Программа по краеведению «Город на 150-й версте» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 01.06.2019

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Никитушкина, И. П. Программа по краеведению «Город на 150-й версте» / И. П. Никитушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 624-627. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59921/ (дата обращения: 25.04.2024).



Программа по краеведению «Город на 150-й версте…» рассчитана на 4 года обучения (5–8 классы). В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала. Изучение истории Самарского края — это изучение природы, истории, культуры, жизни знаменитых жителей города Похвистнево и Похвистневского района.

Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний по истории и культуре родного края из разных источников информации, проведение самостоятельных исследований, проектов.

Данная программа может быть рекомендована к использованию учителями начальной школы, учителями основной школы, педагогами дополнительного образования. Программа была апробирована на базе школы № 1, имела положительные результаты согласно мониторингу уровня овладения программой.

Цели:

– пробудить интерес к историческим и культурным ценностям Самарского края, учит бережно к ним относиться;

– способствовать формированию патриотического сознания учащихся;

– формировать чувство гордости за достижения своих земляков;

– воспитывать стремление к творческой деятельности по изучению родного края.

Задачи программы:

– совершенствование организации воспитательной работы, используя современные педагогические технологии;

– развитие творческих способностей учащихся с учётом их интересов и склонностей;

– включение семьи в единое воспитательное пространство школы, создав творческий союз семьи и школы;

– установление тесных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.

Принципы, лежащие в основе программы:

– принцип личностно ориентированного подхода;

– принцип гуманизма;

– принцип креативности;

– принцип практической направленности.

Образовательные результаты программы:

– интерес к истории Самарского края;

– знания по истории и культуре Самарского края;

– умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

– способность творчески мыслить и рассуждать;

– способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в группах.

Формы работы:

– коллективно-творческие дела, праздники, фестивали;

– устные журналы, беседы;

– уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн;

– сбор и оформление материалов для школьного музея;

– проектная и исследовательская деятельность;

– участие в научно-практических конференциях, краеведческих фестивалях.

Мониторинг уровня овладения программой:

– диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;

– участие в краеведческих играх, веб-квестах города, Похвистневского района;

– презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью.

Рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса.

Организация исследовательской деятельности учащихся

Тема внеурочной деятельности

Примерная тематика исследований

1. Твои родные в потоке времени

1. Моя родословная.

2. Судьба моей семьи в истории города Похвистнево.

2. Древняя Русь — страна городов

1. «Город Ветра» (история возникновения города

Похвистнево).

2. О чём рассказал герб города.

3. Значение тарханной грамоты в истории поселения Старопохвистнево.

3. Начало всех начал

1. Археология города Похвистнево и Похвистневского района

4. «Вставай, страна

огромная…»

1. «Навечно ушёл в небо…» (А. А. Бурденюк, штурман экипажа Николая Гастелло, наш земляк».

2. «Забытый памятник незабытой войны» (история эвакогоспиталя № 2799).

3. Школа и война.

4. «Война в судьбе семьи Панюшевых» (история

подвига бывшего директора школы № 1

Е. И. Панюшева).

5. «Мы не можем остановить время, но мы можем сохранить память» (создание в рекреации истории школы № 1 Зала Боевой Славы).

6. «Имена на Аллее Славы».

7. «Спасибо деду за Победу!»

5. Сокровища российской

культуры

1. Архитектурные памятники города Похвистнево.

2. Дом-музей Артура Моро в селе Красные Ключи.

3. Храм Иконы Табынской Божьей Матери

Учебно-тематический план

Содержание программы

1-й год обучения.

«Основы знаний об истории и традициях города» (24 часа)

Тема: «Город, в котором мы живём»(8 часов)

Ознакомить учащихся с происхождением названия города Похвистнево. Объяснить территориальное деление Похвистнева, ознакомить с картой Похвистневского района.

Тема: «Рождение города» (4 часа)

Ознакомить учащихся с Краеведческим музеем города. Дать представление о версиях рождения города, о гербе города, гимне города.

Тема: «Люди города» (6 часов)

Познакомить со знаменитыми земляками, с именем которых связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни страны. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков.

