Фольклор как способ формирования речевых умений на литературном чтении в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 31.05.2019

Статья просмотрена: 414 раз

Библиографическое описание:

Николаева, К. А. Фольклор как способ формирования речевых умений на литературном чтении в начальной школе / К. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 438-440. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59832/ (дата обращения: 22.11.2024).



Ключевые слова: речевые умения, фольклор, языковая коммуникация,

В жизни человека речевая коммуникация имеет большое значение. В становлении же личности ребенка речь занимает одно из ведущих мест. Исключительную значимость имеет речь в установлении контакта с другими детьми. Дети, владеющие языковой коммуникацией, легко могут общаться с другими детьми. Дети с задержкой в развитии речи испытывают большие трудности в детском коллективе: не могут объяснить, чего хотят, плохо включаются в игровую и учебную деятельность [1].

Универсальным средством развития речевых умений является фольклор, в особенности малые фольклорные жанры. Они достаточно просты для озвучивания ребенком, доступны в смысловом отношении, представляют собой образец точного, лаконичного и содержательного построения высказывания, а, следовательно, незаменимы в плане речевого развития учащихся [3].

В теоретической части исследования нами была подробно рассмотрена и проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросу формирования и развития речевых умений средствами фольклора, выявлены основные способы применения фольклора на уроках литературного чтения в начальной школе (монологические, диалогические и др.)

Во второй главе нашего исследования нами была проведена тестовая методика «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой, которая включала в себя 4 серии смысловых блоков. В каждой серии представлено от 1 до 4х заданий, выполняя которые, ребенок может набрать от 0 до 5 баллов.

На основе полученных и проанализированных нами результатов по каждой серии диагностики, можно сделать вывод, что у подавляющего большинства учащихся в классе очень высокий уровень развития речевых умений. При анализе результатов входящей диагностики было выявлено, что достаточно высокий показатель ребята продемонстрировали в I серии заданий. Достаточно большое количество баллов у ребят было упущено во II и III блоке. Таким образом, основываясь на результатах диагностики, мы сделали вывод о недостаточном уровне сформированности речевых умений у учащихся начальных классов по следующим параметрам:

  1. Грамматический строй речи;
  2. Словарный запас и навыки словообразования;
  3. Развитие связной речи.

Рис. 1. Результаты диагностики уровня развития речевых умений у учащихся 1 А класса n=31

В рамках формирующего эксперимента нами была разработана и реализована авторская образовательная программа «Формирования речевых умений у младших школьников средствами фольклора». В программе был представлен комплекс упражнений и игр для 1 класса по формированию речевых умений с использованием фольклорных текстов, малых фольклорных жанров, составлено календарно-тематическое планирование, а также разработаны 14 технологических карт к каждому занятию.

На контрольном этапе нашего исследования повторно была проведена с учащимися 1 А класса «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой.

На основе полученных и проанализированных нами результатов по каждой серии входящей и итоговой диагностики, был сделан вывод, об существенных количественных изменениях относительно каждой серии диагностики. Если ранее очень высоким уровнем развития речевых умений обладали 20 учащихся, то после реализации разработанной нами программы их количество увеличилось до 23 человек. При первичной диагностике, высоким уровнем развития речевых умений обладали 5 учащихся, сейчас цифра возросла до 6. Анализируя результаты первой и второй проведенной нами диагностики стоит отметить, что средний уровень в классе теперь имеет лишь 2 ребенка, в то время, как раньше учащихся с данным показателем было 5. После апробации программы количество детей, обладающих низким уровнем, значительно снизилось. Ранее детей с низким уровнем развития речевых умений было 3 человека, после реализации программы все дети повысили свой показатель.

Стоит отметить, что именно по блокам «Грамматический строй речи» и «Связная речь» произошел существенный прирост. Относительно III блока заданий «Словарный запас и словообразование» также произошли количественные изменения в позитивную сторону, что свидетельствует о результативности разработанной нами программы.

Литература:

1. Актаева, Т. В. Формирование универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября». — Режим доступа: festival.1september.ru/articles/635018/ (дата обращения: 28.10.2016).

2. Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников [Текст] // О. М. Арефьева. — Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 2. — С. 74–78.

3. Архипова Нина Геннадьевна, Павлова Анастасия Современный детский фольклор: особенности бытования // Слово: фольклорно диалектологический альманах. 2005. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-detskiy-folklor-osobennosti-bytovaniya (дата обращения: 24.11.2016).

4. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А., Карабанова О. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Кабанова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

Основные термины (генерируются автоматически): III, высокий уровень развития, ребенок, умение, класс, серия диагностики, устная речь, учащийся, фольклор, языковая коммуникация.


Ключевые слова

фольклор, речевые умения, языковая коммуникация

Похожие статьи

Развитие познавательных универсальных учебных действий в процессе формирования орфографических навыков у младшего школьника

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогическо...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами

В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов

В статье описаны теоретические аспекты развития коммуникативных способностей младших школьников. Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над текстом культуроведческой направленности.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений

Текст как основа речевого развития школьников

В данной статье выделены направления, которые являются составными компонентами процесса речевого развития, описана роль текста в развитии речи школьников.

Воспитание культуры общения у младших школьников

В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.

Похожие статьи

Развитие познавательных универсальных учебных действий в процессе формирования орфографических навыков у младшего школьника

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогическо...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами

В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов

В статье описаны теоретические аспекты развития коммуникативных способностей младших школьников. Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над текстом культуроведческой направленности.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений

Текст как основа речевого развития школьников

В данной статье выделены направления, которые являются составными компонентами процесса речевого развития, описана роль текста в развитии речи школьников.

Воспитание культуры общения у младших школьников

В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.

Задать вопрос