Конвенциональный механизм международной защиты прав человека в системе ООН | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 03.06.2019

Статья просмотрена: 3095 раз

Библиографическое описание:

Веретенников, В. А. Конвенциональный механизм международной защиты прав человека в системе ООН / В. А. Веретенников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 289-292. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59979/ (дата обращения: 17.12.2024).



Международная защита прав человека является одной из наиважнейших отраслей международного публичного права. В рамках данной отрасли постоянно происходит разработка и принятие международных соглашений в сфере защиты прав человека, обозначенных в признанных международным сообществом документах. Несмотря на то, что процесс формирования материально-правовых международных норм, затрагивающих содержание прав и свобод человека, а также их гарантий, стоит считать завершенным, на современном этапе своего развития универсальная правозащитная система требует повышения эффективности деятельности ее механизмов, функционирующих на основе уже сформированной международно-правовой базы. В зависимости от оснований создания, международные органы, осуществляющие защиту прав человека, делятся на:

  1. Органы, созданные международными организациями. Спецификой деятельности такого рода органов является то, что их решения имеют, как правило, рекомендательный характер и обеспечиваются лишь авторитетом самих организаций. Такими организациями, в частности, являются Совет ООН по правам человека, управление Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, Международная организация труда и так далее.
  2. Конвенциональные органы, созданные на основе международных договоров. Таковыми являются: Комитет по правам человека ООН (действует на основе Пакта о гражданских и политических правах 1966 года), Европейский суд по правам человека (осуществляет свою деятельность на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года), Комитет по правам ребенка (основанный соответственно на основе Конвенции о правах ребенка 1989 года). (ссылка)

В свою очередь, конвенционные органы в зависимости от характера своей деятельности и юридической природы решений подразделяются на судебные и несудебные (квазисудебные). В первом случае речь идет о Европейском суде по правам человека, Межамериканском суде по правам человека и других судебных органах регионального значения (как можно заметить, на универсальном уровне судебного органа по защите прав человека не предусмотрено).Во втором случае под конвенциональными судебными органами подразумеваются конвенционные несудебные органы, функционирующие в системе ООН. Большинством авторов механизм международной защиты прав человека рассматривается как система международных (межгосударственных) органов и организаций, действующих с целью обеспечения международных стандартов прав и свобод человека либо их восстановления в случае нарушения. Например, Б. Петранов к международным механизмам защиты прав человека относит

  1. Международные органы, действующие в рамках соглашений по правам человека. Вышеуказанные учреждения состоят из независимых экспертов либо представителей национальных правительств и принимают рекомендации общего характера.
  2. Международные внесудебные органы, осуществляющие контроль за соблюдением соглашений по правам человека. В данные органы включаются экспертов, являющихся специалистами в области международного публичного права. Подобными органами принимаются конкретные рекомендации, обязательность исполнения которых базируется на моральном авторитете международного органа.
  3. Международные юрисдикционные органы несудебного или судебного характера по защите прав человека, выносящие обязательные для исполнения решения.

Рассмотрение системы международных органов как основного и даже единственного условия функционирования механизма защиты прав человек на международном уровне существенно сужает понимание данного явления. Говоря об устоявшейся системе, необходимо учитывать множественность и комплексность соответствующих компонентов. Отталкиваясь от такого подхода, конвенционным механизмом международной защиты прав человека в системе ООН можно считать деятельность созданных на основе международных соглашений договорных (конвенционных) органов в системе Организаций Объединенных Наций, применяющих соответствующие внесудебные (квазисудебные) процедуры при рассмотрении жалоб или сообщений о нарушениях прав человека.

Не претендуя на исчерпывающий анализ такого понятия как «механизм», который, к слову, применяется крайне часто отечественными учеными по отношению к правам человека можно определить следующие основные элементы конвенционального механизма защиты прав человека в системе ООН: международное соглашение, международный орган и процедура рассмотрения жалоб по вопросам нарушения прав человека. Соответственно, признаками конвенционального механизма защиты прав человека в системе ООН являются:

А) создан путем принятия и ратификации подписания того или иного международного договора

Б) действует в системе Организаций Объединенных Наций на универсальном уровне

В) применяется специфическая внесудебная процедура рассмотрения жалоб относительно нарушений прав человека

Г) факультативный характер решений комитетов в делах о нарушениях прав человека.

