Автор: Фирсова Ирина Сергеевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (26) март 2011 г.

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Фирсова И. С. Дальневосточный международный экономический форум как механизм разработки и координации проектов развития Дальнего Востока РФ // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.1. — С. 203-206.

Ситуацию с дифференциацией в развитии российских регионов, сложившуюся в 1990-х годах некоторые эксперты характеризуют как «двойственную экономику» — в то время как значительная часть ресурсов находилась в отдаленных районах азиатской части страны, доходы от их освоения перетекали в крупные города европейской части России, формируя в них платежеспособный спрос. В результате в Центральной России, которая составляет 3,8% национальной территории, проживает 26% населения страны, производится 34% ВВП и потребляется 45% импорта[7, с.195]. Для сравнения в Дальневосточном федеральном округе, составляющем более 35% территории России, проживает менее 5% населения страны и производится порядка 6% ВВП России. С 1989 г. по 2006 г. население региона сократилось более чем на 17%[3]. Фактически экономическое присутствие России в регионе ограничивается поставками необработанного сырья, а также обслуживанием определенной части транзитных транспортных потоков между Европой и Азией.

Однако в настоящее время развитие Дальнего Востока стало одним из приоритетных направлений социально-экономической политики России. Об этом свидетельствует, в частности, государственная программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Геополитический, природный, интеллектуальный потенциал Дальнего Востока России является мощным фактором перспективного развития всей страны. Вместе с тем, для реализации данного потенциала необходим обмен знаниями и опытом, поиск наиболее эффективных экономических и управленческих решений, активная и ответственная позиция бизнеса, власти, экспертного сообщества и широкой общественности. Эти важнейшие задачи и призван решать Дальневосточный международный экономический форум, который представляет собой уникальную площадку для обсуждения вопросов промышленного и экономического потенциала Дальнего Востока и согласования позиций власти, бизнеса и общества по стратегиям развития экономики.

Первый Дальневосточный международный экономический форум прошел в 2006 году под девизом «Через развитие Сибири и Дальнего Востока – к модернизации страны». На пленарных заседаниях и «круглых столах» обсуждались вопросы демографии, развития транспортной инфраструктуры, лесной, горно-добывающей, рыбной промышленности, а также туризма, информационных коммуникаций и инновационной деятельности.

В форуме приняли участие более 800 гостей, в том числе представителей 29 российских регионов, а также, около 200 предприятий из 21 субъекта восточной части страны. Участникам было представлено 33 инвестиционных проекта.

Было особо отмечено, что поставленных задач не решить без задействования механизма государственно-частного партнерства. В качестве примера успешного сотрудничества власти и бизнеса было представлено строительство магистрального газопровода Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск мощностью 4,5 млрд. кубометров газа в год. Помимо государства основными инвесторами проекта выступили ОАО «НК Роснефть» и ОАО «Сахалинморнефтегаз»[1].

В следующем году, на Втором дальневосточном международном экономическом форуме, акцент был сделан на программе модернизации российской экономики. Его девиз – «Через развитие Сибири и Дальнего Востока – к модернизации страны». Особенностью форума стало участие более широкого круга представительных иностранных делегаций – более 130 человек из 13 государств.

Форум был посвящен проработке вопросов повышения уровня жизни и закрепления населения путем реализации приоритетных инвестиционных проектов по совершенствованию транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры, эффективного освоения природных богатств, основанных на инновационных решениях, способных качественно изменить и ускорить социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. По словам К. Исхакова, «развитие Дальнего Востока невозможно только в рамках Программы «Дальний Восток и Забайкалье»: необходимо будет выработать меры, повышающие заинтересованность инвесторов во вложении средств в данный регион. Именно это и является одной из целей Дальневосточного международного экономического форума»[2].

Одним из проектов, направленных на развитие региона, является трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан», которая должна соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и обеспечить выход на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Помимо этого, Дальневосточный федеральный округ рассчитывает на размещении у себя газоперерабатывающих и газохимических предприятий.

Третий форум (2008 год), под девизом «Стратегия 2020: региональное измерение», был посвящен проработке вопросов повышения уровня жизни и закрепления населения путем реализации основных положений Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года в контексте региональной политики на Востоке России и стратегии развития восточных регионов России до 2025 года.

Участники третьего международного Дальневосточного экономического форума обсудили порядка 350 масштабных инвестиционных проектов по развитию региона, в том числе и в рамках подготовки саммита Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС)-2012. Предстоящий в 2012 году саммит АТЭС во Владивостоке – это значительное политическое и экономическое событие для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Его успешное проведение позволит России укрепить свои международные позиции, наладить дополнительные контакты с партнерами в регионе.

