Способы реализации антикоррупционной политики в Ямало-Ненецком автономном округе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 03.06.2019

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Кассис, О. В. Способы реализации антикоррупционной политики в Ямало-Ненецком автономном округе / О. В. Кассис. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 308-311. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59598/ (дата обращения: 23.04.2024).



Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, причисляет коррупцию к одной из важнейших угроз государственной и общественной безопасности страны [1].

Принимая во внимание разрушительный эффект коррупции, как для экономического, так и политического развития государства, основной целью Национальной стратегии противодействия коррупции считается ликвидация причин и условий, порождающих коррупционные проявления в обществе. Разрешение предоставленных задач гарантирует исполнение Национальных планов противодействия коррупции.

Так, в Национальном плане по противодействию коррупции на 2018–2020 годы, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378, предусмотрен перечень мероприятий, сосредоточенных на усовершенствование антикоррупционных мер и увеличение результативности функционирующих механизмов в сфере противодействия коррупции [2].

С целью осуществления основных положений Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 [3], Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 «О Национальном плане по противодействию коррупции на 2018–2020 годы» [2] Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа ратифицировало постановление «Об утверждении комплексной программы «Противодействие коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018–2020 годы»: постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2018 года № 886-П» [4].

В Ямало-Ненецком автономном округе осуществляется комплексная работа по противодействию коррупции на абсолютно всех уровнях власти, в какой принимают участие органы прокуратуры, правоохранительные органы, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований в ЯНАО, а кроме того институты гражданского общества и СМИ.

Правоохранительными органами автономного округа в 2018 году было обнаружено 142 коррупционных преступления, в т. ч. совершенных должностными лицами органов исполнительной власти и местного самоуправления автономного округа; судами вынесены обвинительные приговоры в отношении 28 лиц, из них в отношении 15 применена конфискация имущества [4].

С 2017 года в ЯНАО антикоррупционная политика реализовывается посредством применения программного метода.

На основании Национального планом разработаны и утверждены антикоррупционные программы (планы) в органах государственной власти ЯНАО и органах местного самоуправления.

Органами исполнительной власти автономного округа и органами местного самоуправления систематически реализовывается комплекс мер по законодательному, организационно-правовому и информационному обеспечению антикоррупционной деятельности.

В автономном округе с целью обеспечения мер по развитию базовых направлений работы по противодействию коррупции, предусмотренных законодательством РФ, принят ряд нормативных правовых актов, основным из каких считается Закон ЯНАО от 30 октября 2017 года № 72-ЗАО «О противодействии коррупции в ЯНАО» [5].

Координирует действия исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления, а кроме того их взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам противодействия коррупции комиссия по координации работы по противодействию коррупции в ЯНАО при Губернаторе автономного округа.

С начала 2018 года проведено 6 заседаний комиссии, на каких разобрано 18 вопросов в сфере противодействия коррупции. К примеру, проанализированы проблемы об итогах осуществления мероприятий Национального плана; о мерах по увеличению результативности противодействия коррупции при проведении закупок товаров, работ, услуг с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд; об итогах деятельности органов внутренних дел ЯНАО в сфере противодействия коррупции.

Особенный интерес при создании повесток заседаний комиссии уделялось обсуждению проблем, затрагивающих исполнение решений, принятых на заседаниях Совета при полномочном представителе Президента РФ в Уральском федеральном округе по противодействию коррупции.

Так, в 2018 году, в исполнение решений комиссии проведен анализ выполнения исполнительными органами государственной власти ЯНАО и органами местного самоуправления мероприятий Национального плана, а кроме того Комплексной программы.

Установлены мероприятия по раскрытию фактов, включающих признаки появления конфликта интересов, в т. ч. скрытой аффилированности должностных лиц, с применением методических рекомендаций, разработанных для реализации перечня поручений Президента РФ от 26 января 2016 года № Пр-299 и скоординированных на одном из заседаний комиссии.

