Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 29.05.2019

Статья просмотрена: 285 раз

Библиографическое описание:

Такий, Е. Ю. Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка / Е. Ю. Такий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59727/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает способы повышения мотивации к изучению ИЯ.

Ключевые слова: мотивация, конкретно-образный материал, познавательный интерес, творческая инициатива, рефлексия.

Важным и сложным моментом в обучении иностранному языку на старшей ступени является создание мотивации обучения. Половое развитие детей-подростков вызывает психические изменения. Основное возрастное новообразование — чувство психосоциальной адаптации. Подростку необходимо определить свою адекватность, идентифицировать свое место среди одноклассников, друзей. В этом возрасте угасает интерес к обучению, подростки не осознают значение знаний для дальнейшей жизни, но интерес возникает к предметам, которые чем-то заинтересовали, мотивация поддерживается за счет оценки. Статус ученика в классе определяется не знаниями, а оценкой. Подросткам в этом возрасте сложно заучивать без понимания, но внимание привлекает возможность участвовать в работе и выражать свое мнение. Эмоциональный, прикладной, конкретно-образный материал и наоборот, абстрактный и обобщающий материал интереса не представляет. У учащихся данного возраста наблюдается большое количество увлечений, не связанных с обучением. У них повышенный уровень требований к себе и к своим близким.

Анализируя возрастную характеристику старшеклассников, можно констатировать, что мотивационное влияние осуществляется через оценку, интересный материал учителя на уроке должен содержать противоречия, ученик должен иметь право высказать свое мнение, принимать активное участие в работе. Поэтому эффективным мотивационным влиянием на организацию работы старшеклассников является разделение их на группы, в которых распределение ролей осуществляют ученики без вмешательства учителя. Познавательный интерес учащихся старшего звена является наиболее значительным в этом возрасте. Поэтому учитель должен использовать в соответствии с этими интересами конкретные приемы работы для мотивации учебной деятельности учащихся данного возраста [Мамонтова 2004; 8].

На уроках в старшем звене с целью повышения мотивации, уровня знаний учащихся, заинтересованности предметом, следует подобрать материал, который бы заинтересовал учеников данного возраста, используя различные виды работы: распределение учащихся на группы (пары) для создания ситуаций, для ролевых игр, имитаций, использование наглядности и мультимедийных средств, игры и игровых моментов.

Учебная деятельность — это основная форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения. В соответствии с принципом единства сознания и деятельности, сформулированного С. Рубинштейном, учебное действие состоит из двух компонентов: мотивационного (побуждения) и исполнительного [Кулагина 2008;103].

Мотивация учеников старшего звена — это достаточно сложный процесс и является результатом взаимодействия нескольких элементов:

  1. целей
  2. познавательного интереса
  3. социальных
  4. нравственных
  5. практических и т. д. [Сысоев 2012; 7]

Урок, как известно, является ключевой формой организации учебной деятельности. Для проведения урока, по нашему мнению, с целью создания мотивационных моментов, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1) использовать различные формы и методы обучения, учитывая возрастные особенности учащихся старших классов, их опыт и интересы;

2) создавать такую атмосферу, в которой каждый ученик будет заинтересован (от слабого к сильному) в своей работе и поощрять к работе в группах, парах, во всем классе путем индивидуального и дифференцированного подхода;

3) создавать такую ситуацию на уроке, которая позволила бы каждому ребенку, независимо от степени его подготовки к уроку, чувствовать себя комфортно, не унижать его личность, а наоборот, дать возможность поверить в свои силы, проявить себя на отдельных этапах урока;

4) поддерживать стремление учеников к самостоятельной работе, анализировать всевозможные способы выполнения поставленных задач, поддерживать творческую инициативу детей;

5) в начале урока ставить перед учениками конкретную цель и сообщать, что они сегодня научатся делать и для чего им это нужно в жизни, а в конце урока обсуждать что мы «узнали» и то, что «понравилось» или «не понравилось» на уроке и почему, что хотелось бы выполнить еще раз, а сделать по-другому (метод «рефлексии»);

6) в ходе оценки и анализа ответов учащихся необходимо оценивать не только верность ответов, но и их оригинальность, неординарность, самостоятельность;

7) когда выдается домашнее задание, стоит давать четкие инструкции по его выполнению и возможные образцы, если речь идет о творческом задании (проектная, творческая письменная работа с иллюстрациями и т. д.). [Зимняя 2003; 160]

Настрой ученика перед уроком и непосредственно в процессе урока играют очень важную роль. Если у ученика нет мотивации, он не понимает что и зачем он выполняет, то урок в целом не будет результативным.

Для достижения результата могут быть использованы разнообразные приемы развития познавательных мотивов. Формирование мотивации учения на старшем этапе в процессе изучения ИЯ повышается различными путями, а именно за счет использования инновационных технологий обучения, привлечения различных интерактивных методик и собственного опыта.

Учителю необходимо мобилизовать потенциальные возможности школьников определенного возраста, знать психологические и возрастные особенности детей разного возраста и оказывать влияние на доминирующие в этом возрасте потребности и интересы.