Впрочем, по мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохина, даже событие такого уровня, как саммит АТЭС-2012, рискует не стать мощным толчком для развития Дальнего Востока без коренного изменения инвестиционного климата в регионе, что возможно только при совместной работе бизнес-сообщества и органов власти всех уровней. Развитие инфраструктуры и высокотехнологичных производств значительно увеличит количество рабочих мест в регионе, тем самым смягчая жесткую демографическую ситуацию. Дополнительные рабочие места может дать и развитие туризма – регион обладает для этого уникальными природными и рекреационными возможностями. В этой сфере бизнес сможет реализовать множество интересных проектов. С этим согласились и зарубежные гости форума[5].

Представители РАН предложили сосредоточить основные усилия на возрождении и развитии традиционных отечественных инновационных производств – военно-промышленного комплекса, авиастроения, космоса, судостроения, атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслей, так как, двигаясь именно в этом направлении, Россия сможем занять на мировых рынках те ниши, которые выглядят наиболее перспективными для отечественных производителей.

Четвертый Дальневосточный международный экономический форум, прошедший в Хабаровске в сентябре 2009 года под девизом «Стратегия развития Востока России: антикризисные ориентиры и новые подходы», был посвящен ключевым направлениям развития экономики Дальнего Востока и Восточной Сибири в условиях кризиса.

Было отмечено, что основной проблемой Дальнего Востока и Восточной Сибири уже многие десятилетия остается привлечение долгосрочных инвестиций в регион, которые бы обеспечили его комплексное развитие. Для этого необходимо решить задачи развития высокотехнологичных производств в авиа- и судостроении, машиностроении и металлургии, обеспечить инновационное освоение ресурсов океана. Особое внимание должно быть уделено вопросам внедрения новых технологий и высокопроизводительной техники: необходимо обеспечить комплексное и опережающее, относительно средних параметров по стране, развитие социальной сферы и человеческого капитала.

Основной проблемой для новых инвестиций на Дальнем Востоке остается слаборазвитая транспортная инфраструктура. Особое значение приобретает проект создания на базе Хабаровского аэропорта крупного транспортного авиационного узла – хаба. Уже в процессе разработки находится генеральный план по развитию Хабаровского аэропорта, включающий в себя план землепользования в зоне аэропорта, план строительства по каждому этапу реализации проекта, финансовую модель оценки инвестиционной привлекательности проекта и план финансирования с учетом требований потенциальных инвесторов.

Предложено также привлечь к реализации проекта строительства инфраструктуры космодрома «Восточный» – наиболее масштабного проекта в Амурской области – негосударственные, в том числе и иностранные инвестиции. Создание объектов наземной космической инфраструктуры – жилого фонда, аэродрома, коммуникаций, дорог и средств выведения – предполагается осуществлять в рамках действующей Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы. Однако современное развитие космонавтики предполагает тесное международное сотрудничество, и в данных условиях реализация проекта космодрома «Восточный» только за счет государственного финансирования представляется крайне неэффективной.

К инвестированию проведения работ по созданию обеспечивающей инфраструктуры космодрома привлечены предприятия и организации 18 субъектов Российской Федерации, включая и субъекты Дальнего Востока. Также удалось предварительно договориться об участии японских компаний в финансировании отдельных объектов, а именно, водородного завода, аэродромного комплекса, административно-делового центра.

На форуме также обсуждался проект создания первой в России морской портовой особой экономической зоны в порту Советская гавань Хабаровского края. Концепция зоны предполагает создание на территории морского порта Советская Гавань международного многопрофильного портового и судоремонтного центра. Это позволит рационально воспользоваться уникальным географическим положением и природными условиями залива Советская Гавань и даст толчок в развитии Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла. Порты Ванино и Советская Гавань расположены на материке в центральной части Татарского пролива, куда выходят все морские и сухопутные транспортные пути региона. Порты имеют выход по железной дороге на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, а по строящейся автомобильной дороге Лидога – Ванино на единую сеть автомобильных дорог России. Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел наряду со сложившимися транспортными связями, имеет прекрасные природно-географические условия и обширные свободные территории для дальнейшего развития морских портовых мощностей и припортовой инфраструктуры. При этом в порту Ванино перспективный объем грузопереработки составит более 90 млн. тонн в год к 2020 году при объеме в 2009 году – около 13,0 млн. тонн[6, с.2].

