Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Газизова Ф. С., Нургатина И. Е., Гиниятуллина А. Ш. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 411-414. — URL https://moluch.ru/archive/260/59932/ (дата обращения: 15.07.2019).



В статье рассмотрены коммуникативные способности, являющиеся важным составляющим развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относительно свободно участвовать в нем, что достигается с помощью лингвистических знаний, а также знаний традиций, обычаев, нравов общества. Коммуникативные способности не формируются сами по себе. Так как ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то соответственно и формирование коммуникативных способностей должно проходить посредством игровой деятельности детей. В период дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности [2,с.12].

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, коммуникативные способности, дошкольник, развитие, формирование.

Проблема формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста является актуальной социально-педагогической проблемой, так как от ее решения во многом зависит успешность межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, и в целом — успешность социальной адаптации детей.

Коммуникативные способности должны формироваться в ведущей деятельности ребенка, опираться на положительный опыт общения и нравственные критерии в воспитании детей. В игре происходит формирование социального опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация, приобщение к коммуникативной культуре — культуре общения. Формирование в игре коммуникативных способностей в дошкольном детстве является условием успешной социализации и воспитания детей в сенситивный период развития.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и в то же время она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Основа линии игры, присущие ей: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество [3,c.39].

Сюжетно-ролевая игра способствует развитию поведения ребенка в положительную сторону. Возможность управления поведением, подчинение его правилам сюжетно-ролевых игр. В игре с запутанным сюжетом и ролями, которые создают широкие возможности для воображения и импровизации у детей формируются не только коммуникативные навыки, но и творческое мышление и воображение.

Сюжетно-ролевая игра у многих педагогов и психологов рассматривается как самостоятельная сфера жизни ребенка в дошкольный период детства. По словам А. Г. Асмолова, «дошкольник — личность играющая». По этой причине в ФГОС дошкольного образования выделена игровая деятельность как самостоятельная единица в структуре развития личности ребенка [4,с.34].

Самый эффективный метод управления игрой в дошкольном образовательном учреждении — участие преподавателя в игре. Посредством выполняемой им роли он может влиять (не навязывать, а именно влиять) на направление развития курса и содержание игры, помогать включению в нее всех дошкольников: скромных и закрытых [1.c,86].

Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста в период детства. А также развития отношений детей друг с другом. Трудно переоценить роль сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативной деятельности, в том числе навыков, так необходимых для дальнейшего обучения на следующей ступени образования — в начальной школе.

Целью нашей работы является изучение возможности использования сюжетно-ролевой игры как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра способствует развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Анализ литературы позволил выдвинуть гипотезу исследования: сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели были использованы следующие методы и методики исследования:

− теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования сюжетно-ролевых игр, как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста;

− эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа с детьми;

− психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;

− анализ и интерпретация эмпирических данных, математическая обработка результатов.

− методика «Рукавички» (Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной);

− методика контекстного общения со взрослым (Е. Е. Кравцовой);

− методика «Да» и «нет» не говорите» (Е. Е. Кравцовой)

Данное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Алтынчэч» с. Верхние Челны» НМР РТ. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 5–6 лет (в каждой группе по 20 человек), посещающих старшую группу детского сада. Педагогический эксперимент проводился в три этапа.

Для изучения сформированности коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста нами были выбраны три методики: «Рукавички» (авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), контекстного общения со взрослым (автор Е. Е. Кравцова) и «Да» и «нет» не говорите». (автор Е. Е. Кравцова).

На этапе констатирующего эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы детей, показавшие после проведения методик одинаковые результаты, которые свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной работы с детьми, направленной на формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Таблица 1

Результаты исходной диагностики на констатирующем этапе педагогического эксперимента

«Рукавичка»

«Контекстное общение со взрослым»

«Да» и «нет» не говорить

Итог

Экспер.

Контр.

Экспер

Контр.

Экспер

Контр

Экспер

Контр

Высокий

20 %

30 %

25 %

35 %

10 %

5 %

18, %

23 %

Средний

40 %

30 %

50 %

50 %

60 %

65 %

50 %

48 %

Низкий

40 %

40 %

25 %

15 %

30 %

30 %

32 %

29 %

На формирующем этапе эксперимента реализовался план работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр, направленный на реализацию выдвинутой нами гипотезы.

Цель формирующего этапа работы — экспериментально проверить возможности воздействия сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Мы предположили, что процесс развития коммуникативных способностей у детей данного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры будет эффективным, если будет обеспечено выполнение следующих педагогических условий:

− будет осуществляться в ходе специально подобранных сюжетно-ролевых игр;

− педагог (экспериментатор) будет выступать в качестве создателя игровой среды, выстраивать ключевые принципы ее функционирования, привносить ситуации, на основе которых осуществляется взаимодействие игроков, контролировать развитие игры и подводить ее итоги.

На формирующем этапе экспериментальной работы мы использовали следующие формы работы:

1). Организовали серию сюжетно-ролевых игр с различными сюжетами:

Сюжет 1. Библиотека.

Сюжет 2. Больница.

Сюжет 3. Дом — Дорога в школу — Школа.

Сюжет 4. Путешествие.

Сюжет 5. Дом и работа.

Сюжет 6. Зоопарк.

В процессе руководства сюжетно-ролевой игрой мы активизировали волевые процессы детей, способствовали преодолению трудностей, возникающих в процессе игры, и достижению более качественного результата.

2) Организовали работу, помогающую детям овладеть практическим опытом организации сюжетно-ролевой игры для более свободной коммуникации детей. Это осуществлялось при непосредственном руководстве самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей. Детям предлагали самим взять на себя роль и самим вступить в разные сюжеты игр, соответствуя выделенным моментам организации игры.

Детям со средним уровнем мы старались оказывать больше внимания в плане стимулирования их активности и инициативности, для того чтобы они могли проявлять себя в ситуации общения. Детям с низким уровнем сформированности коммуникативных способностей мы оказывали дополнительную помощь. Перед проведением игры обсуждали персонажей, возможные действия героя.

С целью выявления эффективности проведенной нами работы на формирующем этапе эксперимента, проводилось наблюдение за поведением детей в естественных условиях. Использовались те же самые методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Таблица 2

Результаты итоговой диагностики на контрольном этапе педагогического эксперимента

«Рукавичка»

«Контекстное общение со взрослым»

«Да» и «нет» не говорить

Итог

Экспер.

Контр.

Экспер

Контр

Экспер

Контр

Экспер

Контр

Высокий

40 %

40 %

50 %

40 %

30 %

10 %

40 %

30 %

Средний

50 %

30 %

30 %

45 %

60 %

70 %

47 %

48 %

Низкий

10 %

30 %

20 %

15 %

10 %

20 %

13 %

22 %

Из полученных результатов можно увидеть, что после проведения контрольного этапа экспериментальной работы, произошла динамика в сторону повышения уровня коммуникативных способностей у детей, в особенности тех старших дошкольников, которые продемонстрировали на этапе первичной диагностики низкие показатели.

Также, в процессе заключительного этапа опытно-поисковой работы осуществлялось наблюдение за игрой дошкольников. Дети стали проявлять большую инициативность, активность в совместной со сверстником деятельности, согласовывали свои действия с действиями другого, из-за чего возникало меньше конфликтов в процессе игровой деятельности.

На основании анализа результата проведенных методик можно сделать вывод, что в ходе реализации плана у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень развития коммуникативных способностей. Сюжетно-ролевая игра имеет большой потенциал в их развитии у детей старшего дошкольного возраста и при правильной организации дает положительные результаты.

По результатам контрольного эксперимента мы увидели эффективность проведенной нами работы, направленной на реализацию поставленных задач, в формировании коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Следовательно, сформулированная нами гипотеза верна и доказана экспериментально.

Литература:

  1. Васильева, М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / М. А. Васильева. — М.: Просвещение, 2016. — 86 с.
  2. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. А. Дубина. — М.: Книголюб, 2006. — 64 с
  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2015. — 718 с.
  4. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2012. — 576 с.


Задать вопрос