Исследовательская и проектная деятельность школьников на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 28.05.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Понкратенко А. П. Исследовательская и проектная деятельность школьников на уроках физики // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 445-447. — URL https://moluch.ru/archive/260/59692/ (дата обращения: 19.07.2019).



Решение проблемы развития познавательной активности учащихся, организация обучения на активной основе, через деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, эффективно позволяет решать проектная технология. Реализация основной образовательной программы предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава.

На современном этапе важно обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, выработать умение глубоко анализировать явления, прививать навыки самостоятельной работы и получать новые знания.

В своей статье О. В. Лебедева отмечает, что исследовательские умения формируются в процессе исследовательской деятельности и выделяет три ее уровня. На первом уровне исследовательская деятельность (ее элементы) организуется на уроке. При этом в учебное исследование вовлекаются все обучающиеся, формируются основные исследовательские умения, которых требуют образовательные стандарты. Развитие исследовательских умений происходит на внеурочных формах работы (второй уровень). Самый высокий уровень (третий уровень)- индивидуальные творческие проекты [3. с. 115]

По мнению А. С. Обухова [5. с. 19] под учебно-исследовательской деятельностью обучающихся понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

В данной работе, я остановилась на некоторых примерах реализации данной задачи, на уроках физики в общеобразовательной школе. Физику, как предмет учащиеся изучают с седьмого по одиннадцатый класс.

Для себя я решила, что исследовательская и проектная работа для моих учеников является наиважнейшей задачей, так как позволяет развивать способности школьников, способствует сотрудничеству учащихся и педагогов — консультантов, дает возможность приобретать опыт публичных выступлений и умение отстаивать свою точку зрения.

Это довольно непростая совместная работа учащихся и учителей, как нельзя более полно отвечает современным требованиям преподавания физики в общеобразовательной школе.

Для каждой группы учащихся можно рассмотреть следующие этапы подготовки и проведения исследовательской деятельности, учитывая возраст учащихся, обученность, овладение необходимым понятийным аппаратом.

Большего результата возможно добиться только в том случае, если ведение проектной и исследовательской деятельности будет проходить регулярно в несколько этапов.

Первый этап — подготовительный, который нужно проводить в начале учебного года. На данном этапе выявить способности ученика, его заинтересованность проведением исследовательских работ. Целью данного этапа является выявить у учащихся 7 класса умения работать с информацией, находить главное, умение анализировать физические явления.

При проведении уроков физики, демонстрации экспериментов, лабораторных работ предлагаю ученикам небольшие задания и проблемные вопросы по рассмотренной теме урока, образцы данных приемов приведены в табл.1.

Второй этап — репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через проведение учащимися самостоятельных мини — исследований в рамках рабочей программы (базовый уровень) по физике.

На данном этапе формируются практическая направленность деятельности ученика, умение правильно спланировать свою работу, познакомиться с литературой по данной теме, провести необходимые эксперименты, определится с названием темы проекта.

Самым трудным с моей точки зрения в исследовательской деятельности является выбор темы. Нельзя просто предложить ученику тему проекта из готового списка. В таком случае теряется мотивация ученика, он не осознает свою причастность к данной проблеме и исследование становится обыкновенной подготовкой к ответу на уроке. Ученик должен быть заинтересован и по возможности сказать: «Мне это интересно, я сам придумал»...

«Почему вода в твердом состоянии не тонет?» данный вопрос может прозвучать в 7-ом классе при изучении агрегатных состояний. Многие учащиеся захотят найти ответ на этот и другие вопросы, связанные с самым удивительным веществом на нашей планете — водой. Таким образом, будет создан большой проект: «Необычные свойства обычной воды». При необходимости и большой заинтересованности учеников можно разбить проект на несколько краткосрочных мини — исследовательских работ.

Таблица 1

Перечень приемов, способствующих развитию исследовательских способностей

Исследовательские способности

Приемы

Умение видеть проблемы

Почему лед легче воды?

Как можно охарактеризовать данный предмет? Почему тормозной путь у машины зимой длиннее?

Умение выдвигать гипотезы

Предложи альтернативные источники энергии Нагретый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Почему?

Можно ли получит воду из воздуха?