Исходя из приоритетов антикоррупционной политики, необходимо продолжить работу исполнительных органов государственной власти ЯНАО, органов местного самоуправления по противодействию коррупции в подведомственных государственных и муниципальных учреждениях по антикоррупционному просвещению, в т. ч. согласно увеличению уровня правовой грамотности граждан, их правового воспитания и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, введению в практику правил корпоративной этики.

Необходимо отметить, в что 2018 году на Ямале функционировали 126 комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (а именно 46 комиссий — в органах государственной власти и 80 комиссий в органах местного самоуправления). Из-за несоблюдения антикоррупционного законодательства привлечено к дисциплинарной ответственности 16 государственных гражданских и 19 муниципальных служащих. Четыре руководителя привлечены к дисциплинарной ответственности: в отношении 2-х работников государственного учреждения вынесены замечания, один руководитель привлечён к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

В госучреждениях округа проведено десять проверок по соблюдению законодательства, согласно результатам подготовлены рекомендации по усовершенствованию правового обеспечения в сфере противодействия коррупции. На 2019 год запланировано 11 таких проверок. Не прекращается деятельность по повышению квалификации в антикоррупционной тематике: в 2017-м обучение прошли 56 государственных и 276 муниципальных служащих.

Все обращения граждан по фактам коррупционных проявлений находятся на постоянном контроле: все они рассмотрены с соблюдением установленных сроков. Всего в адрес губернатора и членов правительства ЯНАО поступило 84 таких обращений.

Особенное место в ходе совершенствования госуправления с целью противодействия коррупции занимает создание многофункциональных центров. В 2018 году государственным учреждением ЯНАО «МФЦ» было обработано 633 тыс. обращений заявителей за получением услуг, что на 26 % больше, чем в 2016 году (467 тыс. обращений).

Чрезвычайно основательное внимание уделялось соблюдению требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд региона. Более востребованным способом определения поставщика в 2018 году остаётся аукцион в электронной форме, доля какого составила 88 % от общей численности размещённых извещений. По итогам закупок в 2018 году экономия бюджетных средств превысила 1 000 000 рублей. С января 2019 года началась подготовка к полному переходу на электронные закупки.

Уже привычной для ЯНАО становится антикоррупционная экспертиза: за отчётный период экспертизе подверглись 2 780 проектов нормативных правовых и 1 794 действующих акта (обнаружено 157 коррупциогенных фактора). Так, в муниципалитетах обследовано больше 11 тыс. проектов и 2 389 действующих муниципальных правовых актов. Обнаружено 379 коррупциогенных фактора в проектах, в функционирующих — 82. Деятельность в данном направлении осуществляется постоянно.

В исполнительных органах государственной власти ЯНАО и органах местного самоуправления инициативно осуществляется информационно-пропагандистская работа по формированию нетерпимости к коррупционному поведению среди граждан, гражданских служащих и муниципальных служащих в рамках семинаров, совещаний, конференций, тренингов, «круглых столов», профессиональной учебы, а кроме того деятельность по усилению наглядной агитации и освещению в СМИ мер по противодействию коррупции, осуществляемых в ЯНАО.

Всероссийским центром изучения общественного мнения в период сентябрь — октябрь 2018 года проведен репрезентативный опрос населения «Коррупционные проявления в Ямало-Ненецком автономном округе».

Выборку исследования составило 3140 респондентов, географию исследования — 13 муниципальных образований ЯНАО (таблица 1).

Таблица 1

Соотношение показателей коррупционных проявлений вЯмало-Ненецком автономном округе

2017

2018

Ямало-Ненецкий автономный округ

52 %

56 %

Пуровский район

18 %

40 %

Тазовский район

21 %

35 %

Надымский район

53 %

48 %

г.Салехард

40 %

51 %

г.Муравленко

34 %

40 %

г.Лабытнанги

43 %

28 %

По результатам исследования, показатели восприятия коррупции на окружном и местном уровнях за год немного выросли: до 56 % (2017 год — 52 %) увеличилась доля тех, кто считает коррупцию распространенной в автономном округе, до 42 % респондентов (2018 год — 39 %) считают коррупцию распространенной в своем городе (районе).

