Анализ интернет-ресурсов и социальных сетей Республики Тыва, оказывающих влияние на имидж региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 29.05.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Ондар Д. А. Анализ интернет-ресурсов и социальных сетей Республики Тыва, оказывающих влияние на имидж региона // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 565-569. — URL https://moluch.ru/archive/260/59731/ (дата обращения: 18.07.2019).



В условиях усиления конкуренции между регионами возрастает роль органов муниципальной власти в процессе управления привлекательностью региона для как реальных и потенциальных жителей, так и для туристов. В настоящее время возросла роль использования интернет-коммуникаций в качестве инструмента формирования имиджа региона. В статье проведен анализ интернет-ресурсов и социальных сетей Республики Тыва, проведен сравнительный анализ сайтов регионов, выявлены проблемы и тенденции.

Ключевые слова: продвижение территории, имидж территории, сайт региона, новые медиа, социальные сети в формировании имиджа региона, влияние сайта на имидж региона, интернет как инструмент формирования имиджа региона.

Первым шагом на пути построения виртуального образа территориального субъекта стало создание официальных онлайн-представительств регионов. Благодаря внедрению программы «Электронное правительство» в 2010 году все субъекты Российский Федерации, города и муниципальные образования имеют свои официальные сайты.

Современный сайт выполняет три основные функции: информационную, коммуникационную и презентационную. В соответствии с этими функциями, предлагается проводить анализ региональных сайтов, служащих формированию имиджа региона, по следующим критериям:

  1. Информационный: Количество/качество/структура информации о регионе на сайте; Наличие разделов сайта для разных групп общественности (инвесторов, туристов, местных жителей и СМИ) с информацией о регионе, соответствующей интересам и потребностям групп общественности; контактная информация.
  2. Коммуникационный/трансакционный: возможности для обратной связи (форумы, гостевые книги, формы для отправки писем, опросы).
  3. Презентационный критерий, определяемый следующими характеристиками сайта: дизайн (стилистическая целостность всех страниц сайта, оформление и т. д.); удобство навигации.

Другие важные параметры для анализа сайта: наличие иностранной версии, наличие тематических деления для туристов\инвесторов, степень использования мультимедиа, использования гиперссылок на дополнительные информационные ресурсы, применение ссылок на социальные сети.

Если регион ставит перед собой цель выйти на международную арену, то необходимо, чтобы сайт имел иностранные версии.

Например, республики Татарстан и Чувашия сделали версии на своих национальных языках. А многие регионы добавляют европейские языки (французский — 4 сайта, немецкий — 6 сайтов, итальянский — 2 сайта, испанский — 2 сайта, китайский — 3 сайта). К примеру, сайт Челябинской области имеет версии на 5 языках, даже на китайском.

Первый сайт для анализа— Официальный сайт Республики Тыва.

Автором дана оценка сайта в соответствии с вышеописанными критериями. Для полноты анализа дается сравнение официальных сайтов республики Тыва и республики Чувашия.

По данным liveinternet.ru статистика официального сайта республики Тыва за апрель месяц 2019 года– 30678 человек. Ниже представлен анализ данного сайта по упомянутым критериям.

Информационный критерий — на сайте много информации. Информация структурирована по разделам и рубрикам. Но количества информации профилирует над качеством. То есть сайт перегружен информацией, не всегда становиться понятно на какую именно аудиторию она направлена. Сайт перегружен информацией, нет удобных визуальных границ, во многих вкладках размер текста очень маленький, приходится напрягать зрение, чтобы разобрать написанное. Сложно выделить конкретную информацию, в основном сплошной текст, разного шрифта, без картинок. В некоторых вкладках попросту отсутствует информация. Не во всех вкладках есть контакты для связи. Под главной навигационной панелью в неприметном месте находятся ссылки на сайты партнеры (Правительство РТ, Гос. Услуги,) однако они все в серых тонах, нет никаких визуальных составляющий.

Коммуникационный критерий — этот аспект имеет больше всего минусов. Так, на сайте отсутствует возможность бронировать и совершать сделки в режиме реального времени. Обращение к главе Администрации возможно только через электронную почту, что влечет за собой невозможность просмотра статуса обращения. На сайте нет форумов и опросов, нет возможности обратной связи кроме оправки письма на указанную почту.