Умение задавать вопросы

Задай вопрос соседу по парте Подготовь вопросы к теме урока

Умение давать определения понятиям

Чем отличаются молекулы воды и льда?

О каком физическом явлении говорится в пословице: «как с гуся вода»?

Умение классифицировать

Какая формула из предложенных — лишняя? Найди общие свойства данных предметов

Умение наблюдать

Почему утром выпадает роса на траве? Как скользят коньки?

Умение экспериментировать

Самостоятельно выбирать оборудование и собирать установку для проведения экспериментов

Умение высказывать суждения, делать умозаключения и выводы

Что произойдет, если скорость света станет меньше?

Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иголкой

Умение создавать тексты

Конспектировать незнакомый текст, выделять главную мысль.

Занимаясь выбранными темами научно-исследовательской работы, исследуя свойства воды, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически, предлагают эксперименты.

Мини — проекты отличаются тем, что они краткосрочные и охватывают небольшую тему, можно сказать, что это «тема одного вопроса». Но при подготовке данных проектов, учащиеся занимаются всеми видами деятельности проектной работы, это и поиск информации, постановка физического эксперимента, создание компьютерной презентации, подготовка выступления, ответы на вопросы одноклассников. На начальном этапе предлагаю учащимся разработать демонстрационный опыт, соответствующий выбранной теме. Примером выполненных мини — проектов, учащихся могут быть работы: «Бесценный дар природы», «Круговорот воды в природе», «Поверхностное натяжение воды», «Почему не тонет лед?», «Самое необыкновенное вещество в мире», «Энергия воды» и т. д.

Третий этап — приобретение учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. На данном этапе работы по формированию интеллектуальных умений и навыков выходят за рамки урока.

Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие, как виртуальные лабораторные работы, робототехника, цифровые лаборатории, которые обязательно нужно внедрять в практику работы в урочное и внеурочное время.

Четвертый этап — представление результатов работы в разнообразных формах. На данном этапе учащиеся учатся представлять свои работы перед слушателями, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Защиты проектов можно запланировать на уроках повторения или обобщения. Но, конечно, лучше это сделать во внеурочное время, так как больше будет свободного времени на обсуждение и защиту проектов. С подготовленными мини-проектами учащиеся выступают на повторительно — обобщающих уроках, а с большими проектами — на школьной научно — практической конференции. Каждое выступление учащихся вызывает большой интерес, заинтересованность. У слушателей возникают вопросы — почему так происходит? В чём секрет опытов?

Пятый этап — анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляем, что дает проектно-исследовательская деятельность ученику и учителю.

Проектно-исследовательская деятельность в сфере образования отличается от исследований, проводимыми учеными. Научное исследование — процесс выработки новых, раннее не известных, научных знаний. Учебное исследование — создание представление об объекте или явлении окружающего мира под руководством учителя.

Рассмотренные этапы формирования навыков проектно- исследовательской деятельности осуществляются по принципу «концентрических кругов». Вышеперечисленные этапы необходимо постоянно проводить на уроках физики, начиная с седьмого класса. Пройдя первый круг в седьмом классе, целесообразно вернуться к аналогичной деятельности в восьмом, девятом классах. Необходимость в этой проектно- исследовательской деятельности есть и в неполной средней школе, и в старших классах. Периодичность этой работы следует определять, ориентируясь на индивидуальные особенности учащихся, с которыми приходится работать.

В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день многие вопросы организации проектно-исследовательской деятельности в школе остаются недостаточно разработанными и ясными, другими словами, представляют собой широкий фронт для творческого поиска.

Литература:

  1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности [Текст] / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. 272с.
  2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 Легион Москва (2014г.)
  3. Лебедева О. В. Принципы организации исследовательской деятельности в учебном процессе по физике в средней школе [Текст] / О. В. Лебедева //Наука и школа. 2012. N4, с 113–116.
  4. Лернер И. Я. Проблемное обучение [Текст] / И. Я. Лернер. — М.: Знание. 1974. 64с
  5. Обухов А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать [Текст] / А. С. Обухов // Исследовательская деятельность школьников, 2013.N4, с18–23
  6. Альникова Т. В. Организация проектно-исследовательской деятельности при обучении физике // Вестник ТГПУ. Вып. 6 (57) серия: естественные и точные науки. — Издательство ТГПУ, 2016.


Задать вопрос