Проблемы реализации правового статуса медицинских работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 02.06.2019

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Павлова Ю. В. Проблемы реализации правового статуса медицинских работников // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 341-343. — URL https://moluch.ru/archive/260/59944/ (дата обращения: 22.07.2019).



Последнее время большая часть нормативно-правовых актов направлена на улучшение качества оказания медицинской помощи и ее доступности. И как один из механизмов осуществления — формирование правового и социального статуса медицинских работников. Регулярно слышно, что врачам подняли зарплату, в больницы закупили новое оборудование и многое другое. Однако не все так радужно, как казалось бы. Количество недовольных пациентов растет, нападения на сотрудников здравоохранения становятся все чаще. Да и в принципе происходит отток специалистов из данной сферы. Что же не так?

Ключевые слова: здравоохранение, социальные отношения, правовой статус врачей, обязанности пациента.

Основное, что отличает медицинского работника, от любого другого гражданина РФ — это право на занятие этой самой медицинской деятельностью [6]. Причем, право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское образование по утвержденным образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста [3]. Это и определяет его специальный правовой статус.

Необходимо отметить, что выделяя медицинских работников по профессиональному признаку в отдельную категорию граждан, законодательство гарантирует защиту прав пациента, обеспечивая доступность и безопасность медицинской помощи. А с другой стороны — обязывает сотрудников здравоохранения совершать действия, не свойственные для представителей других профессий.

И вроде бы в теории это выглядит все очень хорошо. Действительно, что еще надо? Дополнительные меры социальных поддержек есть, возможность профессионального роста есть, право на благоприятную обстановку на рабочем месте тоже есть [3]. И даже развивается электронная и телемедицина. Создаются дополнительные рабочие программы. Но почему же проблема со специалистами по-прежнему остается. В чем же заключаются особенности административно-правового статуса медицинского работника, что заставляет покидать свою профессию.

Начнем с принципов оказания медицинской помощи. Согласно Федеральному закону № 323 одним из принципов является приоритет пациента [3].

Однако, почему в первую очередь ставится приоритет пациента? Врач мог полностью объяснить все последствия отказа от лечения, почему назначается именно эти препараты. Но доказать свою невиновность крайне проблематично. Да, всегда говорится об альтернативных методах. Однако существуют линии лечения, согласно их доказанной эффективности. И если первая линия более эффективна, то ее и надо назначать [8]. Это логично. Не факт, что запасная сработает и приведет к желаемому эффекту. Да, пациент может отказаться от предложенного лечения, но он может и не подписать отказ от этого самого лечения по какой-либо причине своих личных обстоятельств. В таком случае у врача и лечение не назначено согласно стандарту, и нарушено информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Он остается абсолютно беззащитным в данном случае.

Согласно все тому же закону при оказании медицинской помощи, необходимо соблюдать этические и моральные нормы, медицинский персонал должен оценивать состояние больного и создать условия, соответствующие тяжести состояния [3]. Но при этом не учитывается индивидуальный административно-правовой статус беременной санитарочки, которая должна отвезти пациента в состоянии алкогольного опьянения на кресле-каталке, потому что он самостоятельно ходить не может.

И что делать с ипохондриальными личностями, которым чаще всего, необходима помощь психиатра. И как правило, которую они не признают и упорно продолжают третировать сотрудников приемного покоя, выискивая у себя все новые и новые несуществующие болезни. А порой возвышая себя и над другими пациентами, требуя повышенного внимания. Тем самым нарушая их право на своевременное оказание медицинской помощи.

В принципе, тоже самое можно отнести и к вызову бригады скорой помощи. Очень часто, читая сводки фельдшеров, можно увидеть повод для вызова: температура 37, подъем артериального давления до 130–140/80 мм.рт.ст. А в некоторых случаях, граждане специально описывают симптомы хуже, чем есть на самом деле. Объясняя это тем, что они хотели более быстрого приезда скорой помощи. И вот как объяснить врачу скорой помощи, почему поводом для вызова стал гипертонический криз (жизнеугрожающее состояние) [7, c.29]. А по факту пациент злостный гипертоник, не принимающий назначенные препараты, не проходящий диспансеризацию, и на момент осмотра, имеющий давление 130/80мм. рт.ст и не имеющий других признаков угрозы жизни.

Существует понятие «ложный вызов» — обман или ошибочное сообщение о чрезвычайной ситуации. В КоАП предусмотрена административная ответственность за это правонарушение [1]. Однако пациентов всегда оправдывают тем, что они не могут оценить степень тяжести своего состояния и поэтому могли испугаться и вызвать скорую помощь. Разве это не нарушение специального административно-правового статуса целой бригады скорой помощи. А конкретно право на благоприятные условия труда.