Помимо этого российским и иностранным предпринимателям были предложены связанные с транспортно-промышленным узлом проекты: строительство дорог, целлюлозно-бумажного комбината в Амурске мощностью до 500 тысяч тонн в год и завода по деревообработке.

Также было принято решение проводить Дальневосточный экономический форум раз в два года, чередуя с Байкальским форумом в Иркутске, так как тематика этих форумов во многом перекликается.

В рекомендациях четвертого Дальневосточного международного экономического форума было особо отмечено, что на современном этапе ключевым источником экономического роста во всем мире становится нематериальный капитал и его важнейшая составляющая – человеческий потенциал. А это означает, что и Дальний Восток России должен быть представлен на мировом рынке не только сырьем, но, прежде всего, инновациями.

Участники четвертого Дальневосточного международного экономического форума подчеркнули, что в условиях мирового финансового кризиса актуальность выработки единой долгосрочной стратегии развития восточных территорий Российской Федерации не только не снижается, но и приобретает еще большее значение. Остаются неизменными стратегические ориентиры на создание конкурентоспособной и динамичной экономики, обеспечение высоких показателей уровня и качества жизни населения. Анализ функционирования экономики Дальнего Востока России в условиях кризиса еще раз подтверждает необходимость инновационного характера её развития, повышения эффективности за счет увеличения доли конечной продукции в валовом региональном продукте, диверсификации промышленного производства [4, с.1].

При значительном природно-ресурсном, промышленном, экспортном и рекреационном потенциале, в восточных регионах России, тем не менее, существует ряд проблем, сдерживающих их развитие. Низкий уровень развития инфраструктуры, высокие транспортные и энергетические тарифы, сложная демографическая ситуация становятся препятствием динамичного и качественного развития экономики региона. Реализация дальневосточных инвестиционных программ, активно осуществляемых в последние годы государством для исправления экономической ситуации на востоке страны, нуждается в высокой координации. В этом плане Дальневосточный международный экономический форум стал одним из наиболее авторитетных и значимых в России. При этом он является не только возможностью обсудить актуальные вопросы развития экономики, но и наладить торговые связи, привлечь инвестиции, в том числе и иностранные, ознакомиться с уровнем развития отраслей промышленности. Значимость форума растет, по статусу он практически сравнялся с российскими форумами, имеющими более длительную историю – Санкт-Петербургским (с 1997 года) и Сочинским (с 2002 года). Проходящие в рамках форума дискуссии и встречи помогают лучше узнать проблемы и достижения Дальнего Востока, содействуют доверительному диалогу бизнес-сообществ и открывают возможности для новых проектов и инициатив. Конечной целью является достижение такого уровня развития, при котором сырьевая направленность экономики дальневосточного региона уйдет в прошлое, а на смену придет диверсификация экономики, глубокая переработка сырья, развитие машиностроительных и обрабатывающих отраслей с одновременным расширением нефтегазового сектора.


Литература:

1. В Хабаровске открылся Дальневосточный международный экономический форум, 05.10.2006 / http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=34129
2. Дальневосточный экономический форум покажет пример АТЭС, 18.09.2007 / http://www.newsinfo.ru/articles/2007-09-18/item/536768/
3. Институт демографических исследований, Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия, 13.03.2006 / http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=19&idArt=322
4. Рекомендации IV Дальневосточного международного экономического форума / http://www.dvforum.ru/doklads/recomend.pdf
5. С Севера на Восток: В Хабаровске открылся экономический форум, «Российская газета» – Федеральный выпуск №4762 от 1 октября 2008 г. / http://www.rg.ru/2008/10/01/dforum.html
6. Теребиж Л.Ю. Развитие Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла до 2020 года / http://www.dvforum.ru/doklads/Terebizh.pdf
7. Bradshaw, Michael (2008) 'The Geography of Russia's New Political Economy', New Political Economy, 13 (2), 193-201.
Основные термины (генерируются автоматически): Дальнего Востока, Дальневосточный международный экономический, экономический форум, международный экономический форум, Дальнего Востока России, Дальневосточного международного экономического, развития Дальнего Востока, развитие Дальнего Востока, экономики Дальнего Востока, развития экономики, Дальневосточный экономический форум, международного экономического форума, развитие Сибири, развития Востока России, «Через развитие Сибири, потенциал Дальнего Востока, потенциала Дальнего Востока, развития экономики Дальнего, «развитие Дальнего Востока, проектов развития Дальнего.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос