Саморазрушающее поведение подростков как скрытый суицид | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 01.06.2019

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Моисеева Т. А. Саморазрушающее поведение подростков как скрытый суицид // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 642-644. — URL https://moluch.ru/archive/260/59923/ (дата обращения: 19.07.2019).



В данной статье рассмотрено представление о скрытом суициде, описаны его признаки и отличительные особенности, также приведены результаты эмпирического исследования склонности подростков к отклоняющемуся поведению и представлен общий план работы по полученным рузультатам.

Ключевые слова: саморазрушающее поведение, подростки, суицид, отклонение, скрытый суицид.

Саморазрушающее поведение — это один из видов девиантного (т. е. отклоняющегося) поведения, которое имеет своим результатом смерть. При анализе литературы было выяснено, что многие авторы даже употребляют как синонимы слова «девиантное», «самаразрушающее», «отклоняющееся», «аутоагрессивное» и «аутодеструктивное», а некоторые даже подменяют их друг другом.

Изучением проблемы саморазрушающего поведения занимались и занимаются различные авторы: Дюсметова Р., Чабан О. С., Личко, Маслоу, Амбрумова и другие.

Проблема саморазрушающего поведения в настоящее время стоит очень остро. 21 век — это век технологий (виртуальной реальности, компьютеров, интернета), век, в котором доступно практически все: начиная от иностранных вкусностей и товаров, заканчивая изобилием химии, разнообразием фильмов и сериалов различного содержания, в том числе и с пометкой «18+». Все это непосредственным образом влияет на психику людей (особенно подростков, психика которых еще не успела сформироваться).

Саморазрушающее поведение в настоящее время рассматривается как скрытая форма суицида. Особенно часто данное поведение встречается у подростков, реже у юношей и зрелых людей. Россия сегодня выходит на первое место по количеству детской смертности. По числу суицидов среди несовершеннолетних Россия занимает первое место в мире. Среди причин смертности подростков самоубийство занимает третье место сразу после тяжелых травм и неизлечимых врожденных болезней. По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, что составляет 12,7 % от общего числа умерших от неестественных причин. По данным ВОЗ, каждый год в нашей стране завершают жизнь самоубийством 200 детей и полторы тысячи подростков.

Скрытый суицид характеризуется бессознательным, неосознаваемым желанием умереть. Скрытый, или непрямой, суицид — это завуалированное самоубийство, при котором под влиянием осознаваемых и неосознаваемых страхов смерти человек находит смерть через саморазрушительное поведение или погибает от внешних сил, по большей части им же спровоцированных. По-настоящему при скрытом суициде имеет место не прямое желание умереть, а навязчивый страх перед будущей смертью, невыносимость жить с сознанием неизбежности смерти, что толкает человека к роковым случайностям или пагубным зависимостям. Часто люди, со скрытой формой суицида становятся жертвами аварий, несчастный случаев и катастроф. Их жизнь характеризуется постоянным риском и нахождением «на грани смерти» и как следствие обстоятельства складываются не лучшим образом.

При жизни люди, склонные к срытому суициду, предпочитают держать в себе свои страхи, боль, разочарования и негативные переживания (что особенно характерно для подросткового возраста, когда ребенок думает, что его никто не понимает, он никому не интересен). И, учитывая, что любое высказывание или проблему подростка списывают на возраст, часто близкие и родные не могут распознать суицидальных наклонностей, поскольку те не озвучивают проблему суицидальных мыслей и желаний напрямую, либо взрослые недооценивают всю важность слов подростка.

К сожалению, то, что проблема скрытого суицида существовала, узнают в основном только после гибели, нелепой или внезапной смерти человека. Только после смерти скрытых суицидентов выясняется, что стояло за недомолвками, фразами, дневниковыми записями, необычными поступками, странными прощаниями или творчеством человека.

И тогда делается вывод: да, погибший «предвидел» смерть или даже шел к ней. Но мало кто скажет: панически боясь смерти, он неосознанно неодолимо приближал ее.

Признаком скрытой суицидальности может быть восхищение теми, кто умер молодым. Многие скрытые суициденты давали понять при жизни окружающим, что они хотели бы умереть, если не прямо, то в дневниках, стихах или еще как-то.

