Становление гостиничного дела в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 30.05.2019

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Панова Д. А. Становление гостиничного дела в России // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 572-574. — URL https://moluch.ru/archive/260/59748/ (дата обращения: 15.07.2019).



В соответствие с данными Всемирной организации исследования туризма, прогнозируется развитие гостиничной индустрии в мире на 4 % ежегодно. Россия в данном направлении смотрится достаточно привлекательно с точки зрения инвестиций (в том числе вследствие ненасыщенности предложений на рынке туристических услуг). В данной статье рассмотрено становление гостиничного дела в России, а также особенности и перспективы развития гостиничного бизнеса на современном этапе развития.

Ключевые слова: гостиница, сфера гостиничных услуг, первые гостиницы, перспективы развития гостиничного дела в России, статистика по количеству гостиниц

According to the world tourism research organization, the annual development of the hotel industry in the World is projected at 4 %. Russia in this large number looks even more attractive from the point of view of investments, including due to the unsaturated offers in the market of tourist services. This article discusses the formation of hotel business in Russia, as well as the features and prospects of development of the hotel business in Russia at the present stage of development.

Keywords: hotel, sphere of hotel services, first hotels, prospects of development of hotel business in Russia, statistics on the number of hotels

Слово «гостиница» произошло:

− от латинского «hostеl»,

− и от англо-саксонского «hospitality», что переводится как гостеприимство.

История развития гостиничного дела неразрывно связана с путешествиями. В процессе путешествия с различными целями и намерением (посещение святых мест и т. п.) люди нуждались в приюте и отдыхе.

Рассмотрим хронологию становления гостиничного дела в России.

На Руси постоялые дворы («ямы»), — предшественники первых гостиниц, возникли еще в 12–13 веках, как правило, в них отдыхали, меняли лошадей. Эти постоялые дворы были расположены на расстоянии конного перехода друг от друга

Начиная с 15 века формируются бесчисленные почтовые станции. Станции были в ведение Ямского приказа, по его указу открывались новые, ему же были подведомственны ямщики. Пятнадцатый век характеризуется тем, что в этот период на Руси строят большое количество постоялых дворов, в которых осуществляют торговлю, живут, а также совершают коммерческие операции.

Начиная с 18 века, гостиницы строят с открытыми на улицу арками и колоннами (к примеру, в Петербурге, Калуге и прочих городах). Гостиные дворы строят близ торговых центров — «торжищ». Интересным представляется то, что гостей расселяли по национальному признаку, к примеру, в Москве имелись греческий и шведский, а в Новгороде — немецкий гостеприимные дворы.

18–19 века отмечены тем, что в связи с расширением промышленного производства, а, следовательно, и торговых связей, увеличивается население городов, в связи с чем массово открывают новые гостиницы.

В Москве на начало 1818 года насчитывается 7 гостиниц, а к 1900 году в Петербурге их количество переваливает за 300. В 1910 году общая совокупность всех гостиниц в России составляет — 4685 единиц. Гостиничные предприятия того времени все без исключения принадлежат частным лицам и являются коммерческими.

Далее декретом Советского правительства (после Октябрьской революции) гостиничные предприятия национализируют. Все гостиничное хозяйство подвергается коренной перестройке.

Естественно, что ВОВ нанесла огромный ущерб всему народному хозяйству, гостиничное не исключение. Тем не менее, после Великой Отечественной войны проводят широкомасштабные восстановительные работы, осуществляют реконструкцию и строительство новых гостиничных предприятий. И уже к 1980 году в СССР (накануне Олимпиады в Москве), гостиничное хозяйство включает 7 000 гостиничных предприятий с совокупной вместимостью порядка 700 000 мест. К Олимпиаде строят много комфортабельных и больших гостиниц, большинство из которых существует и по сей день. Сегодня в России имеется порядка 8 000 гостиничных предприятий.

Особенности развития гостиничного бизнеса в России на данный момент времени.

Сегодня российская гостиничная индустрия активно развивается и причин тому много, это и политическая и экономическая ситуация в Мире в целом и в России в частности и рост благосостоянием граждан нашей страны. Рассмотрим основные причины более подробно.

Падение спроса на внешний туризм у россиян.