Согласно представлениям опрошенных, коррупция меньше всего распространена в Приуральском, Красноселькупском и Шурышкарском районах. Низкий уровень ее распространения, согласно результатам исследования, кроме того, зафиксирован в г. Лабытнанги и Ямальском районе.

Отрицательная динамика за год от опрошенных по территориям прослеживается в Пуровском (с 18 % до 40 %) и Тазовском (с 21 % до 35 %) районах, а кроме того, в г. Салехарде (с 40 % до 51 %) и г.Муравленко (с 34 % до 40 %).

Позитивная динамика наблюдается в г. Лабытнанги (с 43 % до 28 %) и Надымском районе (с 53 % до 48 %).

Анализ результатов исследования по таким более объемным, с точки зрения коррупции, сферам, как здравоохранение, высшее образование, автоинспекция, не претерпели существенных изменений в сравнении с 2017 годом (+/- 3 %).

В целях реализации Национального плана Противодействия коррупции на 2018–2020 годы, Управлением Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу проводятся следующие мероприятия.

Приказом УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25.03.2014 № 01–06/70 согласно постановлению Правительства РФ от 02.08.2005 № 481 создан Общественный совет при Управлении Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу [6].

Основной компетенцией Общественного совета является участие в работе конкурсной и аттестационной комиссии, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Серьёзными аспектами взаимодействия с представителями Общественного совета в рамках работы аттестационной и конкурсной комиссии, бесспорно, считается открытость заседаний, объективность вырабатываемых комиссией решений по результатам аттестации, квалификационного экзамена, прохождения конкурсной процедуры. Компетентность представителей Общественного Совета в правовых, экономических вопросах, вопросах прохождения государственной гражданской службы позволяет избежать субъективности при принятии комиссиями решений. Так, за 2017 год Управлением проведено 15 заседаний указанных комиссий, за 2018 год — 13 заседаний.

На основании вышеизложенного, можно отметить, что применение программно-целевого метода при применении исполнительными органами государственной власти автономного округа в 2018–2020 годах антикоррупционных мероприятий считается более приемлемым, поскольку содействует качественному обновлению и созданию в ЯНАО системы эффективного противодействия коррупции, адекватной требованиям демократического правового государства и общепринятым нормам международного права, к числу каких причисляются:

− концентрация сил и средств исполнительных органов государственной власти ЯНАО и органов местного самоуправления на наиболее существенных направлениях антикоррупционной политики;

− отчетливое определение стратегии и тактики при разработке и реализации антикоррупционной программы автономного округа;

− мобилизация организационных ресурсов, участие в реализации программы органов публичной власти разного уровня, а кроме того общественности.

Таким образом, изучение опыта антикоррупционной политики в Ямало-Ненецком автономном округе, реализовываемого в округе, указывает на то, что он основывается на сравнительные оценки законодательных и институциональных подходов антикоррупционной политики на предмет их соответствия практике предупреждения коррупции в Российской Федерации. Данные способы реализации антикоррупционной политики в Ямало-Ненецком автономном округе могут быть использованы для организации и обеспечения эффективной борьбы с коррупционной преступностью в РФ.

Литература:

  1. Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683// Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). — 2015; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 1 (часть II). — ст. 212.
  2. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы: Указ Президента РФ от 29.06.2018. — № 378 // Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). — 2018.
  3. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 год: Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 // Российской газета. — 2010. — № 79; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 16. — ст. 1875.
  4. Об утверждении комплексной программы «Противодействие коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018–2020 годы»: постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2018 года № 886-П// Официальный Интернет-сайт исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф, 21.08.2018 г.
  5. О противодействии коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе: Закон автономного округа от 30 октября 2017 года № 72-ЗАО// Красный Север. — 2017. — № 88.
  6. О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 481// Российская газета. — 2005. — № 173; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 32. — ст.3322.
Основные термины (генерируются автоматически): автономный округ, противодействие коррупции, государственная власть, местное самоуправление, орган, Ямало-Ненецкий автономный округ, антикоррупционная политика, исполнительная власть, Общественный Совет, Российская Федерация.