По статистике, среди несовершеннолетних распространены следующие формы саморазрушающего поведения:

– токсикомания

– наркомания

– бродяжничество

– пьянство

– курение

– отказ от медицинской помощи при серьёзных заболеваниях

– пренебрежение ПДД или техникой безопасности

– экстремальный спорт без надлежащей тренировки и экипировки, когда совершающий понимает его опасность, но возможный риск ему безразличен

– аутоагрессивное поведение и т. д.

Также отличительной особенностью саморазрушающего поведения является то, что оно имеет внутренние формы, такие как: негативные мысли и переживания, которые подросток способен долгое время держать в себе, не давая окружающим понять состояние человека.

Изучая работы многих авторов, можно сделать вывод, что саморазрушающее поведение — это результат как личностных характеристик индивидов, так и физической и социальной среды, в которой человек находится.

Исходя из определений и понимания саморазразрушающего поведения, было проведено исследование, целью которого, было выяснить, какой процент подростков имеет склонность к отклоняющемуся поведению. Для исследования была взята «Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению», автор А. Н. Орел. Выборку составили ученики 8 класса, в количестве 100 человек (из них 46 девочек и 54 мальчика).

Результаты проведенного исследования представлены ниже.

Рис. 1. Распределение склонностей респондентов по методике А. Н. Орел.

Как видно из рисунка 1 склонности к отклоняющемуся поведению нет только у 25 % испытуемых, у остальных наблюдается отклонение по одной или нескольким шкалам. Отклонение по 1 из 6 шкал выявлено у 38 % испытуемых, отклонение по 2 из 6 шкал выявлено у 13 %. У 9 % всех испытуемых выявлено отклонение по 3 из 6 шкал, у 4 % — отклонение по 4 из 6 шкал. Отклонение по 5 из 6 шкал выявлено у 5 % испытуемых. Отклонение по 6 из 6 шкал выявлено у 6 % испытуемых. То есть без малого у трети подростков есть тенденции к отклоняющемуся поведению по одной или нескольким шкалам и все они находятся в группе риска.

Существует множество причин, которыми можно объяснить полученные результаты и склонность подростков как к саморазрушающему поведению (скрытым суицидам), так и к отклоняющемуся поведению, которое может повлечь за собой гибель. Вот некоторые из них:

– Непонимание или игнорирование родителями и воспитателями особенностей подросткового возраста.

– Обвинение подростка, находящегося в конфликтной ситуации, вместо оказания ему помощи и сочувствия.

– Проекция на подростка собственных нежелательных качеств с приписыванием ему «непочтительности», «недоброжелательности», «сексуальной распущенности».

– Физические наказания, сексуальное насилие по отношению к подростку.

– Вовлечение подростка в алкогольную (наркотическую) зависимость.

– Излишнее стимулирование перфекционизма и конкуренции в образовании и социальном положении.

– Несоответствие уровня притязаний подростка его реальным возможностям.

При выявлении групп риска необходимо проведение специальной работы по предотвращению суицида. Примерный план работы выглядит следующим образом:

– Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса.

– Оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей.

– Проведение социально-психологического тренинга проблем — разрешающего поведения.

– Тренинг поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания,

– Индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности.

– Тренинг эмпатии.

– Психологическая коррекция пассивной стратегии избегания.

– Повышение уровня самоконтроля, замена “значимых других”.

– Выработка мотивации на достижение.

– Другие тренинги поведенческие навыки.

Таким образом, существует различное понимание саморазрушающего поведения, видна необходимость проведения подобных исследований у различных категорий людей и выявления групп риска. Исходя из полученных результатов, намечается ход дальнейшей работы по профилактике отклоняющего поведения и профилактике суицидов у выявленных подростковых групп риска.

Литература:

  1. Зарипова, Ю. Программа психологической помощи подросткам ― «Поверь в себя» / Ю. Зарипова. — М., 2007
  2. Исаев, Д. С. Психология суицидального поведения / Д. С. Исаев, К. В. Шерстнев. — Самара, 2000.
  3. Лаврикова, И. Н. Молодежь: отношение к смерти // Социологические исследования. — 2001. — № 4. — С. 134–137.
  4. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. — М.: Академия, 2005.


Задать вопрос