В последние 10 лет наблюдается нестабильность мирового уклада (теракты, кризисы, общая нестабильность и волнение в ряде стран), в результате чего, трагические моменты, происходящие в одних странах становятся возможностью развития для других государств. Так, отечественные туристы, ранее отдававшие предпочтение заграничным курортам на протяжении последних двух десятилетий, стали делать выбор в пользу курортов России. Статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 3–4 года показатели внешнего туризма снизились примерно вдвое.

Запрет на выезд для некоторых категорий граждан.

Правительство России делает все для того, чтобы обеспечить безопасность наших граждан с одной стороны и развивать российскую туристскую отрасли — с другой.

К примеру, запрет на выезд заграницу расширил список людей, к которым он относится. На данный момент времени запрещен выезд за пределы России россиянам, у которых имеется доступ к информации категории «государственная тайна». Ограничен либо запрещен выезд за пределы России:

− всем сотрудникам полиции;

− подозреваемым и осужденным;

− должникам по уплате налогов, алиментов и т. д.

На данный момент времени рассматривают введение запрета на посещение других стран всем госслужащим, однако, пока это ограничение рекомендательного характера.

Повышение престижа городов и курортов России.

В последнее десятилетие в стране проводятся и планируют проводиться крупнейшие мероприятия мирового масштаба, к примеру, музыкального, спортивного, научного характера, это и Универсиада, и Олимпийские игры, и Евровидение и т. д. Вышеобозначенное способствует развитию гостиничного дела в нашей стране. Более того, СМИ вносят существенный вклад в повышения интереса к городам России. Отдых в России становится престижным.

Перспективы развития гостиничного бизнеса в России.

Слово, которое все чаще можно услышать из уст чиновников, СМИ, бизнесменов — «импортозамещение», которое касается и гостиничного дела.

Сегодня Правительство России предпринимает существенные усилия для того, чтобы сформировать более комфортные условия для бизнесменов, которые инвестируют свой капитал в гостиничную отрасль. Немаловажную роль, сыгравшую на руку импортозамещению, стали трагические случаи в Египте и Турции — местах отдыха большинства путешествующих жителей России. В связи с чем поток россиян на курорты России существенно вырос. При этом гостиничная индустрия к такому развитию событий не была готова. В связи с чем спрос больше, чем предложение, даже несмотря на снижение потребительской способности людей. Как следствие, растут цены на земельные участки под застройку и недвижимость в Краснодарском крае и Крымском побережье.

По данным официальной статистики, количество отдохнувших внутри страны в 2018 году (по сравнению с 2014 годом) выросло более чем на 50 %, лидирует Краснодарский край с результатом — 67 %.

В последние годы принимаются законопроекты, которые ослабляют нагрузку (финансовую, налоговую) для предприятий индустрии гостеприимства. Так, например, в Москве принят закон, согласно которому уменьшено налоговое бремя для гостиничного бизнеса. А российским туристам, путешествующим внутри нашей страны, предлагают вернуть процент, потраченный на проживание, в случае обращения в соответствующие органы с документами, которые подтверждают расходы.

В заключение отметим то, что, несмотря на перечисленные факторы, и, учитывая все вышесказанное, туристическая отрасль России, — одна из перспективных и приоритетных. У России огромный потенциал не только для путешествующих россиян, но и для гостей из других стран, благодаря богатству природы, разнообразию климатических зон, богатой истории. Следовательно, будут строиться новые гостиницы, а гостиничная отрасль в целом будет развиваться и дальше.

Литература:

  1. Воробьев Вячеслав Константинович, Голигузова Наталья Сергеевна История развития гостиничного бизнеса в России // Наука, образование и культура. 2016. № 12 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-gostinichnogo-biznesa-v-rossii
  2. Барашок И. В. Гостиничный рынок России: становление, модернизация, перспективы развития / И. В. Барашок, Н. П. Овчаренко, Л. Л. Руденко // Sochi Journal of Economy, 2014. № 1. С. 28–34.
  3. Конькова Е. Д. К вопросу развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации. / Е. Д. Конькова, М. М. Салтыкова // Экономика и общество: проблемы и перспективы развития в условиях неопределенности, 2016. С. 61–66.
  4. Шарипова Х. Р. Развитие индустрии гостеприимства: исторический аспект / Х. Р. Шарипова // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических наук, 2017. № 2–7. С. 229–234.


Задать вопрос