Тема: «Традиции Похвистнева» (6 часов)

Начать знакомство с культурно-бытовыми традициями похвистневцев, праздниками и обычаями.

2-й год обучения

«Историко-географическое изучение Похвистнева и Похвистневского района» (27 часов)

Тема: «Природа Похвистневского края» (8 часов)

Ознакомить учащихся с географическим положением Похвистнево и района. Расширить знания учащихся о природе, растительном и животном мире края. Видеть красоту родного края и стремиться к сохранению природных богатств.

Тема: «Традиционные ремёсла нашего края» (6 часов)

Продолжить знакомство с жизнью и бытом похвистневцев. Начать знакомство с традиционными ремёслами родного края в Краеведческом музее города. Побывать на экскурсии в Доме ремёсел.

Тема: «Улицы Похвистнево» (7 часов)

Наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию. Установить связь с названием улицы.

Тема: «Достопримечательности сёл Похвистневского района» (6 часов)

Ознакомить с картой Похвистневского района. Расширить знания о памятных местах и достопримечательностях Похвистневского района.

3-й год обучения

«Страницы истории города» (30 часов)

Тема: «Родословие» (4 часа)

Родословная человека, поколения предков, родословное древо. Связь поколений и времён в истории родного города.

Тема: «Летопись города 1888–1929 годов» (6 часов)

Знакомство с документальными материалами по истории города данного периода. История появления железнодорожной станции Похвистнево. События революции 1917 года, Гражданской войны. События 1920-х годов, происходившие в уезде через партийные документы Бугурусланского комитета РКП (б).

Тема: «Летопись города 1930–1940-х годов» (6 часов)

Показать неразрывную связь истории родного города с историей страны. Знакомить учащихся с важными документами, на основании которых писалась история города и района. Расширять знания учащихся о достопримечательностях города, связанных с этим периодом истории страны.

Тема: «Похвистнево в годы Великой Отечественной войны» (8 часов)

Познакомить учащихся с Книгой Памяти Самарской области. Представить материалы, рассказывающие о формировании воинских соединений, работе местных эвакуированных предприятий в годы Великой Отечественной войны, о работе эвакогоспиталя № 2977, который расположился в здании бывшей районной школы № 1.

Рассказать о том, что вблизи посёлка Похвистнево в годы войны были построены два запасных аэродрома, а на полях сражений воевал танк под названием «Похвистневский осоавиахимовец».

Познакомить учащихся с воспоминаниями старожилов Н. Д. Ивановой, Г. Е. Панюшева, Р. Г. Покщаева.

Тема: «Город, который люблю» (4 часа)

Продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордости за своих земляков.

Ознакомить с произведениями искусства о Похвистнево. Попробовать создать свои рисунки, стихи, рассказы, оформить фотоальбомы и рукописные книги о родном городе.

4-й год обучения

«Жизнь знаменитых земляков» (28 часов)

Тема: «Летописцы родного края» (4 часа)

Познакомить с историей жизни первого краеведа Похвистневского района В. А. Ендураева и его рукописной книгой.

Познакомить с людьми, занимающимися краеведческими исследованиями Похвистнево и Похвистневского района (Т. П. Потапова, И. С. Шахова, Г. Е. Панюшев).

Тема: «Похвистневцы в искусстве» (6 часов)

Ознакомить с именами жителей Похвистнево — деятелей культуры, исследовать их жизнь, творческий вклад в историю и культуру города и района.

Тема: «Похвистневцы — участники и герои Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». (10 часов)

Рассказать о кладе наших земляков в победу над фашисткой Германией. Провести исследовательскую работу по темам: «Школа и война», «Забытый памятник незабытой войны — история эвакогоспиталя № 2977», «Спасибо деду за Победу».

Тема: «Похвистневцы — Почётные граждане города и района» (8 часов)

Продолжить знакомство с выдающимися земляками, которые имеют звание «Почётный гражданин города» и «Почётный гражданин Похвистневского района». Изучить их вклад в развитие города и района.