Похожие статьи

Противодействие коррупции в государственных...

Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти

Ключевые слова: противодействие коррупции, орган исполнительной власти...

Взаимодействие органа исполнительной власти субъекта...

В настоящее время органы государственной власти и органы местного самоуправления крайне редко используют такую форму взаимодействия с гражданским обществом, несмотря на её актуальность, творческую и образовательные составляющие. В связи с этим предлагаем...

Организационные основы противодействия коррупции

В Российской Федерации сформированы организационные основы противодействия коррупции, т. е. определены должностные лица и органы, осуществляющие противодействие коррупции, а также установлены функции (одновременно и обязанности, и полномочия)...

Административно-правовые механизмы противодействия...

муниципальная служба, Российская Федерация, государственная служба, лицо, акт, противодействие коррупции, коррупционная деятельность, государственное управление, антикоррупционная экспертиза... Актуальные проблемы противодействия коррупции на...

Мониторинг российского антикоррупционного законодательства

Рассматривается динамика формирования государственной политики и развития нормативного правового регулирования в области противодействия коррупции в Российской Федерации на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации.

Меры противодействия коррупции в сфере государственного...

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации. Актуальные проблемы противодействия коррупции на... Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государственная служба...

Противодействие коррупции в сфере публичного права

В ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции» [1] обозначены полномочия исполнительной власти и области противодействия коррупции. В частности, обозначено, что в области проведения единой государственной антикоррупционной политики это касается...

Государственная политика противодействия коррупции...

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации. Антикоррупционная политика: проблемы формирования... Государственное противодействие коррупции может осуществляться и осуществляется на...

Информационная безопасность органов государственной...

Информационная безопасность органов государственной власти и местного самоуправления в контексте противодействия коррупции.

Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Похожие статьи

Противодействие коррупции в государственных...

Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти

Ключевые слова: противодействие коррупции, орган исполнительной власти...

Взаимодействие органа исполнительной власти субъекта...

В настоящее время органы государственной власти и органы местного самоуправления крайне редко используют такую форму взаимодействия с гражданским обществом, несмотря на её актуальность, творческую и образовательные составляющие. В связи с этим предлагаем...

Организационные основы противодействия коррупции

В Российской Федерации сформированы организационные основы противодействия коррупции, т. е. определены должностные лица и органы, осуществляющие противодействие коррупции, а также установлены функции (одновременно и обязанности, и полномочия)...

Административно-правовые механизмы противодействия...

муниципальная служба, Российская Федерация, государственная служба, лицо, акт, противодействие коррупции, коррупционная деятельность, государственное управление, антикоррупционная экспертиза... Актуальные проблемы противодействия коррупции на...

Мониторинг российского антикоррупционного законодательства

Рассматривается динамика формирования государственной политики и развития нормативного правового регулирования в области противодействия коррупции в Российской Федерации на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации.

Меры противодействия коррупции в сфере государственного...

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации. Актуальные проблемы противодействия коррупции на... Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государственная служба...

Противодействие коррупции в сфере публичного права

В ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции» [1] обозначены полномочия исполнительной власти и области противодействия коррупции. В частности, обозначено, что в области проведения единой государственной антикоррупционной политики это касается...

Государственная политика противодействия коррупции...

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации. Антикоррупционная политика: проблемы формирования... Государственное противодействие коррупции может осуществляться и осуществляется на...

Информационная безопасность органов государственной...

Информационная безопасность органов государственной власти и местного самоуправления в контексте противодействия коррупции.

Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Задать вопрос