Становление и развитие исламских банков в зарубежных странах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 02.06.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Мельник С. С. Становление и развитие исламских банков в зарубежных странах // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 553-555. — URL https://moluch.ru/archive/260/59847/ (дата обращения: 23.07.2019).



Исламские банки — уникальный экономический институт, который появился в XX веке. Свою правовую основу, как и экономические методы, исламские банки заимствовали из права Шариата. Актуальность проблем договорных конструкций обоснована, прежде всего, быстрым ростом популярности исламских банков во всем мире. Нельзя не сказать, что свое место они заняли и на территории Российской Федерации.

Следует признать, что для свободного функционирования исламских банков в России есть объективные проблемы, устранение которых, безусловно, является первоочередной задачей в этой сфере.

Достоверно известно, что первым исламским банком является Мит-Гамр, стоит отметить, что данный банк нельзя назвать полностью «исламским банком в прямом смысле этого слова. В основу его деятельности были положены принципы, заложенные в Коране, объединение немецких сбербанков позволило начать эксперимент. Неожиданно для всех — данный эксперимент имел невероятный успех, за 3 года с 25 000 египетских фунтов вклады выросли до 125 000, инвестиционные депозиты выросли с 35 000 до 75 000, при том, что около 60 % заявок банк отвергал, чтобы не подвергать эксперимент риску [1].

В 1967 году банк был закрыт, на данном этапе насчитывалось уже 9 банков, которые работали по принципам, заложенным в Исламе. В 1972 году участниками эксперимента был подготовлен документ «Египетское исследование по исламским банкам», данный документ позволил в 1973 году принять решение о создании Международного исламского банка, который начал свою деятельность в 1975 году. Отделения МИБа открыты в 34 странах мира, помимо этого осуществляет материальную поддержку нуждающихся в финансировании стран (прямое воплощение исламской экономики) [1].

Стоит разобраться в причинах успеха первого исламского банка, в ходе исследования удалось выделить следующие причины, позволившие получить такой результат, прежде всего это выгодное экономическое положение (большинство людей, проживавших на этой территории исповедовали ислам, ввиду этого, банками не пользовались). Умелая политика в отношении продвижения исламского банкинга также весьма ощутима. Помимо этого, основной причиной, безусловно, является стабильный и непрерывный экономический рост.

Исламский банкинг или бэнкинг получил широкое распространение в странах Европы, особенно в Англии. Одним из факторов внимания можно назвать отличие от классического понимания банка [3]. Зачастую многие удивляются данному факту, а между тем на территории Великобритании функционирует 5 таких банков, первый из которых появился еще в 2004 году. В странах СНГ также имеются такие банки, одним из первых внедрять их в свою банковскую система начал Казахстан. В Казахстане с 2006 года начали активно заниматься внедрением таких банковских систем. Одной из веских причин можно считать подавляющее количество мусульман в стране около 80 %). С целью облегчить функционирование исламских банков — началось изменение национального законодательства Казахстана. Исламский банкинг в Казахстане находится на первоначальной стадии развития и пока представлен единственным финансовым институтом — AlHilal, 100 % которого принадлежит правительству Абу-Даби (ОАЭ) [2].

Для того, чтобы осуществлять свою деятельность на территории России, необходимо отметить важность экономических принципов функционирования исламских банков, которые выступают как особый вид связи между всем спектром отношений, возникающих в данной сфере. Исламские банки фактически состоят из исламской философии, а принципы — это кондовые понятия, без которых невозможно понять сущность ни одного, ни другого.

Важнейшим принципом функционирования исламских банквов является использование особых экономических инструментов, основными являются: мушарака и мудараба [4, с.3-4]. Помимо основных выделяют также: иджара, мурабаха, истисна. Целесообразно будет рассмотреть данный набор инструментов и сравнить его с законодательством Российской Федерации. Под мушаракой в самом общем смысле понимают совместное долевое предприятие, в котором инвесторы осуществляют вложения вскладчину и делят между собой как прибыль, так и убытки в соответствии с размером пая. Одним из инвесторов может быть исламский банк. По своим признакам схож с товариществом на вере, но с определенной спецификой.

Мудараба отличается от мушараки лишь тем, что одним из инвесторов обязательно должен быть исламский банк, который вкладывает финансовые средства, а другие участники только труд и знания.

Следующие виды инструментов по своей природе схожи с финансовой арендой (лизингом):

− мурабаха — исламский банк приобретает необходимый клиенту актив (недвижимость или товар, в зависимости от условий договора) и передает его с отсрочкой платежа. В данном случае правила не нарушаются, так как банк получает вознаграждение за взятый на себя риск [4, с.4-6].

