Авторы: Нардин Дмитрий Сергеевич, Крупко Марина, Ланглец Людмила

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (26) март 2011 г.

Статья просмотрена: 406 раз

Библиографическое описание:

Нардин Д. С., Крупко М., Ланглец Л. Эффективная государственная поддержка как составляющая конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.1. — С. 180-182.

Сельское хозяйство России и Омской области в частности до настоящего времени, несмотря на предпринимаемые руководством страны меры по повышению его эффективности, находится в глубоком и затяжном системном кризисе. Сегодня поиск и реализация путей, методов и средств выхода из этого кризиса относится к числу главных задач. В данной связи назрела необходимость выработки на научной основе путей по преодолению этого кризиса, построение эффективного хозяйственного механизма АПК, базирующегося на оптимальном сочетании самоактивности рынка и государственного регулирования, а также государственной поддержки. При этом как данные меры, так и такой механизм должны быть ориентированы на обеспечение высокого уровня конкурентоспособности как сельскохозяйственных предприятий, так и выпускаемой ими продукции [2].

Поскольку конкурентоспособность отражает практически все стороны экономики, определяет платежеспособность, финансовую устойчивость предприятия, его место на рынке, она должна быть поставлена в центр внимания как ученых, так и хозяйственных руководителей.

Таким образом, проблеме повышения конкурентоспособности, формирования и реализации конкурентных преимуществ отраслей и предприятий агропромышленного сектора, присуща особая актуальность и в научном отношении, и в практике хозяйствования [1].

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно во многих странах и отраслях рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.

Под конкурентоспособностью следует понимать многоплановую экономическую категорию, которую можно рассматривать на нескольких уровнях: конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, регионов, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь, поскольку региональная и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей внедрять новые инновационные проекты и выпускать конкурентоспособные товары.

Современный этап развития экономических отношений характеризуется взаимодействием множества юридических и физических лиц, порождающий широкий спектр противоречий. Большинство этих противоречий связано с вопросами повышения конкурентоспособности. Следовательно, на первый план в разработке экономической стратегии предприятия выходит задача усиления его конкурентного преимущества на рынке.

Важный аспект конкурентоспособности - наличие конкурентных преимуществ, то есть уникальных осязаемых и неосязаемых активов, которыми владеет предприятие, которые стратегически важны для бизнеса и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Чтобы предприятие стало лидером на рынке, ему необходимо опережать конкурентов в нововведениях в системе производства и сбыта, в установлении новых цен, снижении издержек. Поэтому конкурентоспособность не является постоянным признаком; преимущество над соперником может утрачиваться со временем как за счет факторов внешней среды, так и за счет внутренних факторов. Внешними факторами конкурентоспособности являются: финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика государства; степень конкурентоспособности рынка; величина платежеспособного спроса; инфраструктура рынка; протекционистская политика по отношению к отечественным производителям; стандартизация и сертификация продукции; уровень информированности о рыночной конъюнктуре; природно-климатические условия [3].

Внутренние факторы конкурентоспособности: конкурентоспособность продукции; финансовое состояние предприятия; маркетинговая деятельность; организация и управление производством; инновационная деятельность и технологии; размер предприятия.

Одним из важнейших, на наш взгляд, факторов, влияющих на конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, является государственная политика в области регулирования и поддержки сельхозтоваропроизводителя.

Объективная необходимость государственного регулирования аграрного сектора обусловлена рядом причин, среди которых важнейшими являются: обеспечение продовольственной безопасности страны, низкая конкурентоспособность и производительность отрасли, ценовой диспаритет на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, низкий уровень оплаты труда работников сельского хозяйства и другие. Система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для развития сельского хозяйства должна быть сориентирована на решение первоочередных задач: ускорение социального развития села; стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке; усиление государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве; создание единой информационной и консультационной системы в АПК; содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта продукции [2].

Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей может осуществляться в форме субсидирования, льготного кредитования, налогового и инвестиционного стимулирования. Финансовую поддержку агропромышленного комплекса следует осуществлять по следующим направлениям:

  1. Путем компенсации части затрат на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, удобрения при производстве отдельных видов с.-х. продукции;

  2. Создание специальных государственных фондов финансовой поддержки сельского хозяйства, обладающих источниками формирования и целевым характером использования;

  3. Выделение дотации при поддержке племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведения элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;

  4. Субсидирование за счет средств республиканского бюджета части кредитов, используемых товаропроизводителями на приобретение высокопроизводительных машин и оборудования, введение эффективных технологий;

  5. Оказание финансовой помощи в становлении и развитии крестьянских хозяйств [1].

В последние годы по объемам производства сельскохозяйственной продукции Омская область входит в десятку крупнейших регионов России.
По предварительным данным, производство продукции животноводства за 2010 год по сравнению с уровнем 2009 года составило: 852,6 тыс. тонн молока (100,1%), 257,4 тыс. тонн мяса (100,1%), 768,9 млн. шт. яиц (100,4%). По состоянию на начало 2011 года поголовье крупного рогатого скота составило 440,2 тыс. голов (100,1% к началу прошлого года). Из них поголовье коров составило 216,2 тыс. голов (100,9% к тому же периоду).
В Омской области в 2010 году было собрано 2,3 млн. тонн зерна.

На техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства хозяйствами области направлено 855 млн. рублей, приобретено 52 зерноуборочных комбайна, 17 из которых произведены в Омской области, 15 кормоуборочных комбайнов и сенозаготовительных комплексов, 154 трактора различных марок, 18 посевных комплексов, в том числе 7 комплексов МПК-12, изготовленных с применением инновационных методов [4].

Объём государственных вложений в развитие и поддержку агропромышленного комплекса Омской области превысит по итогам года 1 млрд. 214 млн. рублей. Почти половина этой суммы, а именно 524,6 млн. рублей, - средства областного бюджета. В 2010 году значительно возрос объем расходов областной казны на поддержку производства молока в личных подсобных хозяйствах [5]. Ставки субсидирования на закупку молока у населения увеличены к уровню предыдущего 2009 года в 5 раз – с 60 копеек до 3 рублей. А с осени 2010 года бюджетные субсидии на производство молока составляют 4 рубля [6]. В результате в текущем году с января по ноябрь включительно поголовье коров и закуп молока приросли к уровню 2009 года на 1,3% и 15 % соответственно. В целом, по данным Минэкономики, производство молока и мяса в хозяйствах всех категорий сохранится на уровне предыдущего года, яиц – увеличится на 0,7%. Также с 1 июля действует 10-процентная скидка на отпускные цены топлива для сельских товаропроизводителей.

Сельскохозяйственные товаропроизводители активно привлекали кредитные ресурсы банковского сектора на техническое перевооружение, модернизацию и развитие собственных хозяйств. По состоянию на 14 декабря, с начала года выдано 3168 кредитов на общую сумму более 3,3 млрд. рублей, что превышает объемы кредитования предыдущего года на 415,9 млн. рублей, или на 14,3% [5].

Для того чтобы оценить фактор экономического воздействия бюджетного субсидирования на производство молока необходимо провести анализ изменения основных экономических показателей на примере ООО «Соляное» в следующей таблице.

Таблица 1

Влияние субсидирования на экономическую эффективность деятельности

ООО «Соляное» Черлакского района Омской области

Наименование показателя

Себестоимость без субсидий, руб.

Себестоимость с субсидиями, руб.

Выручка, руб.

Рентабельность без субсидий, %

Рентабельность с субсидиями, руб.

Производство молока (в расчете на 1 л)

8,10

4,10

9,01

11,2

119,8


Таким образом, использование средств бюджетного субсидирования на данном предприятии обеспечило прирост рентабельности производства молока на 108,6 %.

Что же касается субсидирования производства мяса и зерна, то политика государства в этой области осуществляется не настолько активно, нежели в молочной отрасли.

Одним из рычагов регулирования аграрного сектора является ценовая политика государства. Наиболее ярким примером этого процесса является регулирование цены на топливо в период весенне-полевых и уборочных работ. В 2010 году средняя цена на дизельное топливо составила 20,00 рублей, а, как было отмечено выше, скидка на его закупку была равна 10%. Таким образом, сельхозтоваропроизводители производили закупку топлива по цене 18 руб./л. Экономия затрат на ГСМ в хозяйстве в 2009 году составила 1 833 тыс. руб.

В результате проведенного исследования выяснилось, что государственная поддержка оказывает значительное влияние на производство основных видов сельскохозяйственной продукции. С использованием средств бюджетного субсидирования затраты, приходящиеся на единицу продукции, сокращаются практически на 50%, что приводит к абсолютному увеличению рентабельности производства на предприятии. В конечном итоге совокупность вышеуказанных факторов приводит к повышению конкурентоспособности производимой продукции на аграрном рынке.


Литература:
  1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. – М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2007. – 256 с.

  2. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование / А.Г. Цыганова. – М.: Изд-во Логос, 2008. - 274 с.

  3. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. – М.: «ГНОМ и Д», 2006. – 142 с.

  4. http://www.omskportal.ru/ru/government/News/2010/08/21/1282391875016.html

  5. http://msh.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/MSH/the_branch_information/finans/razvitie.html

  6. http://www.zol.ru/z-news/preview.php?newsid=63866

Основные термины (генерируются автоматически): Омской области, сельскохозяйственной продукции, производство молока, повышения конкурентоспособности, регулирования аграрного сектора, конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, поддержку агропромышленного комплекса, конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, бюджетного субсидирования, сельского хозяйства, конкурентоспособности производимой продукции, Важный аспект конкурентоспособности, высокого уровня конкурентоспособности, проблеме повышения конкурентоспособности, Внешними факторами конкурентоспособности, вопросами повышения конкурентоспособности, поголовье коров, степень конкурентоспособности рынка, аграрном рынке, Внутренние факторы конкурентоспособности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос