Библиографическое описание:
Яблонев, А. Л. Применение транспорта на пневмоколесном ходу в технологии добычи торфа повышенной влажности с последующей его искусственной досушкой / А. Л. Яблонев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 1. — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2845/ (дата обращения: 28.03.2024).
- Представлена технологическая схема
искусственного обезвоживания фрезерного торфа повышенной влажности.
Рассмотрены схемы транспортирования торфа к конечному потребителю.
Рассчитано возможное процентное количество транспортных операций с
применением пневматического колесного хода.
-
Ключевые слова:
торф, транспорт, пневмоколесный ход, сушилка.
-
Keywords:
peat, transport, pneumatic wheel-running, drier.
- Крайне сильная зависимость работ по добыче
фрезерного торфа от погодных условий отрицательно сказывается как на
экономических показателях, так и на всем технологическом процессе.
Поэтому неслучаен интерес ученых и инженеров к поиску новых
технологий добычи, в которых погодный фактор играл бы меньшую роль.
- В этом направлении следует отметить предложение
А.В. Михайлова и др. [1, с. 189], рассматривающих технологию
круглогодичной экскаваторной добычи торфа, короткую выдержку в
расстиле или в штабеле, размещенном на суходоле (для частичного
обезвоживания), транспорт его и последующее обезвоживание в
заводских условиях. Технология позволяет существенно снизить потери
торфа (до 5 %), снизить пожарные и природоохранные риски, исключить
комплекс ремонтно-подготовительных работ, сократить потребность в
торфяных полях. Однако комбинат по искусственному обезвоживанию
фрезерного торфа потребует колоссальных инвестиций, и окупаемость
данной технологии, вероятно, будет возможна лишь при больших и
стабильных объемах производства и сбыта торфа.
-
Представляются интересными в настоящее время работы
Н.Н. Самсонова [2, с. 10; 3, с. 25], предложившего, организовавшего
и испытавшего в 1952-1959 гг на Подозерском торфопредприятии опытную
технологию по добыче торфа повышенной влажности (60-65 %) с
последующей его искусственной досушкой до влажности 40-45 % в
специально построенной на торфопредприятии сушилке, работающей на
торфяном топливе. Добыча торфа повышенной влажности осуществлялась
скреперно-перевалочным комплексом машин, весь добытый торф
укладывался в штабели, которые в последующем перевозились к сушилке,
смонтированной на торфопредприятии. Упрощенная технологическая схема
искусственного обезвоживания представлена на рис. 1.
- Рис. 1. Технологическая схема досушки торфа
повышенной влажности:
-
1 – приемный бункер сырья; 2 – конвейер
подачи сырья в сушилку; 3 – сушилка; 4 – система
конвейеров подачи высушенного торфа на топливо для сушилки; 5 –
конвейер подачи сухого торфа на торфобрикетный пресс для
изготовления брикетов; 6 – конвейер подачи сухого торфа на
отгрузку
-
- Торф из вагонов узкой колеи разгружался в бункер 1,
из которого поставлялся в сушильную камеру 3 с помощью конвейера 2.
Сушка в среде дымовых газов позволяла снижать влажность торфяной
крошки с 60-65 % до 40-45 %. Высушенная фрезерная крошка подавалась:
конвейером 6 - на погрузку вагонов узкой колеи, которые сразу же
транспортировали ее к потребителю, конвейером 5 - для снабжения
сырьем местного торфобрикетного пресса (ТБП), системой конвейеров 4
- для снабжения сушилки топливом. При
этом расход торфа на собственные нужды (на топливо для сушилки и на
выработку электроэнергии) и потери составил от 14-16,4 % от общего
количества торфа, отгруженного потребителям, сожженного в топке
сушилки и потерянного в производственном процессе.
-
Описанная технология позволяла укоротить циклы уборки
торфа, применяя только одно-два ворошения в цикле, увеличить
количество уборочных и производственных дней в сезоне, повысить за
счет этого сезонные сборы на 68-88 % и более оптимально использовать
солнечную радиацию для сушки. Кроме того, убранный в штабели торф
повышенной влажности меньше саморазогревался, а случаев
самовозгорания вообще не было выявлено.
-
Схема транспорта торфа с применением искусственного
обезвоживания изображена на рис. 2.
-
- Рис. 2. Схема доставки искусственно обезвоженного
торфа потребителям
- Как и в случае с существующей на сегодняшний день
технологией транспорта, торф может транспортироваться несколькими
видами транспорта: тракторный поезд (Т),
железнодорожный вагон узкой колеи (У),
железнодорожный вагон широкой колеи (Ш),
грузовой автомобиль с прицепом (М),
грузовой автомобиль с прицепом в зимний период (МЗ).
Отличие заключается в том, что торф повышенной влажности из штабеля
1 доставляется
не на перегрузочный пункт и не к потребителю, а на склад, или
непосредственно в бункер сушильного отделения (С).
Пункты 2 и 3
– перегрузочные площадки торфопредприятия, оборудованные на
суходоле; пункты 4
и 5 –
склады с запасом топлива, расположенные на территории энергетической
станции; 6 –
бункер разгрузкорпуса энергетической станции. Пункты 2-3
и 4-5 не
объединены в один из-за существенной разницы в подъездных путях и
проведении погрузочно-разгрузочных работ, которая вызывает
необходимость размещать эти площадки в разных местах. Использование
грузового автотранспорта в зимний период обусловлено подготовкой
автодорог методом намораживания.
-
Анализ схемы доставки торфа, изображенной на рис. 2
позволяет оценить процентное соотношение возможностей выполнения
транспортных работ тем или иным видом транспорта. Так, из 14
возможных переходов (100 %), 8 переходов (57 %) может быть выполнено
с применением тракторов с прицепами и железнодорожных составов узкой
колеи, 4 перехода (29 %) - с применением грузового автотранспорта и
железнодорожных составов широкой колеи, 3 перехода (21 %) – с
применением грузового автотранспорта зимой с использованием
технологии намораживания автодорог. Таким образом, в качестве
основного транспорта на этих операциях может применяться как
железнодорожный вагон узкой колеи, так и тракторный поезд.
- С учетом современных тенденций по сокращению
объемов перевозок железнодорожным транспортом узкой колеи из-за
высоких затрат на его содержание и обслуживание, на первое место по
универсальности применения выходят колесные тракторы с прицепами,
которые вне сезона добычи, благодаря повышенной проходимости (по
сравнению с грузовыми автомобилями), позволяют вывозить добытый торф
непосредственно с производственных участков. Прицепы к тракторам,
задействованные на вывозке могут быть использованы с технологической
схемы уборки торфа из наращиваемых валков (так называемая схема с
раздельной уборкой). Коэффициент использования техники в этом случае
значительно увеличивается, так как тракторы и прицепы не простаивают
в межсезонное время (как в случае применения гусеничных тракторов),
а круглогодично вовлечены в производство и сбыт.
- В качестве рекомендуемых моделей прицепов,
применимых для вывоза торфа можно назвать ПТС-20 грузоподъемностью
15 тонн и объемом кузова с нарощенными бортами до 25 м3
или JSON-8520.1
грузоподъемностью 20 тонн и объемом кузова с нарощенными бортами до
30 м3
производства ПК «Агромастер», Татарстан. Оба эти прицепа
самосвального типа с автоматическим открытием заднего борта при
опрокидывании кузова.
-
Внутренняя технология сушильного отделения предполагает
наличие устройств непрерывного транспорта (конвейеры, питатели и
т.д.). Предложенная Н.Н. Самсоновым технология, отличается от
существующей с позиций транспорта добавлением еще одной транспортной
операции с погрузкой и разгрузкой. В силу вышеназванных причин,
единственным оптимальным транспортом торфа на небольшие расстояния
является тракторный поезд, состоящий из колесного трактора на
пневмоходу и прицепа. Рост производства торфа из-за укорачивания
циклового времени, сделает перевозки торфа транспортом на
пневмоколесном ходу еще более актуальными и выгодными.
-
- Литература:
-
Михайлов А.В., Кремчеев Э.А., Большунов А.В., Нагорнов
Д.О. Перспективы развития новых технологий добычи торфа ∕∕
Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2010. - № 9. –
С. 189-194.
-
Самсонов Н.Н. Добыча фрезерного торфа повышенной
влажности с последующей тепловой его досушкой ∕∕
Торфяная промышленность. - 1947. - № 6. – С. 10-15.
-
Самсонов Н.Н. Досушка фрезерного торфа повышенной
влажности ∕∕ Торфяная промышленность. – 1955. - №
3. – С.25-28.
Основные термины (генерируются автоматически): повышенная влажность, узкая колея, искусственное обезвоживание, грузовой автотранспорт, железнодорожный вагон, прицеп, торф, тракторный поезд, фрезерный торф, грузовой автомобиль.
Похожие статьи
Практика доставки топливного торфа с торфопредприятий до конечного потребителя показывает, что транспортные расходы с применением наемного автомобильного транспорта или железнодорожными составами узкой колеи составляют порой полную...
Выполним экономическое сравнение вариантов погрузки лесоматериалов в железнодорожные вагоны с точки зрения затрат
Работа транспортно-грузового комплекса осуществляется в одну смену продолжительностью в восемь часов, на погрузочных работах...
Ежегодно изменяются гранулометрический состав грузов, скорость движения поездов, др. условия транспортировки, а способы погрузки остаются неизменными.
− гранулометрический состав; − влажность; − конструкция вагона и его техническое состояние
При транспортировке железнодорожным транспортом данная техника должна иметь габаритные размеры меньше, чем указано на рисунке 1, а также меньше длины грузовой железнодорожной платформы.
Данное направление совершенствования управления железнодорожными перевозками основано на централизации управления «приватным парком грузовых вагонов» методами технологического аутсорсинга [6].
В качестве примера рассмотрим вывозку торфа с полей добычи двумя способами: первый вариант – 4 трактора с прицепами емкостью по 30 м3, второй вариант – один грузовой автомобиль с прицепом общей емкостью 50 м3.
Данные технологии позволяют уже сегодня реализовать ведение поездов без машинистов и проектировать масштабные проекты новых железнодорожных линий [2], производить осмотр подвижного состава [3] и выполнять маневровую работу с грузовыми вагонами.
Транспортное средство может дополнительно оборудоваться краном-манипулятором, но тогда оно будет иметь меньшую грузовую платформу, что снизит грузоподъемность подвижного состава.
Короткие (до 3 м) стволы перевозят на грузовиках с бортовыми прицепами.
Перспективным направлением развития железнодорожных грузовых перевозок в России является контейнеризация перевозок.
Для обслуживания контейнерных поездов требуются пути длиной не менее 850 м (соответствуют 57 условным вагонам), а современный уровень...