Как было отмечено, в основе деятельности такого рода международных органов находится предметный международный договор, регулирующий порядок защиты отдельных групп прав человека или отдельных групп людей и накладывающий на государства, официально признавшие документ обязательства по защите и поощрению прав и свобод. В международном договоре содержатся не только материальные нормы, но также и процессуальные положения, определяемые отдельным факультативным приложением (протоколом). Основная идея механизма рассмотрения жалоб в рамках договоров по правам человека состоит в том, что любой человек может подать жалобу против государства-участника, которое, по его мнению,, нарушило права, защищаемые договором, в орган экспертов, осуществляющий мониторинг за соблюдением условий договора. Взаимоотношения частных лиц с международными органами составляют институциональный и связанный с ним процедурный аспект конвенционного механизма международной защиты прав человека в системе ООН. Органы, созданные в соответствии с международными соглашениями, так называемые «договорные органы» (treaty bodies) или же в нашем случае «конвенционные органы» (conventional bodies), является обычно комитетами, состоящими из независимых экспертов, которые отбираются государствами-участниками, подписавшими соответствующий договор. К функциям подобных комитетов относятся мониторинг соблюдения государствами-участниками прав, защищаемых договорами, и вынесения решений по жалобам против этих государств. В механизмах деятельности комитетов имеются определенные различия, однако порядок их функционирования очень похож. В случае соблюдения условий приемлемости существует возможность принятия и рассмотрения индивидуальных жалоб либо сообщений частных лиц в такого рода комитеты.

Процедурный аспект конвенционного механизма международной защиты прав человека в системе ООН предусматривает наличие определенного алгоритма действий, который должен осуществить заявитель, желающий, чтобы его жалобы была рассмотрена и удовлетворена. Так, жалоба, на основе одного из указанных договоров, может быть подана только против государства, и удовлетворять таким главным условиям, как:

− во-первых, государство должно являться участником соответствующего договора

− во-вторых, государством-участником должна быть признана компетенция того или иного органа принимать и рассматривать жалобы. Любой гражданин может подать в комитет жалобу против государства в соответствии с установленным порядком. Данный порядок содержит преимущественно одинаковые для подачи в любой из комитетов ООН жалобы о нарушении конвенционного права. Универсальность такого порядка можно проиллюстрировать на примере порядка обращения с жалобами в комитет по правам человека, что определяется Факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах от 1966 года. Так, протоколом предусмотрены такие условия обращения в Комитет как:

1) обращаться в Комитет могут только лица, являющиеся гражданами государств, ратифицировавших Пакт о гражданских и политических правах от 1966 года и факультативный протокол к нему

2) нарушения должно касаться гражданских и политических прав, защищаемых данным Пактом.

3) жалоба может быть принята Комитетом к рассмотрению лишь при условии, что исчерпаны все способы защитить нарушенное право на национальном уровне.

4) обращение не может быть принято к рассмотрению, если оно подано анонимно либо является проявлением злоупотребления правом на обращение.

