООН.
В завершение хотелось бы отметить, что Российская Федерация является участников всех международных соглашений в сфере защиты прав человека. Это означает, что решения конвенциональных органов должны исполняться нашей страной, однако их реализация находится исключительно во внутриполитической компетенции по причине отсутствия юридических механизмов их применения в национальном праве. Однако отсутствие в международном праве норм, которые бы четко и исчерпывающе указывали на требования, предъявляемых для исполнения решений комитетов, не являются основанием для игнорирования данных решений согласно принципу pacta sunt servant и такая ситуация составляет сегодня актуальную проблему для отечественной науки международного права.
Литература:
- Петранов Б. Правовое государство и международное сотрудничество в области прав человека. Международное право в современном мире. Москва: Межд. отн., 1991. С. 113–118.
- Абашидзе А. Х. Договорные органы по правам человека: учебное пособие Москва: РУДН, 2012. 389 с.
- Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. URL: http https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpro1.shtml. Дата доступа: 08.05.2019.
- Федоров В. Н. и др. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке //М.: Логос. — 2005.
- Карташкин В. А. Международная защита прав человека //М.: Междунар. отношения. — 1976. — С. 193