Ключевые слова: Открытое правительство, открытость, государство, власть, государственное управление, Российская Федерация, органы исполнительной власти, зарубежный опыт, США, Великобритания, Германия, Канада, Швеция.
В 2015 году международная неправительственная организация World Justice Project, после проведения соответствующего исследования, опубликовала международный рейтинг открытости государственного управления «The Open Government Index 2015» [9]. Всего было проанализировано 102 страны. Оценка осуществлялась по четырем основным показателям:
- Publicized laws and government data (англ.: опубликование нормативных правовых актов и государственных данных). Этот показатель определяет понятность и доступность информации, касающейся государственного управления. Здесь также учитывается, представлена ли эта информация на всех основных государственных языках, используемых гражданами.
- Right to information (англ.: право на информацию). Этим показателем определяется, удовлетворяются ли запросы о предоставлении информации, находящейся в распоряжении органов власти (при условии, что такая информация не является секретной). Он также определяет, удовлетворяются ли эти просьбы в разумные сроки, является ли представленная информация актуальной и полной.
- Civic participation (англ.: гражданское участие). Оценивается эффективность механизмов гражданского участия, включая защиту свободы мнений и их выражения, собраний и ассоциаций.
- Complaint mechanisms (англ.: механизмы подачи жалоб). Здесь оценивается возможность людей обращаться с конкретными жалобами в органы власти по поводу предоставления государственных услуг или выполнения государственными должностными лицами своих обязанностей.
Лидирующие позиции в рейтинге «The Open Government Index 2015» (1–10 место, с индексом 0,81–0,73) заняли: Швеция, Новая Зеландия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Финляндия, Канада, США, Австралия, Южная Корея. Все страны из этого списка являются участниками Open Government Partnership. Наихудшие результаты (92–102 место, с индексом 0,41–0,32) показали: Уганда, Кот-д'Ивуар, Эфиопия, Камерун, Сьерра-Леоне, Венесуэла, Камбоджа, Иран, Мьянма, Узбекистан, Зимбабве. Стоит отметить, что Российская Федерация с индексом 0,49 заняла в рейтинге 67 место, расположившись между Гондурасом и Таиландом. При этом наилучший результат Россия продемонстрировала по показателю «Право на информацию» (35 место), а наихудший — по показателю «Гражданское участие» (88 место).
Теперь обратимся непосредственно к зарубежному опыту. Итак, первым государством, чей опыт реализации открытости государственного управления мы рассмотрим, будут Соединенные Штаты Америки.
«Закон о свободе информации», принятый в 1966 году в США, закрепляет обязанность органов власти раскрывать информацию, касающуюся государственного управления, а также право граждан США осуществлять запрос документов у органов власти США [3]. Если ведомство, владея такой информацией, ее не предоставляет, гражданин может обратиться в суд, который, в свою очередь, извлекает эту информацию в принудительном порядке и передает гражданину. Так, на сайте www.foia.gov ежегодно публикуется отчет о работе ведомств с запросами о предоставлении информации, а большая часть информации о государственном управлении размещается на официальном сайте Правительства США www.usa.gov и официальном сайте Белого дома www.whitehouse.gov.
Далее рассмотрим Меморандум о прозрачности и Открытом правительстве для руководителей исполнительных департаментов и агентств от 21 января 2009 года, который стал одним из первых «кирпичиков» в построении системы Открытого правительства [5]. В трех абзацах данного меморандума были обозначены принципы, которыми должны руководствоваться органы власти: «Government should be transparent» (принцип транспарентности (прозрачности)), «Government should be participatory» (принцип участия гражданского общества в государственном управлении), «Government should be collaborative» (принцип сотрудничества органов власти при осуществлении государственного управления).
В целях исполнения требований, обозначенных в меморандуме, была принята Директива Открытого правительства от 8 декабря 2009 года [6]. В Директиве были обозначены четыре задачи, которые должны выполнить органы власти для повышения открытости государственного управления:
- Публикация информации, касающейся государственного управления, в сети Интернет.
- Улучшение качества публикуемой информации.
- Создание и институционализация культуры Открытого правительства.
- Создание благоприятных условий для обеспечения открытости.
Обеспечения права граждан США на участие в государственном управлении реализуется через оповещение граждан о публичных слушаниях по разрабатываемым нормативным правовым актам, а также путем привлечения лиц и организаций, которых в наибольшей степени коснется разрабатываемый документ, к обсуждению таких актов. Интернет как инструмент привлечения гражданского общества к управлению делами государства также активно используется в США. Так, Администрацией общих услуг США был запущен сайт www.challenge.gov. На этом сайте каждому ведомству предоставлена возможность размещать информацию о проблемах, с которыми им пришлось столкнуться при осуществлении своей деятельности, а также собирать предложения, которые помогли бы их решить. Также на официальном сайте Белого дома была запущена система сбора петиций «We the People» [8]. Информация о работе системы «Открытое правительство» в США публикуется на сайте www.open.usa.gov.