Это же право нарушается и в случаях с диагностически сложными пациентами. В случае причинения вреда пациенту ответственность, в первую очередь, несет медицинская организация, в которой работает специалист. Однако вот еще одно несоответствие: принятие врачебного решения часто связанно с профессиональным риском. И хорошо, если в медицинской организации есть все, что необходимо для полноценной диагностики заболевания. А если это происходит в деревне? Где у врача нет ничего, кроме своих знаний, глаз и рук. Что делать тогда в такой ситуации? В сомнительных ситуациях врачу остается только выжидательная тактика. К сожалению, бывает так, что эта тактика фатальна для пациента. Но однозначно винить врача в этом нельзя. И тогда возникают вопросы к начальству медицинского учреждения.

Согласно Трудовому кодексу РФ, а точнее статье 99, сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. И работодатель может задержать сотрудника в чрезвычайных случаях [2]. Что касается медперсонала, то это действует, когда существует угроза жизни населению.

На основании этого, многие работодатели в районных больницах привлекают единственных квалифицированных специалистов в случаях, когда другие не компетентны в данной ситуации. Например, районная больница, на смене дежурный терапевт, по скорой привозят банальный типичный аппендицит. И по идее, терапевт же тоже врач, но он не имеет права оперировать, да и в принципе не знает, как его лечить. Жизнеугрожающее состояние пациента есть? Есть! Хирург на выходном есть? Есть. Вызывают. И ладно бы, если бы это были единичные случаи. Но за сутки иногда может поступить и аппендицит, и ножевое ранение, да и просто непонятные боли в животе, которые тоже осматривает хирург.

В принципе, многие специалисты из любви к искусству, если можно так сказать, согласны терпеть и нарушение индивидуального административного право, и постоянные вызовы на экстренные случаи или просто задержки на работе. И даже вся связанные с их деятельностью стрессовые переживания. То вот с работой в экстремальных условиях уже начинаются проблемы.

Экстренная медицинская помощь оказывается гражданам с психическими расстройствами, представляющими опасность для социума. Вот только тут уже нарушаются все административно-правовые статусы медицинского работника. Он не имеет права отказаться от вызова, он не имеет права на самозащиту, т.к это может быть расценено как преднамеренное нанесение вреда пациенту из личной неприязни. Существуют территориальные приказы Министерств здравоохранения, которые в таких случаях рекомендуют выезжать к пациенту с сотрудниками полиции [4]. Однако последние не горят желанием сопровождать бригаду скорой помощи на вызове. С 2017г в некоторых регионах начала действовать экспериментальная программа экстренного вызова охранных предприятий, в случае использования экстренной кнопки вызова. Опять же, пока еще сотрудник скорой помощи успеет подать сигнал тревоги, пока приедет помощь.

И все эти несоответствия и многие другие происходят на фоне Кодекса профессиональной этики врача РФ [5], принятого в 2012г. В этом документе указаны основные принципы этики и деонтологии, которые любой врач должен применять в своей работе. К сожалению, может быть в условиях социалистического строя он бы и работал, но не в настоящее время потребительских отношений. Если кратко, то получается, что врач всегда и везде должен быть готов оказать медицинскую помощь. При этом он должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетенции и морально-волевых характеристик на благо общества. Этакий робот, угождающий всем всегда и везде.

Но разве медицинский работник будет добросовестно и полностью его соблюдать, учитывая выше озвученные проблемы. Разве врач не хочет просто погулять по парку и не думать, что кому-то потребуется его помощь.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что несмотря на существование медицинских законов, проблемы не решаются. И в первую очередь встанут на защиту пациента, пусть даже он и не прав. Необходимо проводить официальную пропаганду и об обязанностях пациента, и о последствия отказа от лечения. Повышать сознательность пациентов к своему же здоровью. В отношении организаторов работы медицинских учреждений так же надо повышать административную ответственность. При назначении на эту должность не должен работать принцип наследственности. Когда главными врачами становятся по семейной принадлежности, а не по своим профессиональным навыкам. Решив хотя бы озвученные в статье проблемы уже можно будет говорить о каком-то соблюдение прав медицинских работников.

Литература:

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета. 2001. N256.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст.3.12.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. № 263.
  4. Приказ Минздрава Республики Коми от 13.06.2013 № 6/264 «Об утверждении «Правил вызова скорой медицинской помощи» // Официальный информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: http://base.garant.ru/27379373/.
  5. Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации. 5.10.2012 / ПС Консультант Плюс: справочно-правовая система / компания «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174773/.
  6. Правовой статус медицинского работника. / Кралько А. А.; Правовой статус медицинского работника. Медицинские новости. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-meditsinskogo-rabotnika.
  7. Алгоритмы ведения пациента с гипертоническим кризом. СПб, 2015г. С. 145
  8. Внебольничная пневмония у детей. Клинические рекомендации. 2017г. С. 176


Задать вопрос