Тематика классных часов

1-й год обучения:

  1. Город, в котором мы живём.
  2. Наша школа.
  3. Наш Похвистневский район.
  4. Предприятия, на которых работают наши родители.
  5. Как рождался Похвистнево.
  6. Похвистневцы — герои Великой Отечественной войны.
  7. Знаменитые земляки.
  8. Город Ветра — традиция празднования Дня Города.

2-й год обучения:

  1. Природа Похвистневского края.
  2. Памятники природы.
  3. Парки нашего города.
  4. Реки и водоёмы Похвистнево и района.
  5. Старые названия улиц нашего города.
  6. Нашему городу — 125 лет.

3-й год обучения:

  1. История моей семьи в истории Похвистнево.
  2. Мифы и легенды о Похвистнево.
  3. Песни и стихи, прославляющие Похвистнево.
  4. История гимна города Похвистнево.
  5. Похвистнево в произведениях художников.

4-й год обучения:

  1. Похвистнево и похвистневцы.
  2. Летописцы родного края.
  3. Похвистневцы — герои Великой Отечественной войны и наша школа.
  4. Летопись нашего города.

Литература:

  1. Потапова Т. П. «Самарские губернские ведомости — 150» № 2 декабрь.1998.
  2. Город на 150-й версте. Страницы истории города Похвистнево 1888–1947 гг. Изд. 2-е, испр. и доп. Составитель Т. П. Потапова. Под ред. В.В. Ерофеева. Похвистнево, 2014 г.
  3. 150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г. И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати, 2000.
  4. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Документы и материалы. Самара. Издательство «Самарский дом печати», 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): Похвистневский район, похвистнево, родной край, час, Великая Отечественная война, Самарский край, город, земляк, история, родной город.


Похожие статьи

Мой край | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Тема 6. Мой родной город (3часа). Мой любимый уголок родного города, история названия

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история

Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве...

Гордость земли Валуйской | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви...

Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае

Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют...

История города Минеральные Воды в годы Великой...

История Ставрополья в годы Великой Отечественной войны является составной частью

Накануне Великой Отечественной войны Ставрополье занимало одно из ведущих в СССР мест в

В течение 14 часов велись оборонительные бои за город. Вот что сообщалось в...

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД...

Это было Величайшее сражение в истории Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма

— Назовите имена земляков-героев, защищавших наш город во время ВОВ.

Краеведение как средство патриотического воспитания

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская. Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Он вырабатывался веками.

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби...»

Проект «Родной свой край люби и знай!" Этот проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё. Проект долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей.

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Жуковская Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой.

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская.

Моя малая Родина — мой родной поселок Новый Карачай

Родной край! Это понятие живет в человеке с рождения.

Это был центр торговли и ремесел, а прекратил свое существование этот прекрасный город в 13 веке. В наше время это большое плато, по краям обрамленное валом высотой 1,5- 2 метра и кое-где археологи раскопали стены...

Похожие статьи

Мой край | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Тема 6. Мой родной город (3часа). Мой любимый уголок родного города, история названия

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история

Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве...

Гордость земли Валуйской | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви...

Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае

Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют...

История города Минеральные Воды в годы Великой...

История Ставрополья в годы Великой Отечественной войны является составной частью

Накануне Великой Отечественной войны Ставрополье занимало одно из ведущих в СССР мест в

В течение 14 часов велись оборонительные бои за город. Вот что сообщалось в...

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД...

Это было Величайшее сражение в истории Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма

— Назовите имена земляков-героев, защищавших наш город во время ВОВ.

Краеведение как средство патриотического воспитания

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская. Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Он вырабатывался веками.

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби...»

Проект «Родной свой край люби и знай!" Этот проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё. Проект долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей.

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Жуковская Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой.

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская.

Моя малая Родина — мой родной поселок Новый Карачай

Родной край! Это понятие живет в человеке с рождения.

Это был центр торговли и ремесел, а прекратил свое существование этот прекрасный город в 13 веке. В наше время это большое плато, по краям обрамленное валом высотой 1,5- 2 метра и кое-где археологи раскопали стены...

Задать вопрос