На основании вышеизложенного, можем говорить о необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей старшеклассников при выборе методов активизации их учебной деятельности на уроках иностранного языка. В частности, речь идет об уровне развития сложных психических процессов, способности к осмыслению и усвоению абстрактного материала, теорий, закономерностей, развития таких качеств мышления как критичность, самостоятельность, целеустремленность, а также способности контроля за собственной деятельностью. [Хуторской 2004; 47]

Суммируя полученные нами сведения, следует сделать вывод, что среди явных признаков активизации учебной деятельности в старших классах можно назвать: познавательный интерес, повышение мотивации, заинтересованности предметом. Для их поддержания следует подобрать материал, который бы заинтересовал учеников данного возраста, используя различные виды работы: распределение учеников на группы (пары) для создания ситуаций, для ролевых игр, имитаций, использование наглядности и мультимедийных средств, игры и игровых моментов.

Литература:

  1. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: кн. для учителя / И. А. Зимняя. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 160 с.
  2. Кулагина И. Ю., Коллюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Мамонтова, С. В. Необходимость сочетания интерактивных и традиционных форм преподавания. Инновационные технологии в образовательном процессе: Материалы XII междунар. науч.-практической конф. Курск, 21 ноября 2014 г — Курск: Издательство: ООО «АПИИТ «ГИРОМ» — С. 180–181
  4. Сысоев П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. — 2012, № 2. — С. 2–9.
  5. Хуторской А. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.Хуторской. — Санкт-Петербург, 2004. — 539 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старшее звено, учебная деятельность, возраст, познавательный интерес, урок, ученик, иностранный язык, использование наглядности, конкретно-образный материал, различный вид работы.


Ключевые слова

мотивация, рефлексия, познавательный интерес, творческая инициатива, конкретно-образный материал

Похожие статьи

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы

Прежде чем отобрать для урока тот «или иной вид наглядности, необходимо продумать место его

При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие...

Использование средств наглядного обучения на уроках русского...

Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и

Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место...

Наглядные пособия на уроках русского языка в младшей школе...

Библиографическое описание: Гакаева А. Х. Наглядные пособия на уроках русского языка в

Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся

Для индивидуальной работы учащихся на уроке и осуществления быстрой обратной связи, можно...

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового...

Учебная деятельность младших школьников невозможна без развитого внимания, его неустойчивость у учащихся начальных классов

Выполняя творческие работы на уроках трудового обучения ребенок решает задачу, соотнося ее с поставленной целью: сравнивает...

Использование средств математики в процессе формирования...

Проблеме развития познавательного интереса посвящены многочисленные работы психологов, педагогов и методистов. В работах Л. С. Выготского, Г. И. Щукиной и других авторов раскрыта сущность познавательного интереса, его роль в учебно-воспитательном процессе.

Применение иллюстративной наглядности на уроках истории как...

В статье рассматриваются вопросы использования иллюстративного наглядного материала на уроках истории как одного из факторов, способствующих успешному освоению учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья программного материала.

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной...

Такой вид работы имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлен на формирование у младших школьников социальной

Цельюпроводимого мероприятия было повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Подобные работы активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают речь, умение излагать свои мысли.

Одним из эффективных приемов, способствующих активизации познавательной активности учащихся, является использование наглядности.

Развитие креативности младших школьников средствами...

Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести

Урок-интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения

Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников.

Похожие статьи

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы

Прежде чем отобрать для урока тот «или иной вид наглядности, необходимо продумать место его

При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие...

Использование средств наглядного обучения на уроках русского...

Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и

Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место...

Наглядные пособия на уроках русского языка в младшей школе...

Библиографическое описание: Гакаева А. Х. Наглядные пособия на уроках русского языка в

Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся

Для индивидуальной работы учащихся на уроке и осуществления быстрой обратной связи, можно...

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового...

Учебная деятельность младших школьников невозможна без развитого внимания, его неустойчивость у учащихся начальных классов

Выполняя творческие работы на уроках трудового обучения ребенок решает задачу, соотнося ее с поставленной целью: сравнивает...

Использование средств математики в процессе формирования...

Проблеме развития познавательного интереса посвящены многочисленные работы психологов, педагогов и методистов. В работах Л. С. Выготского, Г. И. Щукиной и других авторов раскрыта сущность познавательного интереса, его роль в учебно-воспитательном процессе.

Применение иллюстративной наглядности на уроках истории как...

В статье рассматриваются вопросы использования иллюстративного наглядного материала на уроках истории как одного из факторов, способствующих успешному освоению учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья программного материала.

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной...

Такой вид работы имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлен на формирование у младших школьников социальной

Цельюпроводимого мероприятия было повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Подобные работы активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают речь, умение излагать свои мысли.

Одним из эффективных приемов, способствующих активизации познавательной активности учащихся, является использование наглядности.

Развитие креативности младших школьников средствами...

Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести

Урок-интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения

Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников.

Задать вопрос