− истисна — здесь исламский банк помогает заключить договор покупателю и производителю (продавцу), оплачивает его в целях производства (поставки) определенного продукта с заданными спецификациями по определенной цене и с фиксированной датой поставки. Тоже выступает как некий особый вариант лизинга, принципы также соблюдается ввиду взятия банком на себя возможных рисков [4, с. 6-9].

С учетом рассмотренных видов экономических инструментов можно перейти к проблемам, связанным с договорными отношениями. Прежде всего стоит отметить, что для исламских банков характерно заключение сделок с определенным уровнем риска, то есть большинство сделок являются алеоторными. Еще одним важным аспектом является направленность деятельности банка, которая ограничена правом шариата, поэтому иные виды взаимодействия с клиентами, отличные от указанных в шариате, не допускаются. Это осложняет развитие банков с одной стороны, но минимизирует риски клиента с другой. Представляется, что интерес Центрального Банка России к таким методам ведения банковской деятельности закономерен и оправдан [5].

Как на практике проходит процесс рассмотрения заявки на заключение договора? Прежде всего проводится экспертная оценка потенциального клиента (не отличается от классического банка) материальное положение, кредитная история, иная социальная оценка. Следующим этапом будет являться шариатская экспертиза. Очень важно отметить особую структуру, которая не позволяет отклоняться от принципов шариата. Шариатская экспертиза проводится шариатским наблюдательным советом, учрежденным в соответствии с требованиями Международного генерального совета исламских банков и финансовых институтов, для чего была создана бухгалтерская и аудиторская организация для исламских финансовых институтов. В большинстве исламских банков помимо внешней шариатской экспертизы проводится и внутренняя шариатская экспертиза, что снижает шансы нарушения принципов функционирования банков. Для всех экспертов (как внешнего, так и внутреннего уровня экспертизы) предъявляются особые требования. Они более лояльны для экспертной комиссии внутреннего уровня — знание шариата, финансовых и юридических основ. Для внешнего уровня требования ужесточены: членами комиссии обязательно должны являться специалисты в праве шариата, праве государства, на территории которого такая комиссия создана, и владение знаниями в сфере экономического и финансового учета. Для каждой страны могут отдельно устанавливаться названия соответствующих комиссий. Все компании проходят шариатский контроль на предмет соответствия заявленной деятельности и ее практической реализацией. Это влияет на каждое соглашение, достигнутое между отдельным банком и клиентом. Так, если шариатский контроль не одобрил деятельность банка — договор может быть заключен на других условиях или не заключаться вообще.

Главной категорией договоров будут являться риски, которые могут понести участники соглашения. Риски могут варьироваться в зависимости от того направления, которое выбрал клиент. Если направление сотрудничества направлено на достижение какой-либо прибыли — риски оцениваются банком для выявление потенциального направления сотрудничества. Если же клиент осуществляет деятельность для «блага других», то риски не рассматриваются.

Таким образом, можно сделать вывод о правовом регулировании исламских банков, которое происходит на двух уровнях: международном и национальном. На международном уровне осуществляется регулирование со стороны Исламского банка развития (международный исламский банк), на национальном уровне — законодательство отдельно взятой страны. Для России не характерен данный вид отношений, ввиду малоизученности данного явления. Ряд исламских банков функционирует, но из-за проблем двойного налогообложения, социальной предубежденности в религиозности таких учреждений, пользуется популярностью лишь в отдельных регионах страны. Вмешательство со стороны государства в данный вопрос необходимо, что, безусловно, решит ряд проблем в данной сфере и позволит дальше развиваться таким институтам.

Литература:

  1. Ал Ахмед Мохамед Хасан. История и эволюция исламской банковской системы // Проблемы и перспективы экономики и управления. 2015. С. 78–80.
  2. Данилов Ю. А., Яндиев М. И. Развитие исламских финансов в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17, № 2. С.46
  3. Данилова Е. Турция: есть ли будущее у «исламской экономики»? // Россия и мусульманский мир. 2004. № 5. С.136–146
  4. Муфтий Мухаммад Таки Усмани. Исламские финансы — «Исламская книга», 2013. С.3–9.
  5. А. Ю. Журавлёв. Исламский банкинг — «Садра», 2017 — (Экономика и право (Садра)). С.35
  6. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права / Матузов Н. И., Малько А. В. / М.: Кнорус, 2016. С. 242
  7. Пашенцев Д. А. История государства и права зарубежных стран: учебник / Д. А. Пашенцев. — Москва: Юстиция, 2017. С. 136–143
  8. Покровский И. А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. 2004. С. 42–59.


Задать вопрос