Влияние возрастных особенностей на социальный интеллект у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тайгузина К. Р., Аралбаева И. С., Климов А. В., Моршинин А. Р. Влияние возрастных особенностей на социальный интеллект у подростков // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 652-654. — URL https://moluch.ru/archive/260/59724/ (дата обращения: 16.12.2019).



При попытке дать точное определение социального интеллекта ученые- психологи сталкиваются с различными и значительными трудностями. С тех пор как в науке впервые была выдвинута концепция социального интеллекта, внимание к этому понятию постоянно менялось, стремились понять специфику данного феномена, предлагали различные пути его изучения, выделяли разные формы интеллекта. [1]

Актуальность обусловлена тем, что развитие социального интеллекта необходимо для овладения индивидом регуляцией поведения во взаимодействии с окружающими людьми, успешной адаптации к межличностным взаимоотношениям и социализации в целом. Особенно в подростковом возрасте.

Для оценки развития социального интеллекта использовалась методика, основанная на популярной модели Д. Гоулмана, в которую входит 5 главных аспектов: эмпатия, мотивация, самопознание, саморегуляция, социальные навыки. В данной работе нами была поставлена задача определить социальный интеллект в двух возрастных группах подростков (5 (n=78) и 11 (n=54) классы), с использованием данной методики. [2]

Возрастной диапазон варьируется в младшей группе от 10 до 12 лет, а в старшей от 16 до 18 лет.

Результаты представлены на рисунках 1–4.

Рис. 1. Уровень самосознания у обеих исследуемых групп

У половины детей высокий уровень самосознания и, несмотря на высокий показатель низкого результата, большинство учеников осознают свои мотивы и потребности.

Рис. 2. Уровень саморегуляции обеих исследуемых групп

У детей помладше высокий показатель преобладает над средним и низким показателями.

Значение высокого и низкого показателей саморегуляции примерно одинаковы, но при этом детей с низким показателем все же больше, что говорит плохой способности управлять своими эмоциями.

В младших классах большинство детей способно управлять своими эмоциями. Данный результат обуславливается тем, что люди с возрастом становятся более восприимчивы к каким-либо высказываниям в свой адрес, т. к. лучшее понимают их смысл.

У 11 и 5 классов уровень эмпатии, в большинстве случаев, достаточно высокий, что говорит о их умении ставить себя на место других, учитывать чувства людей.

Рис. 3. Уровень взаимодействия обеих исследуемых групп

У старших классов уровень взаимодействия с людьми достаточно низкий, что говорит о не совсем доброжелательном интересе к людям.

У большинства детей выражен средний показатель доброжелательности к другим людям, особенно их возраста.

Рис. 4. Уровень мотивации обеих исследуемых групп

В старших классах половина учеников чувствует себя мотивированными в чем-либо, большинство умеют ставить перед собой цели и их достигать

В младших же классах почти все дети получают желаемое и доходят до конца, если это касается каких-либо их целей.

Главным критерием успешного социального взаимодействия результаты показали: самосознание как у младших, так и у старших подростков, а также способность управлять своими эмоциями. [3–5]

Анализируя результаты 11 и 5 классов, можно заметить, что объединяющий компонент коммуникативного взаимодействия является умение ставить перед собой цели и достигать их, за счет этого повышается уровень потребностей, а также увеличивается желание узнать других людей.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что социальный интеллект в подростковом возрасте имеет успешное социальное взаимодействие.

В заключение, можно добавить, что важно работать над собой, так как человек с высоким уровнем социального интеллекта, умеет мотивировать себя и разбираться в собственных эмоциях. [6–7]

Литература:

  1. Баширов, И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: дис. канд. психол. наук. — М., 2006. — 181 с.
  2. Белова, С. С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта: дис. канд. психол. наук. — М., 2004. — 22 с. Михайлова (Алешина), Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. / Е. С. Михайлова (Алешина). — СПб.: ГП «Иматон», 1996. — 50 с
  3. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О. А.: Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
  4. Биркенбил, В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.
  5. Бороздина, Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с. Глава V. Невербальные особенности в процессе делового общения.
  6. Горелов, И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: «Наука», 1980. — 238 с.
  7. Конецкая, В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 1997. — 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, большинство детей, высокий показатель, класс, подростковый возраст, уровень взаимодействия, успешное социальное взаимодействие.


Похожие статьи

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся...

Актуальность исследуемой нами темы обусловлена тем, что развитие социального интеллекта необходимо для овладения подростком регуляцией поведения во взаимодействии с окружающими людьми...

Модели развития социального интеллекта у детей...

Социальный интеллект - личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия, а это в свою очередь оказывает влияние на социальное и как следствие, профессиональное самоопределение подростков.

Особенности социального интеллекта и выбора стратегий...

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей, поэтому эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации современных подростков.

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской...

В статье рассмотрено социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы, а также представлены результаты диагностического исследования. Ключевые слова: социальное взаимодействие, подростковый возраст, взаимоотношения, социум.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте.

Причем, самый низкий показатель правильных ответов семиклассники продемонстрировали в

Но учащиеся 9 класса показали более высокий уровень владения абстрактными понятиями...

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного...

Рассмотрением вопросов развития социального интеллекта у детей занимались многие

Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная

Для развития социального интеллекта детей дошкольного возраста в МАДОУ МО г...

Взаимодействие подростков со сверстниками...

Для выявления особенностей взаимодействия подростков со сверстниками, нами было

Высокий уровень самоконтроля в общении свойственен 34 % (19 ученикам)

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков.

Изучение общего уровня социального интеллекта вьетнамских...

Гилфорда для исследования общего уровня социального интеллекта вьетнамских

 Субтест № 1 — «Истории с завершением»: Большинство вьетнамских студентов со средними

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей, поэтому эта...

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Эдакая социальная мимикрия в подростковой среде. Таким образом, у подростков

Посредством методов социальной педагогики, в частности, требуется успешно решить для

Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей.

Похожие статьи

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся...

Актуальность исследуемой нами темы обусловлена тем, что развитие социального интеллекта необходимо для овладения подростком регуляцией поведения во взаимодействии с окружающими людьми...

Модели развития социального интеллекта у детей...

Социальный интеллект - личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия, а это в свою очередь оказывает влияние на социальное и как следствие, профессиональное самоопределение подростков.

Особенности социального интеллекта и выбора стратегий...

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей, поэтому эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации современных подростков.

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской...

В статье рассмотрено социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы, а также представлены результаты диагностического исследования. Ключевые слова: социальное взаимодействие, подростковый возраст, взаимоотношения, социум.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте.

Причем, самый низкий показатель правильных ответов семиклассники продемонстрировали в

Но учащиеся 9 класса показали более высокий уровень владения абстрактными понятиями...

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного...

Рассмотрением вопросов развития социального интеллекта у детей занимались многие

Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная

Для развития социального интеллекта детей дошкольного возраста в МАДОУ МО г...

Взаимодействие подростков со сверстниками...

Для выявления особенностей взаимодействия подростков со сверстниками, нами было

Высокий уровень самоконтроля в общении свойственен 34 % (19 ученикам)

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков.

Изучение общего уровня социального интеллекта вьетнамских...

Гилфорда для исследования общего уровня социального интеллекта вьетнамских

 Субтест № 1 — «Истории с завершением»: Большинство вьетнамских студентов со средними

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей, поэтому эта...

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Эдакая социальная мимикрия в подростковой среде. Таким образом, у подростков

Посредством методов социальной педагогики, в частности, требуется успешно решить для

Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей.

Задать вопрос