Презентабельность сайта. Внешний вид сайта в основном выполнен в светлых тонах, шапка сайта оформлена в соответствии с флагом республики, что является правильным визуальным решением. В целом сайт сделан слишком просто, хотя и есть элементы стилистической целостности страницы. Навигация по сайту сделана не совсем удобно, человеку, который в первый раз зашел на сайт необходимо сначала все рассмотреть, изучить и только потом приступить к работе. Мало иллюстраций, без них сайт выглядит пустым. Графики и диаграммы отсутствуют. Оперативность сайта реализовано неудобно. Если пользователь находится внизу страницы, то для смены вкладки ему необходимо вернуться в верхнюю часть сайта и только там есть возможность вернуться на главную страницу. Однако, приятно порадовала возможность просмотра хронологической цепочки следования по сайту, помогает определиться, где уже был и где находишься сейчас.

На сайте реализована функция «поиск по сайту», что может быть очень удобно для поиска необходимой информации. По запросу результаты выводятся в удобном формате, контент, который искали, подсвечивается.

На сайте имеется версия для слабовидящих, при переходе на которой меняется оформление и шрифт сайта, с возможности настройки размера шрифта, что удобно.

По мнению автора сайт сделан непродуманно. Есть пустоты и проблемы при загрузке сайта. Фотографии, графики и диаграммы отсутствуют, в основном один текст. Визуально сайт сделан без привлечения дизайнера, что технически отталкивает.

Для сравнения автором работы выбран официальный сайт республики Чувашия ка успешный пример оформления регионального сайта.

Визуально главная страница сайтов похожа. Но на сайте республики Чувашия на главной странице фотографии идут как слайд-шоу, представляя самую актуальную новость. В целом, следует отметить, что при изучении сайта он содержит гораздо больше информации и ссылок на сторонние специализированные сайты. Разделов гораздо больше, видео и фото контент представлен визуально более интереснее.

При переключении сайта на англоязычную версию на дисплее возникает не точная копия главной страницы сайта, а принципиально новый текст Invitation to Cooperate (“Приглашение к сотрудничеству”). Здесь отдельными пунктами дана основная информацию по региону, которая может заинтересовать иностранного инвестора: информация о президенте республики; административное деление республики, основные города; международная деятельность республики и заключенные международные договоры; осуществление инвестиционных проектов: социально-экономическая ситуация и роль республики в экономике Российской Федерации; традиции и культура; исторический очерк; бюджет республики; политика в области здравоохранения; образование и наука; развитие спорта.

Сайт оформлен интуитивно понятно и легко. Существует раздел «интерактивная карта Чувашии» Карта сделана таким образом, что, если кликнуть на определенный район, пользователь попадает на официальный сайт этого района, где дана подробная информация и характеристика местности. Наличие интерактивной карты — большой плюс для регионального сайта, поскольку пользователь взаимодействует с сайтом и активно кликает по ссылкам сам того не замечая. Интерактивность вовлекает пользователя.

Еще один удачный пример интерактивности на сайте — календарь значимых событий Чувашии. Опять же, при кликании на определённую дату справа выходит вся информация про события. Визуально оформлено сдержанно, но лаконично с элементами национальной символики.

Стоить также обратить внимание на наличие отдельной вкладки «Чувашская энциклопедия», которая направляет на отдельный сайт про историю, культуру, политический строй, здравоохрание, культуру — про все, что будет интересно группам целевой аудитории. Чувашская энциклопедия имеет свой логотип и фирменный стиль. Что вызывает доверие и визуально притягивает пользователя. В энциклопедии очень много рубрик, где детализированы разные аспекты деятельности в республике. Информация предоставлена под разные группы общественности и отражает всю реальную картину жизни в регионе. Такая подача информации вызывает доверие и интерес, а визуальное оформление сайта с элементами национальной символики, но не перегруженная ими, приковывает внимание пользователя. Наличие большого количества познавательных рубрик и активных ссылок позволяет пользователю, не выходя из сайта найти практически всю нужную информацию на одном официальном портале.

Для построение внутреннего положительного имиджа играет роль доступность информации на официальных сайтах прежде всего для жителей самого региона. Через главную страницу официального сайта Чувашии можно попасть на чувашскую Википедию, на родном языке, почитать и перевести значение некоторых слов на русский. Очевидно, что преимуществ сайта республики Чувашия гораздо больше, чем у сайта республики Тыва.