Далее рассмотрим опыт Великобритании. В Великобритании важную роль в обеспечении открытости государственной власти играет местное самоуправление. В 2007 году был принят Закон о поддержке местных общин, который установил возможность советов местных общин воздействовать на решения, принимаемые Правительством [7]. Советы были наделены полномочиями вносить Государственному секретарю предложения о том, каким образом Правительство может оказывать поддержку местным советам. Взаимодействие советов местных общин с Государственным секретарем осуществляется через их представительный орган — Ассоциацию местного самоуправления. Закон также направлен на то, чтобы обеспечить прозрачность работы советов местных общин и вовлечение местных жителей в процесс принятия управленческих решений.
В 2009 году в Великобритании был принят «Закон о местной демократии, экономическом развитии и строительстве», который, помимо прочего, обязал местные органы власти оказывать всяческое содействие тому, чтобы местное население понимало, как функционируют демократические механизмы, а также содействовать вовлечению жителей в осуществление местного самоуправления [4].
На основе Закона о доступе к информации Великобритании Информационным комиссаром в 2009 году была утверждена Модельная схема публикации (Model Publication scheme) [2], действие которой распространяется на все высшие органы власти по умолчанию и предполагает обязательное раскрытие:
− общей информации об органе власти и основных актов, регулирующих его полномочия;
− информации о расходовании органом власти бюджетных средств, в том числе о прогнозируемых и фактических расходах, а также информации о закупках и контрактах;
− информации о деятельности органа власти;
− данных об информационных системах, которые поддерживаются органом власти и т. д.
Теперь обратимся к опыту Германии. Одним из институтов открытого правительства в Германии является институт омбудсмена. Как и у органов власти, у омбудсменов есть официальные сайты, благодаря которым они могут взаимодействовать с гражданами. Вопросы, основанные на адресованных им обращениях, омбудсмены вправе озвучивать на выступлениях в представительных органах.
Главным веб-ресурсом, который обеспечивает гражданам и организациям Германии онлайн-доступ к правительственным структурам и сервисам, является портал www.bund.de.
В Канаде упор сделан на раскрытие большого объема всевозможной информации, касающейся государственного управления, в том числе:
− информации о закупках и тендерах, которые проводят органы власти;
− информации о расходах государственных служащих на путешествия, в том числе с указанием цели поездки, транспортных расходов, суточных и расходов на проживание;
− информации о переаттестации сотрудников, о введении и сокращении должностей, должностных обязанностях государственных служащих;
− информации о государственных субсидиях, грантах и наградах [2].
Швеция входит в число стран, которые наиболее часто занимают лидирующие строчки в международных рейтингах открытости правительств. Возможно, это связано с тем, что в этом государстве культура открытости начала формироваться уже в XVIII веке — в 1776 году там был принят Закон «О свободе изданий». В 1949 году он был преобразован в Закон «О свободе печати», а на данный момент является частью Конституции [1].
Таким образом, во многих государствах в настоящее время видна тенденция к демократизации государственного управления. Как правило, наиболее высокий уровень открытости показывают страны Европы, а наиболее низкий — страны Африки.
Создаются и функционируют всевозможные институты и механизмы как правового, так и неправового характера, содействующие внедрению принципа открытости в деятельность органов исполнительной власти. Это характерно как для высших органов власти, так и для региональных, а также для органов местного самоуправления.
Совершенствуются методы привлечения граждан к осуществлению государственного управления и местного самоуправления. В процесс нормотворчества включаются как граждане, так и организации. Внедряются новые методы, механизмы и платформы гражданского контроля и отчетности органов власти.
Многие государства все больше используют сеть «Интернет» для повышения уровня открытости государственного управления. Так, создаются официальные сайты и порталы Правительств и других органов власти. Создаются платформы для размещения петиций, голосований, опросов и т. д.
Также стоит отметить, что внимание уделяется не только повышению эффективности взаимодействия между органами власти и гражданским обществом, но и совершенствованию информационного взаимодействия органов власти друг с другом.
Литература:
- Кайль Я. Я. Зарубежный опыт партисипативной ориентации публичного управления / Я. Я. Кайль, В. С. Епинина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013. № 2. С. 42–48.
- Открытое правительство: официальный сайт Экспертного совета при Правительстве РФ — URL: http://open.gov.ru/event/5598187/ (дата обращения: 30.05.2019).
- Freedom of Information Act Statute: FOIA.gov — URL: https://www.foia.gov/foia-statute.html (дата обращения: 30.05.2019).
- Local Democracy, Economic Development and Construction Act 2009: онлайн-архив законодательства Великобритании — URL: https:// http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2009/20/contents (дата обращения: 30.05.2019).
- Memorandum for the heads of executive departments and agencies: сайт Администрации экс-Президента США Барака Обамы — URL: https://www.obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/transparency-and-open-government (дата обращения: 30.05.2019).
- Open Government Directive: сайт Администрации экс-Президента США Барака Обамы — URL: https://www. obamawhitehouse.archives.gov/open/documents/open-government-directive (дата обращения: 30.05.2019).
- Sustainable Communities Act 2007: онлайн-архив законодательства Великобритании — URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2007/23/contents (дата обращения: 30.05.2019).
- We the People: онлайн-платформа для сбора петиций — URL: https:// https://www.petitions.whitehouse.gov/ (дата обращения: 30.05.2019).
- WJP Open Government Index 2015: официальный сайт World Justice Project — URL: https://www.worldjusticeproject.org/our-work/wjp-rule-law-index/wjp-open-government-index-2015 (дата обращения: 30.05.2019).