Оценка эффективности оказания дополнительных услуг федеральными государственными учреждениями высшего образования с позиции налогового законодательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 01.06.2019

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Голотина Е. А. Оценка эффективности оказания дополнительных услуг федеральными государственными учреждениями высшего образования с позиции налогового законодательства // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 505-507. — URL https://moluch.ru/archive/260/59870/ (дата обращения: 17.07.2019).



В статье на основе анализа данных бухгалтерской отчетности с учетом особенностей налогообложения федеральных государственных учреждений высшего образования производится оценка эффективности оказания ими дополнительных услуг (выполнение работ, реализации товаров), не относящихся к образовательным услугам и научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: федеральные государственные учреждения высшего образования, налоговая нагрузка, налоговые льготы, дополнительные услуги, образовательная деятельность.

В динамично развивающихся условиях современной действительности образовательные организации выступают важными субъектами различных видов правоотношений, в том числе и в сфере налогового права. Специфика налогообложения в системе образования связана с особенностями правового статуса участников образовательных отношений, режимом их деятельности, доходами и имуществом.

Для федеральных государственных учреждений высшего образования, находящихся на общей системе налогообложения, налоговым законодательством предусмотрены следующие льготы:

  1. Возможность применения ставки 0 % по налогу на прибыль организаций при выполнении следующих условий (статья 284.1. НК РФ):

– наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности;

– за налоговый период доходы организации от осуществления образовательной деятельности и от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с Налоговым кодексом РФ, должны составлять не менее 90 процентов ее доходов.

– в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

– организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами.

  1. Освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость образовательных услуг и выполнения научно-исследовательских работ.

Это говорит о том, что если доля доходов от дополнительных видов деятельности, не связанной с оказанием образовательных услуг и выполнением научно-исследовательских работ, превышает 10 % от общего объема доходов от приносящей доход деятельности, учреждения высшего образования будут нести налоговую нагрузку по уплате налога на прибыль организаций. Кроме того, оказание дополнительных услуг (выполнение работ, реализация товаров) будут являться объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Следовательно, можно сделать вывод о том, что нагрузка по уплате НДС и налога на прибыль ложиться на доходы учреждений высшего образования, полученных от оказания дополнительных услуг (выполнения работ, реализации товаров).

На основании данных бухгалтерской отчетности в таблице 1 произведен расчет доли доходов от оказания образовательных услуг в общей сумме доходов от приносящей доход деятельности федеральных государственных учреждений высшего образования, функционирующих на территории Волгоградской области.

Очевидным является, что доля доходов от образовательной деятельности превышает 90 % только в Волгоградском институте управления — филиале ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Однако институт не пользовался льготой на налогу на прибыль, поскольку является филиалом, а в целом по юридическому лицу ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» согласно данным бухгалтерской отчетности доля доходов от образовательной деятельности в 2016–2018 гг. составляла около 80 %.

Таблица 1

Доля доходов от образовательной деятельности вобщем объеме доходов от приносящей доход деятельности федеральных государственных учреждений высшего образования, функционирующих на территории Волгоградской области, в 2016–2018гг. (млн руб.)

Волгоградский институт управления— филиал РАНХиГС

Волгоградский государственный университет

Волгоградский государственный технический университет

2016

2017

2018

2016

2017

2018

2016

2017

2018

Доходы

211,0

223,0

219,4

389,9

384,5

430,4

876,4

1018,1

1038,3

Доходы от обр. деятельности

192,2

201,9

205,8

295,6

317,2

328,9

438,7

498,1

469,1

Доля доходов от обр. деятельности (%)

91 %

91 %

94 %

76 %

82 %

76 %

50 %

49 %

45 %

Примечание — составлено автором.

Величина уплаченного в 2016–2018 годах налога на прибыль отражена в таблице 2, кроме того в ней отражены рассчитанные показатели налоговой нагрузки на доходы от дополнительно оказываемых услуг (реализованных товаров, выполненных работ) и эффект от их оказания. Налоговая нагрузка рассчитывалась как отношение уплаченных налога на добавленную стоимость и налога на прибыль к величине доходов от дополнительных видов деятельности учреждений высшего образования.

На основании проведенных расчетов можно сделать вывод о наличии обратной зависимости между нагрузкой по уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, которая ложится на доходы федеральных государственных учреждений высшего образования от оказания дополнительных услуг (выполнения работ, реализации товаров), и долей данных доходов в общем объеме доходов учреждений от предпринимательской деятельности.

Таблица 2

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль иНДС на доходы от дополнительных видов деятельности федеральных государственных учреждений высшего образования, функционирующих на территории Волгоградской области, в 2016–2018гг. (млн. руб.)

Волгоградский институт управления— филиал РАНХиГС

Волгоградский государственный университет

Волгоградский государственный технический университет

2016

2017

2018

2016

2017

2018

2016

2017

2018

Доходы от НИР

6,2

4,6

0,6

7,7

7,6

8,0

57,5

83,4

98,8

Доходы от доп. услуг

12,7

16,5

12,9

86,6

59,7

93,6

380,2

436,7

470,4

Налог на прибыль

7,1

8,5

6,6

7,1

6,6

0

8,5

11,7

6,4

НДС

0,5

2,1

1,8

4,3

3,6

5,2

21,8

33,6

49,7

Налог. нагрузка по налогу на прибыль и НДС на доходы от доп. услуг (%)

60 %

64 %

65 %

13 %

17 %

5 %

8 %

10 %

12 %

Эффект от оказания доп. услуг

5,04

5,9

4,5

75,3

49,7

88,4

349,9

391,4

414,2

Примечание — составлено автором.

Кроме того, от доли доходов от дополнительных услуг зависит и показатель эффективности их оказания. Так оказание услуг (выполнение работ, реализация товаров), не относящихся к образовательной и научно-исследовательской деятельности, наиболее эффективно в Волгоградском государственном техническом университете: доходы от такой деятельности, уменьшенные на величину уплаченных налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, составляли почти 40 % от общего объема доходов учреждения от предпринимательской деятельности. В Волгоградском государственном университете этот показатель равнялся 19 %, 13 % и 20,5 % в 2016, 2017 и 2018 годах соответственно. Доля очищенных от налога на прибыль и НДС доходов от дополнительных видов деятельности в суммарной величине доходов от предпринимательской деятельности в Волгоградском институте управления — филиале РАНХиГС составляла 2 %. Кроме того, налоговая нагрузка на доходы от дополнительных видов деятельности была более 60 %.

Поскольку возможность применения ставки 0 % по налогу на прибыль для образовательных учреждений действительна только до 1 января 2020 года, на основании проведенного анализа можно рекомендовать федеральным государственным учреждениям высшего образования наращивать объем оказания дополнительных услуг (выполнение работ, реализации товаров), что позволит не только снизить налоговую нагрузку на учреждение и получать дополнительные доходы, но и улучшить качество предоставляемых учреждениями образовательных услуг.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1: от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 01.05.2019 г.) // Справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2: от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 01.05.2019 г.) // Справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
  3. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях // URL: https://bus.gov.ru/ (дата обращения: 28.05.2019).


Задать вопрос