{{{Гидрореабилитация как средство социализации детей срасстройством аутического спектра ввозрасте 7–10 лет}}}
Шубин Дмитрий Алексеевич, студент магистратуры
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Приёмы и методы гидрореабилитации очень полезны для всестороннего развития детей, совершенствования их дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закаливания организма, формирования правильной осанки и коррекции её нарушений.
Techniques and methods of hydro-rehabilitation are very useful for the comprehensive development of children, improving their respiratory and cardiovascular systems, hardening the body, forming a correct posture and correcting its disorders.
Исследование проходило в городе Перми, на базе СК «Кама» с сентября по май 2018–2019гг. Занятия проводились 1 раз в неделю, длительностью одного занятия 45 минут. Всего в исследовании принимало участие 5 детей с РАС. Все участники эксперимента относятся к одной категории аутистов — 2 группа. Этим детям доступно активное взаимодействие со средой в рамках немногих освоенных ими стереотипных ситуаций, в форме привычных действий и слов. Для них характерна речь штампами, в инфинитиве или во втором и третьем лице, использование цитат из книг, отставленной эхолалии. Их аутистические установки уже выражаются в активном негативизме, а аутостимуляция как в примитивных, так и в изощренных стереотипных действиях — активном избирательном воспроизведении одних и тех же привычных и приятных впечатлений, часто сенсорных и получаемых самораздражением.
Тренировочный процесс, разделен на 3 этапа: 1 — перед проведением занятий проводится беседа с родителями детей-инвалидов, на предмет установления особенностей каждого ребенка. Затем, начинаются индивидуальные занятия, по ознакомлению с бассейном, новой незнакомой обстановкой, тренером, знакомство с водной средой, овладению первичных плавательных навыков. 2 — формирование небольших групп детей с РАС, со схожими уровнями аутизма, уровнями плавательной подготовки, и проведение занятий в этих группах. 3 — инклюзия. При положительном эффекте формирования групп детей с подобными друг другу параметрами, проводится интеграция их в среду с нормотипичными детьми с последующим анализом пребывания их в данной среде.
При формировании диагностического инструментария, нам было необходимо определить критерии, по которым бы можно было в дальнейшем отследить динамику уровня социализации. Мы обратились к работе А. В. Петровского, где он выделяет 3 основных критерия уровня социализации. Социализация связана с тремя критериями, по которым определяется психическое и личностное здоровье человека:
- реакция на другого как на равного себе;
- реакция на факт существования норм в отношениях между людьми, т. е. выделение этих норм и стремление следовать им;
- характер переживания своей относительной зависимости от других людей.
На рисунках 1, 2 и 3 представлен сравнительный анализ в виде диаграммы каждого критерия, анализируя каждый критерий, можно убедиться в том, что по каждому из них все дети повысили свои результаты на несколько пунктов.
Рис. 1. Процентный прирост результатов диагностики ДО и ПОСЛЕ эксперимента способа № 1 критерия № 1
Рис. 2. Процентный прирост результатов диагностики ДО и ПОСЛЕ эксперимента способа № 1 критерия № 2
Рис. 3. Процентный прирост результатов диагностики ДО и ПОСЛЕ эксперимента № 1 критерия № 3
Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что все показатели повысились в положительном ключе. Нельзя сказать о том, что все дети произвели значительный прогресс при интеграции в другую группу, но каждый из них показал положительный результат, в той или иной мере.
Выводы: Экспериментально проверена эффективность использования программы гидрореабилитации для детей с расстройством аутического спектра. Было замечено, что дети с РАС, занимающиеся по данной программе, приблизились к нормотипичным детям по уровню адаптационного потенциала.
Литература:
- «Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь», (2003) О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг и др., стр. 5;
- «К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом», (2002) И. Л. Брин, Н. С. Демикова, М. Л. Дунайкин, С. А. Морозов, С. С. Морозова, Т. И. Морозова, Н.И Праведникова, И. Н. Татарова, И. В. Черепанова, О. Г. Шейнкман, стр. 12.
- «К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом», (2002) И. Л. Брин, Н. С. Демикова, М. Л. Дунайкин, С. А. Морозов, С. С. Морозова, Т. И. Морозова, Н.И Праведникова, И. Н. Татарова, И. В. Черепанова, О. Г. Шейнкман, стр. 27–29.
- Никольская, О.С. «Проблемы обучения аутичных детей» / О. С. Никольская // Дефектология. — 1995.
- Плаксунова Э. В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития — 2009. — С. 67–72.
- Г. Селье «Очерки об адаптационном синдроме». М. 1972, с.54.
- Кондратьев М. Ю. О научной психологической школе А. В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом университете // Социальная психология и общество. — 2011. — № 3. — С. 14–31