Изучение влияния цвета на восприятие человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 29.05.2019

Статья просмотрена: 1047 раз

Библиографическое описание:

Савеленко, А. Д. Изучение влияния цвета на восприятие человека / А. Д. Савеленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 648-650. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59733/ (дата обращения: 16.11.2024).



Психологи давно интересуются цветом и за все время исследований создали значительный объем работ и материалов, в которых изучают его влияние на восприятие человека. Одним из самых ранних опубликованных исследований цветового влияния является опыт, проведенный в 1954. В этом исследовании девяносто четырем участникам было предложено выбрать из заранее составленного списка прилагательное, описывающее их настроение, возникающее при просмотре серии из восьми цветов, случайным образом отображаемых на сером картонном фоне. Результаты исследования показали значительную связь между определенными цветами и настроениями. Например, участники теста указывали на тесную связь между синим цветом и прилагательными «безопасный/комфортный», красным — «возбуждающий/ стимулирующий», черным — «унылый/подавленный». В 1957 году это исследование было воссоздано с двумя различиями: восемь листов бумаги были помещены на один кусок картона, а цвета красный и синий были светлее по сравнению с оттенками в предыдущем эксперименте. Ученые предположили, что такие факторы как социально-экономический статус или психическое здоровье влияют на выбор человеком слов в ассоциации с цветом. Однако специфические цвета (например, красный и черный) имели одинаковые словесные ассоциации во всех группах. Эти ранние исследования дали некоторое научное доказательство интуитивному убеждению, что цвет влияет на настроение, впрочем, используемые методы исследования имели свои недостатки.

Отсутствие надежной методологии затруднило исследование влияния цвета. По большей части это произошло, потому что подавляющая часть работ не учитывала некоторые факторы, считая их незначительными. Проведенный в 1981 году опыт с контролем освещения, осуществляемый на колориметрической системе Манселла, показал, что изменения оттенков и условия освещения влияют на цветовые предпочтения. Серия экспериментов, проводимых в 1996 году, предположила, что яркость и насыщенность цвета будут положительно коррелировать с удовольствием и эмоциональным возбуждением. Ученый также выявил ряд проблем в ранних исследованиях: неточное цветовое изображение, ненадежная терминология описательных слов и неконтролируемые условия освещения. При проведении опыта ученые тщательно контролировали условия освещения (эксперименты проводились в комнате без окон с люминесцентными лампами, имитирующими естественный дневной свет) и использовали колориметрическую систему Манселла для отображения десяти оттенков с различным уровнем насыщенности. Результаты показали корреляцию между цветом и эмоциями, но с большим акцентом на яркость и насыщенность цвета, чем на разнообразие цветов.

В 1997 году проводилось исследование, состоящее из участников родом из Германии, Польши, России, Мексики, Турции и США, оценивающих по шести балльной шкале степень ассоциаций двенадцати выбранных цветов со страхом, гневом, завистью и ревностью. Было необходимо исследовать разницу между приобретенной (зависть и ревность) и врожденной (страх и гнев) реакцией на цвет. В ходе эксперимента было установлено, что действительно имеется межкультурное соглашение, в котором существуют цвета, связанные со страхом и гневом (черный со страхом, красный с гневом) и культурное различие в цветовых ассоциациях с ревностью и завистью. Авторы обсудили цветовые и эмоциональные ассоциации в фольклоре и мифологии изучаемых культур и перечислили следующие возможные факторы, ограничивающие их исследования: участвовали только студенты университета; больше женщин (441), чем мужчин (220); участвовали только промышленно развитые страны. Хотя эти ограничения препятствуют обобщению результатов для всех народов, во всех частях мира, результаты этого исследования показывают некоторые связи между цветом и эмоциями в различных культурных условиях.

Некоторые исследователи стремились изолировать отношение цветового восприятия от конкретных демографических групп. Например, в 1994 году было проведено всеобъемлющее исследование, в ходе которого изучались предпочтения маленьких детей. Исследование заключалось в анализе того, как дети относятся к розовым, красным, желтым, черным, серым, зеленым, синим, фиолетовым и коричневым цветам. Результаты показали, что дети предпочитают яркие цвета темным, однако есть некоторые различия, когда дело доходит до пола.