Непосредственно сама процедура подачи соответствующих жалоб не является сложной или запутанной, а соответствующие инструкции размещены в открытом доступе. Конечный этап деятельности комитетов характеризуется принятием решения в деле, которое одновременно отсылается заявителю и государству-ответчику. Один и более членов комитета могут высказать отдельную позицию по решению, если они пришли к выводу, отличному от заключения большинства. Текст окончательного решения по сути дела либо решения о неприятии должен быть опубликован на соответствующем веб-сайте комитета в каталоге «Иные решения». Сами решения комитета нельзя обжаловать-как правило, данное решение является окончательным Процедурный характер деятельности конвенциональных органов предусматривает и соответствующие формы влияния на государство-нарушителя. Решения комитета являются авторитетным толкованием рассматриваемого договора. Они содержат рекомендации для государства-ответчика, но не являются юридически обязывающими для государств. Все комитеты разработали процедуры контроля за тем, выполняют ли государства-участники данные ими рекомендации. Если тем или иным комитетом делается вывод о том, что имело место нарушение договора, государству предлагается в течение определенного времени предоставить информацию о мерах, предпринятых для исполнения рекомендаций. Одновременно большое количество предоставленных государствами докладов на фоне увеличения количества участников договора о правах человека усиливают кризис в деятельности комитетов. Игнорирование государствами обязанности предоставлять доклады и дублирования, длительный процесс рассмотрения жалоб, право государств-участников конвенции не признавать юрисдикцию того или иного комитета, отсутствие в отдельных конвенциях механизма подачи жалоб от граждан либо государств — это те проблемы, которые требуют скорейшего решения. Учеными-международниками, да и самими комитетами активно обсуждаются пути реформирования конвенциональных органов в системе ООН. В связи с этим Верховный комиссар ООН по правам человека внес предложение (A/59/2005/Add.3) о создании единого постоянного договорного органа, который возьмет на себя функции восьми действующих комитетов. Создание такого органа Верховный комиссар ООН по правам человека считает возможным только в том случае, если конвенционные органы в нынешнем виде научатся работать как единая система. В 2006 году предложение Верховного комиссара по правам человека получила развитие в ходе международной встречи в рамках ООН, итогом которой стало принятие концептуального документа № HRI/MC/2006/2. В этом документе обговаривается возможность создания единого договорного органа, который будет действовать на постоянной основе, в связи с чем он станет более доступным для заявителей и сможет быстрее реагировать на грубые нарушения прав человека. Предусматривается, что новый орган будет иметь гибкость, достаточную для разработки новых подходов в защите прав человека и сможет обеспечить надлежащее участие в этом процессе гражданского общества и партнеров ООН.

В завершение хотелось бы отметить, что Российская Федерация является участников всех международных соглашений в сфере защиты прав человека. Это означает, что решения конвенциональных органов должны исполняться нашей страной, однако их реализация находится исключительно во внутриполитической компетенции по причине отсутствия юридических механизмов их применения в национальном праве. Однако отсутствие в международном праве норм, которые бы четко и исчерпывающе указывали на требования, предъявляемых для исполнения решений комитетов, не являются основанием для игнорирования данных решений согласно принципу pacta sunt servant и такая ситуация составляет сегодня актуальную проблему для отечественной науки международного права.

Литература:

  1. Петранов Б. Правовое государство и международное сотрудничество в области прав человека. Международное право в современном мире. Москва: Межд. отн., 1991. С. 113–118.
  2. Абашидзе А. Х. Договорные органы по правам человека: учебное пособие Москва: РУДН, 2012. 389 с.
  3. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. URL: http https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpro1.shtml. Дата доступа: 08.05.2019.
  4. Федоров В. Н. и др. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке //М.: Логос. — 2005.
  5. Карташкин В. А. Международная защита прав человека //М.: Междунар. отношения. — 1976. — С. 193
Основные термины (генерируются автоматически): орган, система ООН, комитет, международная защита, государство, жалоба, конвенционный механизм, Европейский суд, международный договор, международный орган.


Похожие статьи

Основные международные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина

Межгосударственный механизм защиты прав человека как элемент процесса обеспечения и защиты права личной безопасности

Действие международного права прав человека во время миротворческих операций ООН

Принципы публичного права как механизм административно-правового регулирования Евросоюза

Верховенство Конституции как правовая основа разрешения коллизий между Конституцией Российской Федерации и актами Европейского суда по правам человека

Международное гуманитарное право и миротворческие операции Европейского Союза

Временные администрации ООН и международное гуманитарное право

Интернациональная охрана интеллектуальной собственности

Конституционный принцип ориентации правового статуса личности на общепризнанные международно-правовые стандарты в области прав человека

Международные санкции как средство ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Похожие статьи

Основные международные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина

Межгосударственный механизм защиты прав человека как элемент процесса обеспечения и защиты права личной безопасности

Действие международного права прав человека во время миротворческих операций ООН

Принципы публичного права как механизм административно-правового регулирования Евросоюза

Верховенство Конституции как правовая основа разрешения коллизий между Конституцией Российской Федерации и актами Европейского суда по правам человека

Международное гуманитарное право и миротворческие операции Европейского Союза

Временные администрации ООН и международное гуманитарное право

Интернациональная охрана интеллектуальной собственности

Конституционный принцип ориентации правового статуса личности на общепризнанные международно-правовые стандарты в области прав человека

Международные санкции как средство ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Задать вопрос