Ключевые слова: речевые умения, фольклор, языковая коммуникация,
В жизни человека речевая коммуникация имеет большое значение. В становлении же личности ребенка речь занимает одно из ведущих мест. Исключительную значимость имеет речь в установлении контакта с другими детьми. Дети, владеющие языковой коммуникацией, легко могут общаться с другими детьми. Дети с задержкой в развитии речи испытывают большие трудности в детском коллективе: не могут объяснить, чего хотят, плохо включаются в игровую и учебную деятельность [1].
Универсальным средством развития речевых умений является фольклор, в особенности малые фольклорные жанры. Они достаточно просты для озвучивания ребенком, доступны в смысловом отношении, представляют собой образец точного, лаконичного и содержательного построения высказывания, а, следовательно, незаменимы в плане речевого развития учащихся [3].
В теоретической части исследования нами была подробно рассмотрена и проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросу формирования и развития речевых умений средствами фольклора, выявлены основные способы применения фольклора на уроках литературного чтения в начальной школе (монологические, диалогические и др.)
Во второй главе нашего исследования нами была проведена тестовая методика «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой, которая включала в себя 4 серии смысловых блоков. В каждой серии представлено от 1 до 4х заданий, выполняя которые, ребенок может набрать от 0 до 5 баллов.
На основе полученных и проанализированных нами результатов по каждой серии диагностики, можно сделать вывод, что у подавляющего большинства учащихся в классе очень высокий уровень развития речевых умений. При анализе результатов входящей диагностики было выявлено, что достаточно высокий показатель ребята продемонстрировали в I серии заданий. Достаточно большое количество баллов у ребят было упущено во II и III блоке. Таким образом, основываясь на результатах диагностики, мы сделали вывод о недостаточном уровне сформированности речевых умений у учащихся начальных классов по следующим параметрам:
- Грамматический строй речи;
- Словарный запас и навыки словообразования;
- Развитие связной речи.
Рис. 1. Результаты диагностики уровня развития речевых умений у учащихся 1 А класса n=31
В рамках формирующего эксперимента нами была разработана и реализована авторская образовательная программа «Формирования речевых умений у младших школьников средствами фольклора». В программе был представлен комплекс упражнений и игр для 1 класса по формированию речевых умений с использованием фольклорных текстов, малых фольклорных жанров, составлено календарно-тематическое планирование, а также разработаны 14 технологических карт к каждому занятию.
На контрольном этапе нашего исследования повторно была проведена с учащимися 1 А класса «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой.
На основе полученных и проанализированных нами результатов по каждой серии входящей и итоговой диагностики, был сделан вывод, об существенных количественных изменениях относительно каждой серии диагностики. Если ранее очень высоким уровнем развития речевых умений обладали 20 учащихся, то после реализации разработанной нами программы их количество увеличилось до 23 человек. При первичной диагностике, высоким уровнем развития речевых умений обладали 5 учащихся, сейчас цифра возросла до 6. Анализируя результаты первой и второй проведенной нами диагностики стоит отметить, что средний уровень в классе теперь имеет лишь 2 ребенка, в то время, как раньше учащихся с данным показателем было 5. После апробации программы количество детей, обладающих низким уровнем, значительно снизилось. Ранее детей с низким уровнем развития речевых умений было 3 человека, после реализации программы все дети повысили свой показатель.
Стоит отметить, что именно по блокам «Грамматический строй речи» и «Связная речь» произошел существенный прирост. Относительно III блока заданий «Словарный запас и словообразование» также произошли количественные изменения в позитивную сторону, что свидетельствует о результативности разработанной нами программы.
Литература:
1. Актаева, Т. В. Формирование универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября». — Режим доступа: festival.1september.ru/articles/635018/ (дата обращения: 28.10.2016).
2. Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников [Текст] // О. М. Арефьева. — Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 2. — С. 74–78.
3. Архипова Нина Геннадьевна, Павлова Анастасия Современный детский фольклор: особенности бытования // Слово: фольклорно диалектологический альманах. 2005. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-detskiy-folklor-osobennosti-bytovaniya (дата обращения: 24.11.2016).
4. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А., Карабанова О. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Кабанова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.