Теория детского цветовосприятия и методика его развития была изучена глубже в ходе работы над изучением сенсорного воспитания, которое строится на сенсорных эталонах. Понятие о сенсорных эталонах было образовано Л. А. Венгером, считавшим что они получают роли «образцов», помогающих зафиксировать свойства объекта. Происходит это на основе сопоставления свойств различных предметов, которое в свою очередь строятся на основе полученной системы цветов. Другой ученый Э. Г. Пилюгина в своих исследованиях приходит к выводу, что существует вероятность выработки тонких разграничений в восприятии различных цветов и цветовых оттенков уже в первые месяцы жизни ребенка. Помимо этого, она пришла к выводу, что предпочтение ребенком отдается не конкретному цвету, а цветовому сочетанию, представление о котором было получено раннее из окружающей среды. Л. А. Ремезова рекомендует при развитии понимания о цвете у детей обращать внимание и на оттенки цветов. На раннем этапе дети могут учиться сравнительной оценке светлоты предметов. Значительная работа по сенсорному воспитанию была проведена создателем целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Т. С. Комаровой, которой было определено, что в построении образов для детей важней форма предмета, а не его цвет. Отношение же к цвету как к свойству на раннем этапе неустойчиво. Например, в рисунке ребенок может использовать только один цвет, при этом сама композиция рисунка будет перегружена образами. Передача цвета в данном случае будет играть роль, когда цвет ярок и интенсивен — это привлекает внимание ребенка, будоражит эмоции. Так, например, рисунок елки, выполняемый на раннем этапе развития, может быть выполнен не присущем ей зеленым цветом, а тем, который нравится ребенку. Дети способны подбирать и присваивать правильные цвета создаваемому образу, однако осознанно они начинают это делать уже на более позднем этапе развития.

Предпосылки для осознанного понимания детьми основных цветов и их оттенков возникают еще в младшем дошкольном возрасте и происходит это практически без обучения. Зачастую осознанное понимание осуществляется в ходе повседневного общения с взрослыми, которые показывают и называют названия цвета, делая это многократно. Помимо этого взрослые в разговоре помогают устанавливать связи между цветом и окружающими объектами, изобразительными средствами, определениями. Первоначально дети осваивают основные цвета, так, например, к четырем годам формируется потребность знать и использовать около шести отличных друг от друга цветов. Понимание более сложных цветов — серого, фиолетового, голубого — приходит позднее и требует более тщательного обучения.

Когда ребенок приближается к среднему дошкольному возрасту (который колеблется от пяти до семи лет) у него появляется понимание о предпочтительных цветовых сочетаниях, любимых и не любимых цветах. В этом возрасте дети отдают преимущество именно цвету, нежели форме изображаемого предмета. Однако, все еще сохраняется окраска предметов в предпочтительный цвет, который доставляет ребенку «эстетическое наслаждение», нежели в реальный. В дальнейшем происходит разрушение устоявшихся стандартов восприятия цвета. Приходит понимание, что цвет может зависеть от условий: освещения, положения в пространстве, взаимодействия с другими предметами. Происходит интенсивная тяга к разнообразию цветов, для ребенка интересней видеть сменяющиеся яркие цвета, нежели разные оттенки одного цвета. При этом дети предпочитают наличие разнообразных ярких цветов одновременно. На конечных этапах взросления дети зачастую могут называть в числе своих предпочтительных цветов более сложные нюансные цветовые сочетания.

Литература:

  1. Комарова Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. — М.: Просвещение, 2002. —148с
  2. Запорожец А. В. Формирование восприятия цвета у дошкольников / А. В. Запорожец; ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1969. — 196с.
  3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988. —144 с
Основные термины (генерируются автоматически): цвет, ребенок, ассоциация, колориметрическая система, насыщенность цвета, осознанное понимание, разнообразие цветов, ранний этап, сенсорное воспитание, условие освещения.


Задать вопрос