Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 29.05.2019

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Такий Е. Ю. Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 461-463. — URL https://moluch.ru/archive/260/59727/ (дата обращения: 21.07.2019).



В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает способы повышения мотивации к изучению ИЯ.

Ключевые слова: мотивация, конкретно-образный материал, познавательный интерес, творческая инициатива, рефлексия.

Важным и сложным моментом в обучении иностранному языку на старшей ступени является создание мотивации обучения. Половое развитие детей-подростков вызывает психические изменения. Основное возрастное новообразование — чувство психосоциальной адаптации. Подростку необходимо определить свою адекватность, идентифицировать свое место среди одноклассников, друзей. В этом возрасте угасает интерес к обучению, подростки не осознают значение знаний для дальнейшей жизни, но интерес возникает к предметам, которые чем-то заинтересовали, мотивация поддерживается за счет оценки. Статус ученика в классе определяется не знаниями, а оценкой. Подросткам в этом возрасте сложно заучивать без понимания, но внимание привлекает возможность участвовать в работе и выражать свое мнение. Эмоциональный, прикладной, конкретно-образный материал и наоборот, абстрактный и обобщающий материал интереса не представляет. У учащихся данного возраста наблюдается большое количество увлечений, не связанных с обучением. У них повышенный уровень требований к себе и к своим близким.

Анализируя возрастную характеристику старшеклассников, можно констатировать, что мотивационное влияние осуществляется через оценку, интересный материал учителя на уроке должен содержать противоречия, ученик должен иметь право высказать свое мнение, принимать активное участие в работе. Поэтому эффективным мотивационным влиянием на организацию работы старшеклассников является разделение их на группы, в которых распределение ролей осуществляют ученики без вмешательства учителя. Познавательный интерес учащихся старшего звена является наиболее значительным в этом возрасте. Поэтому учитель должен использовать в соответствии с этими интересами конкретные приемы работы для мотивации учебной деятельности учащихся данного возраста [Мамонтова 2004; 8].

На уроках в старшем звене с целью повышения мотивации, уровня знаний учащихся, заинтересованности предметом, следует подобрать материал, который бы заинтересовал учеников данного возраста, используя различные виды работы: распределение учащихся на группы (пары) для создания ситуаций, для ролевых игр, имитаций, использование наглядности и мультимедийных средств, игры и игровых моментов.

Учебная деятельность — это основная форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения. В соответствии с принципом единства сознания и деятельности, сформулированного С. Рубинштейном, учебное действие состоит из двух компонентов: мотивационного (побуждения) и исполнительного [Кулагина 2008;103].

Мотивация учеников старшего звена — это достаточно сложный процесс и является результатом взаимодействия нескольких элементов:

  1. целей
  2. познавательного интереса
  3. социальных
  4. нравственных
  5. практических и т. д. [Сысоев 2012; 7]

Урок, как известно, является ключевой формой организации учебной деятельности. Для проведения урока, по нашему мнению, с целью создания мотивационных моментов, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1) использовать различные формы и методы обучения, учитывая возрастные особенности учащихся старших классов, их опыт и интересы;

2) создавать такую атмосферу, в которой каждый ученик будет заинтересован (от слабого к сильному) в своей работе и поощрять к работе в группах, парах, во всем классе путем индивидуального и дифференцированного подхода;

3) создавать такую ситуацию на уроке, которая позволила бы каждому ребенку, независимо от степени его подготовки к уроку, чувствовать себя комфортно, не унижать его личность, а наоборот, дать возможность поверить в свои силы, проявить себя на отдельных этапах урока;

4) поддерживать стремление учеников к самостоятельной работе, анализировать всевозможные способы выполнения поставленных задач, поддерживать творческую инициативу детей;

5) в начале урока ставить перед учениками конкретную цель и сообщать, что они сегодня научатся делать и для чего им это нужно в жизни, а в конце урока обсуждать что мы «узнали» и то, что «понравилось» или «не понравилось» на уроке и почему, что хотелось бы выполнить еще раз, а сделать по-другому (метод «рефлексии»);

6) в ходе оценки и анализа ответов учащихся необходимо оценивать не только верность ответов, но и их оригинальность, неординарность, самостоятельность;

7) когда выдается домашнее задание, стоит давать четкие инструкции по его выполнению и возможные образцы, если речь идет о творческом задании (проектная, творческая письменная работа с иллюстрациями и т. д.). [Зимняя 2003; 160]

Настрой ученика перед уроком и непосредственно в процессе урока играют очень важную роль. Если у ученика нет мотивации, он не понимает что и зачем он выполняет, то урок в целом не будет результативным.

Для достижения результата могут быть использованы разнообразные приемы развития познавательных мотивов. Формирование мотивации учения на старшем этапе в процессе изучения ИЯ повышается различными путями, а именно за счет использования инновационных технологий обучения, привлечения различных интерактивных методик и собственного опыта.

Учителю необходимо мобилизовать потенциальные возможности школьников определенного возраста, знать психологические и возрастные особенности детей разного возраста и оказывать влияние на доминирующие в этом возрасте потребности и интересы.

На основании вышеизложенного, можем говорить о необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей старшеклассников при выборе методов активизации их учебной деятельности на уроках иностранного языка. В частности, речь идет об уровне развития сложных психических процессов, способности к осмыслению и усвоению абстрактного материала, теорий, закономерностей, развития таких качеств мышления как критичность, самостоятельность, целеустремленность, а также способности контроля за собственной деятельностью. [Хуторской 2004; 47]

Суммируя полученные нами сведения, следует сделать вывод, что среди явных признаков активизации учебной деятельности в старших классах можно назвать: познавательный интерес, повышение мотивации, заинтересованности предметом. Для их поддержания следует подобрать материал, который бы заинтересовал учеников данного возраста, используя различные виды работы: распределение учеников на группы (пары) для создания ситуаций, для ролевых игр, имитаций, использование наглядности и мультимедийных средств, игры и игровых моментов.

Литература:

  1. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: кн. для учителя / И. А. Зимняя. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 160 с.
  2. Кулагина И. Ю., Коллюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Мамонтова, С. В. Необходимость сочетания интерактивных и традиционных форм преподавания. Инновационные технологии в образовательном процессе: Материалы XII междунар. науч.-практической конф. Курск, 21 ноября 2014 г — Курск: Издательство: ООО «АПИИТ «ГИРОМ» — С. 180–181
  4. Сысоев П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. — 2012, № 2. — С. 2–9.
  5. Хуторской А. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.Хуторской. — Санкт-Петербург, 2004. — 539 с.


Задать вопрос