В настоящее время имидж республики Тыва формируется популярными и динамично развивающими социальными сетями, в основном Вконтакте и Instagram, Facebook. Присутствие республики в социальной сети YouTube весьма незначительна и формируется стихийным образом. Нет специально созданных каналов, показывающих красивые места, культуру, историю тувинцев. В основном преобладают видео, носящие негативных характер, связанный с криминальными событиями, историями негативных случаев или же очень старые видео. Таким образом, в данной социальной сети имидж республики сформировался скорее негативный и не отражает его природный, культурный, туристический потенциал. Все больше возрастает популярность социальной сети Instagram для тувинской аудитории, поэтому для подробного анализа выбрана данная социальная сеть. В меньшей степени популярны Facebook и другие международные сети.

Автором данной работы был проведен анализ страниц социальной сети Instagram, посвященных Туве. В целом исследования показало, что есть порядка сотен аккаунтов, рассказывающих о тех или иных сферах деятельности Тувы и достижениях тувинцев. Наиболее популярные (по числу подписчиков и по вовлеченности аудитории) из них:

  1. «cpkyzyl», с аудиторией 104 тыс. подписчиков. На странице в основном новости с негативным содержанием, показывающие криминальные случаи и истории с дорожно-транспортных происшествий, а также другие актуальные новости. Это самый популярный аккаунт среди тувинцев, вовлеченность аудитории доказывают многочисленные комментарии и лайки пользователей. Видеоконтент набирает в среднем 50 тыс. просмотров, а обычный пост до 3тыс лайков. Стоит подчеркнуть, что 75 % контента содержит негативные новости, порой шокирующие, вызывающее у подписчика чувство небезопасности и возмущения, что стимулирует неудовлетворенность работы власти у жителей республики. Следовательно, формирует негативный внутренний образ и массовое возмущение.
  2. На втором месте по числу подписчиков стоит личный аккаунт главы республики Тыва — Ш. В. Кара-оола «sholban_karaool». Число подписчиков — 79,1 тыс. пользователей. Активное вовлечение глав субъектов РФ началось с 2009 года, тогда и появился аккаунт губернатора.

При оценке профиля главы республики и его роли в формировании имиджа региона автор работы руководствовался следующими критериями: частота публикации; оформление страницы; характер материалов, размещаемых в постах; тематика постов; наличие и содержании комментариев; наличие обратной связи. Стоит учесть, что в целом для блога главы региона главное правило — формальность подхода к его ведению. Блог ведется регулярно, оперативность постинга высокая. В целом блог содержит новости из политической жизни губернатора, решенных вопросах и проблемах региона и действий власти по поводу этих проблем. Также на странице активно пропагандируются социальные темы, такие как здоровый образ жизни. Часто посты на тувинском языке, например поздравления и обращения к народу. Все фотографии и видеоматериалы в высоком качестве. Нельзя сказать, что страница превращена в сухую новостную ленту, потому что там присутствует в допустимом количестве информация про личную жизнь или отдых политика. Комментариев и лайков достаточно, что говорит о повышенном интересе жителей к деятельности губернатора. На большинство вопросов в комментариях дается развёрнутый ответ, что является значительным фактором успешности блога. Однако, нельзя не отметить и большое количество негативных комментариев, выражающих недовольство работой власти и политиков области в целом. Но данный факт не оказывает существенного влияния, поскольку количество поддерживающих и восхищающийся гораздо больше.

В 2017 году блог Ш. В. Кара-оола вошел в топ-20 по цитируемости соцмедиа по версии «Медиалогии» В рейтинге «Глав регионов в соцмедиа, 2017» блог главы республики Тыва занимает 17ое место. Рейтинг построен по количеству упоминаний глав регионов РФ в соцмедиа. Для построения рейтинга учитывались сообщения в Twitter, Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, Youtube, Telegram, форумах и блогах. Однако в 2018 году он не попадает в топ-20.

Имидж глав региона существенно влияет на имидж региона. Образ Ш. В. Кара-оола в социальных сетях можно оценить как в целом положительный.

По итогам анализа сайтов и социальных сетей, посвященных республике Тыва, во-первых, наблюдается тренд повышения активности пользователей тувинцев в данной социальной сети, что обуславливается открытием все новых аккаунтов, посвященным разным тематикам, отраслям региона, быстрым ростом их популярности и активности аудитории в них. Во всем мире Instagram набирает обороты, а российская аудитория стремительно расширяется. Данный факт можно эффективно использовать, чтобы транслировать свои преимущества и заявить о себе.

Во-вторых, имидж региона в сети сформирован произвольно и отличается неуправляемостью. При запросе в любом интернет-поисковике Туву сопровождает волна негативных противоречий и историй. Существует проблема в формировании образа из-за стереотипа о криминальности и опасности региона, чему доказательство популярность группы о криминальности региона, с аудиторией более 100тыс. пользователей. Ситуация с криминальностью в республике налаживается, а стереотип в осознаниях людей остался, что вызывает необходимость в корректировке имиджа. Для изменения сложившееся ситуации и формирования положительного имиджа требуется активное продвижение страниц, рассказывающих о жизни и достижениях тувинского народа в таких информационных порталах как официальный сайт региона, популярных социальных сетях и в блогах.

В-третьих, нельзя не отметить тот факт, что жители региона проявляют повышенный интерес к культурным и национальным ценностям, спортивным достижениям республики и к деятельности главе региона. В целом культура и достижения тувинцев в определённых областях являются гордостью тувинцев, что они и показывают в аккаунтах, посвящённых данным рубрикам. Необходимо освещение культуры и традиции тувинцев на страницах в социальных сетях, аудиовизуальное отображение быта, местных жителей, культурных и природных достопримечательностей. В целях ознакомления общественности необходимо размещение видеорядом с исполнением национальных песен, горлового пения, знаменитого на весь мир исполнения, которым обладают тувинцы и т. д. Предпочтительно широкое освещение географических особенностей, флоры и фауны местности, жизнедеятельностью творческих людей и известных личностей. Задача заключается в разумном и эффективном использовании возможностей социальных сетей в реализации стратегических целей.

Все аспекты национальной идентичности можно грамотно транслировать через социальные сети при правильном подходе для достижения стратегических целей региона, что на данный момент не реализуется. Говоря об имидже республики в сетевом интернете, необходимо обратить внимание на то, что, пользователи на своих страницах в интернете преимущественно обращаются к богатой культуре страны и его природным ресурсам. Регулярно в республике проводятся культурные мероприятия международного масштаба, фестивали, конкурсы. Но, к сожалению, не все ассоциируют Туву с ее богатой культурой и природой, что во многом могло бы повысить рейтинг региона.

Таким образом, мы приходим к выводу, что имидж региона в информационном обществе, формируемый при участии множества личных опытов отдельных субъектов, не является однозначным. В сетевой среде региональные элиты уже не могут сохранять монополию на процесс формирования регионального имиджа.

Литература:

  1. Василенко И. А., Е. В. Василенко, В. Н. Ляпоров, А. Н. Люлько; под ред. И. А. Василенко. Имидж России: Концепция национального и территориального брендинга. М.:«Экономика», 2012г.
  2. Голубцов О. Н. Становление интернет-брендинга в автобизнесе: Сайты выходят в офлайн-пространство // Маркетинг услуг. 2013. № 2.
  3. Дупленко Н. Г. Использование инструментов маркетинга территорий в региональных программах социально-экономического развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 1.
  4. Дупленко Н. Г. Использование бенчмаркинга для развития малого предпринимательства в муниципальном образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4.
  5. Дупленко Н. Г. Механизм выравнивания асимметрии социально-экономического развития региона // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. 2012.
  6. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И. и Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы, СПб. «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге», 2005.
  7. Шабанов Т. И. Развитие инструментов интернет-брендинга в России // Бизнес в законе. 2012.
  8. Шалимова А. А. Интернет-маркетинг в продвижении бренда Калининградской области // Культурная и гуманитарная география. 2013. Т. 2. № 1.
  9. Имидж России: поиск инновационных технологий: материалы научной конференции кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова 19 марта 2013 г. [Под ред. И. А. Василенко] — Пушкино: «Центр стратегической конъюнктуры», 2013.


Задать вопрос